Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Программа интегрированного курса «Фантазеры» на основе использования сюжетных планшетов. Пояснительная записка Сюжетное конструирование c использованием сюжетных планшетов является инновационным вариантом реализации программы по данному виду деятельности дошкольников. Новизной программы курса «Фантазеры» является то, что в ней прослеживается взаимосвязь различных тем раздела «Ознакомление с окружающим миром». Базовые темы этого раздела перекликаются с темами курса: «Мы – пешеходы», «Виды транспорта по назначению», «Путешествие по Рудному», «Труд людей на селе», «На джайляу» и другими, происходит как бы подтягивание одного вида деятельности к другому. Это дает детям возможность прожить предложенную тему, мало того - «прощупать» ее своими руками во время изготовления каждой конструкции. Во всех темах курса просматривается процесс социализации детей: создавая социальные объекты, ребенок приобретает жизненный опыт, проверяет этот опыт, усваивает нормы поведения в обществе людей. Особенно ярко это проявляется во время непосредственного обыгрывания построек, которое является обязательной частью каждого занятия. Ребенок берет игрушки и своими действиями и словесным сопровождением воспроизводит только что созданный сюжет. Мотивом для создания программы послужило так же желание раскрыть и расширить творческие способности дошкольников, увеличить их потенциальные возможности. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Что нового предполагает данный вид деятельности - использование сюжетных планшетов в процессе конструктивной деятельности - замена репродуктивного метода обучения на занимательные игры и упражнения - вариативность в использовании конструктивного материала и планшетов - поисковый характер деятельности детей. Яркую новизну детскому конструированию придает метод использования красочных сюжетных планшетов. Это та изюминка, которая украшает каждое такое занятие, вызывает эстетическое удовольствие, наполняет занятие глубоким смыслом. Основными становятся так же методы сотрудничества и сотворчества как внутри детского коллектива, так и между детьми и педагогом, совместного поиска решений поставленных проблем. Предоставляется возможность использования нескольких планшетов на одном занятии. Конструктивная деятельность детей с использованием сюжетных планшетов является той стимулирующей средой, которая помогает ставить и решать одновременно несколько творческих задач, позволяет развить творческие способности в каждом ребенке и проявить все, может быть, невидимые стороны детского таланта. Таким образом, сюжетное конструирование на планшетах - тот вид деятельности, который гарантирует дошкольнику успех, нацеливая на понимание процессов, происходящих в обществе, давая возможность для творчества, формируя умение предвидеть будущий результат, воспитывая самостоятельность, развивая пространственно-образное мышление, обогащая речь. Цель: расширение социального опыта и развитие творческих способностей детей в процессе конструирования на основе использования сюжетных планшетов. Задачи: -развитие поисковой деятельности, формирование творческого подхода к решению конструктивных проблем -дальнейшее формирование социального опыта в различных жизненных ситуациях -поиск оптимальных форм, методов в выборе предложенного материала для построек -воспитание художественного вкуса, дизайнерских умений в оформлении поделок и построек Ожидаемый результат: Знать: - основные моменты тем, по которым создается сюжет - этапы работы в создании построек по сюжету Иметь: - навык коллективной работы над одним проектом - стремление к поиску решения поставленных задач Уметь: - проявлять творческие способности в достижении цели - создавать комплексные постройки на планшетах - использовать имеющиеся знания и социальный опыт в процессе изготовления постройки - использовать различные материалы в рамках одной темы - предвидеть результат своего труда. На реализацию интегрированного курса «Фантазеры» отводится 18 часов. Занятия в рамках курса проводятся 2 раза в месяц. Календарно – тематический план интегрированного курса «Фантазеры» для детей старших групп детского сада. Тема «Мой двор» - 1 час Основное содержание. Конструктивные решения Сооружение зданий, различных дворовых построек; изготовление объектов для детских забав. Усвоение (приобретение) элементов (навыков) социального опыта Забавы детей во дворе в свободное время: катание с горки, раскачивание на качелях, подвижные, спортивные, сюжетные игры, игры в песочнице. Тема «Мы пешеходы» - 1 час Конструктивные решения Сооружение пассажирского транспорта, зданий, различных по назначению, объектов для соблюдения правил дорожного движения Усвоение навыков социального опыта Правила уличного движения: использование проезжей части и тротуаров, пешеходных и подземных переходов; виды пассажирского транспорта, виды городских зданий. Тема «В гости в аул» - 1 час Конструктивные решения Строительство нового дома, бытовых объектов: колодца, изгороди вокруг овощных грядок, будки для собачки. Усвоение навыков социального опыта Жизнь в ауле, сельскохозяйственные работы, бытовые хлопоты, домашние животные, посильная помощь детей по хозяйству. Тема «Детский сад» - 1 час Конструктивные решения Изготовление мебели для помещений детского сада, детских игрушек. Усвоение навыков социального опыта Оснащение детского сада мебелью, другим оборудованием различного назначения, дополнение игрушками. Жизнь детей в детском саду: игры, занятия, режимные моменты. Тема «Пожарные спешат на помощь» - 1 час Конструктивные решения Строительство многоэтажного дома, изготовление пожарной машины с лестницей и шлангом, водовоза с цистерной. Усвоение навыков социального опыта Причины, приводящие к возникновению пожаров. Поведение пожарных во время тушения огня. Правила пожарной безопасности. Тема «По казахской сказке «Что вкуснее»» - 1 час Конструктивные решения Строительство скотного двора, загона для животных, изготовление кормушек для скота. Усвоение навыков социального опыта Содержание животных на скотном дворе; корма, используемые в пищу животным. Речевые навыки Пересказ близко к тексту. Тема «Полетим, поплывем, поедем» - 1 час Конструктивные решения Изготовление видов транспорта по среде передвижения. Усвоение навыков социального опыта Различие транспорта по среде передвижения: водный, воздушный, наземный: железнодорожный и автотранспорт. Профессии работников транспорта. Тема «Наша комната» - 1 час Конструктивные решения Изготовление мебели для дома, дизайнерских дополнений: накидок, салфеток, скатертей. Усвоение навыков социального опыта Труд работников мебельного цеха, дизайнеров по интерьеру. Мебель для комнат жилого дома. Распределение мебели по комнатам. Создание уюта в доме. Тема «Зоопарк» - 1 час Конструктивные решения Изготовление клеток для животных, дополнительных ограждений, кормушек для зверей. Усвоение навыков социального опыта Зоопарк – место отдыха для всей семьи. Содержание зверей в неволе, их повадки. Труд служителей зоопарка. Тема «Аэродром» - 1 час Конструктивные решения Строительство самолетов, бензозаправки, бензовоза, подъездных машин, изготовление трапа, взлетной полосы. Усвоение навыков социального опыта Аэродром - место стоянки и взлета самолетов. Труд самолетостроителей и работников аэродрома. Спасательные функции воздушного транспорта. Тема «На джайляу» - 1 час Конструктивные решения Изготовление юрт, загона для скота, качелей, цветов. Усвоение навыков социального опыта Труд табунщика на джайляу. Установка юрты. Помощь детей взрослым. Забавы детей на свежем воздухе. Тема «Куда спешат шоферы» - 1 час Конструктивные решения Строительство различных видов транспорта по назначению: подъемного крана, автобуса, скорой помощи, пожарной машины. Усвоение навыков социального опыта Разнообразие «умных» машин - помощников человека. Труд работников транспорта. Тема «На реке» - 1 час Конструктивные решения Строительство мостов через реку, кораблей, лодок, изготовление речных обитателей, оформление реки и берегов растениями. Усвоение навыков социального опыта Изобретение моста как средства для переправы на другой берег реки. Водный транспорт. Растения и обитатели рек. Отдых на реке. Тема «Домики для сказочных героев» - 1 час Конструктивные решения Строительство домиков различных видов, дополнение их различными архитектурными элементами, заборчиками, клумбами с цветами. Усвоение навыков социального опыта Сказки и сказочные герои. Соответствие особенностей каждого домика чертам характера героев сказок. Забота об удобстве проживания в этих домиках. Тема «Магазин игрушек» - 1 час Конструктивные решения Строительство магазина, товарного склада, машин для перевозки товаров. Усвоение навыков социального опыта Специфика магазина игрушек. Труд строителей, шоферов, грузчиков. Тема «Планета роботов» - 1 час Конструктивные решения Изготовление летательных аппаратов, роботов. Усвоение навыков социального опыта Космические фантазии, мечты о межзвездных перелетах, встречах с жителями других планет. Конструкции, управляемые человеком. Тема «В парке аттракционов» - 1 час Конструктивные решения Строительство каруселей, детской железной дороги, горок, изготовление качелей, скамеечек. Усвоение навыков социального опыта Отдых всей семьи в парке аттракционов. Катание детей на различных двигательных объектах. Труд работников парка, их желание доставить людям радость. Тема «Путешествие по городу Рудному» - 1 час Конструктивные решения Строительство вокзала, плавательного бассейна, хоккейного корта, мебельного салона, каруселей, автопарка. Изготовление поделок для оформления сквера: клумбы, фонтана, скамеечек. Усвоение навыков социального опыта Социальные объекты города. Гостеприимство жителей города. Зеленые зоны города. Планшеты изготавливаются по типу "печать на баннере" Алгоритм работы на планшете: 1. Создание проблемно – игровой ситуации (одной или нескольких) 2. Внесение планшета по теме 3. Обсуждение деталей построек и выбор материала 4. Деление на группы по требованию сюжета 5. Выполнение работы 6. Обыгрывание построек. Маленький ребенок — инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Если попытаться соотнести сложность задач, которые каждую минуту решает маленький человек, с его силами, знаниями и возможностями — получится, что задачи эти нисколько не легче, нежели те, которые решает профессиональный архитектор или студент старшего курса технического вуза. Может быть, малыш инстинктивно чувствует, насколько конструирование помогает ему развиваться? Примерный конспект занятия Тема «На джайляу». Цели: знать какие работы производятся людьми на джайляу, уметь создавать сюжетную композицию, используя различные материалы, иметь желание экспериментировать с этим материалом. Материал: планшет «На джайляу», пластиковые бутылки, куски веревки, проволоки, фигурки настольного театра, дощечки, природный материал: ветки, бумага для «оригами». Ход занятия. Создание проблемно - игровой ситуации. Воспитатель использует фигуры настольного театра. Воспитатель. Приехал как – то Айдар в гости к дедушке. Дед работал чабаном, пас отары овец на джайляу. Вечером дед стал собирать необходимые вещи, чтобы утром отправиться на пастбище. - Возьми меня с собой, - попросил Айдар. - А ты не устанешь, ведь я работаю с утра до вечера? - сказал ему дед. - Я буду тебе помогать - пообещал Айдар. - Ну, хорошо, ложись спать, а рано поутру отправимся на джайляу. Уснул Айдар. Внесение планшета. Воспитатель. Нам надо подготовить все необходимое для игры по этой ситуации. Что украшает степь весной и летом? Где Айдар и дед будут укрываться от ветра, отдыхать? Куда будут загонять скот вечером? Как будет развлекаться мальчик? Игра «Пастух и стадо». Один ребенок выполняет роль пастуха, остальные дети – «стадо». «Пастух» берет рожок. Раным – рано поутру пастушок ту – ру – ру – ру. Дети разбредаются по группе. По сигналу рожка сбегаются к «пастуху» Подготовка материала для построек. Дети выражают готовность изготовить цветы, загон для скота, качели, отбирают материал для установки юрты. Затем воспитатель помогает детям разделиться на группы и подготовить необходимый материал: одни изготавливaют цветы в технике «оригами», другие – загон для скота из строительного материала, качели – из природного и бросового материала (обрезанных веток одинаковой длины, кусочков тонкой веревки, кусочков дощечки, проволоки), юрту из бросового материала (верх пластиковой бутылки, зубочистки для изготовления шанырака, лоскуты ткани). Обыгрывание ситуации. Воспитатель. Проснулся утром Айдар и пошел с дедом на пастбище. Дед поставил юрту, соорудил для внука качели, Айдар помогал ему, подавал нужные детали. В степи на джайляу пасутся овечки Там дедушка юрту поставил у речки Светла и бела, словно тучка она Под куполом дырка заместо окна. Выполнение работы. Дети ставят юрту, сооружают шанырак, выстилают «ковры» внутри юрты, изготавливают качели, загон для скота. Итог. Воспитатель. Пока дед пас отару, Айдар вдоволь набегался по зеленой траве, собрал букет тюльпанов, покачался на качелях, а когда наступил вечер, помог деду загнать скот на ночлег. Дед остался доволен внуком. «Хороший помощник у меня растет!» – сказал он и пообещал Айдару купить новый велосипед. | |
Просмотров: 1333 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|