Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики Развитие речевой культуры общения необходимо начинать с дошкольного возраста ,так как дети в таком возрасте легко, словно губка, впитывают образцы речи, они эмоциональны, любят играть Современные дети уже с первых лет жизни слушают радио, смотрят телепередачи, слышат речь других людей. Дети овладевают родной речью в процессе общения. Но ритм нашей жизни не всегда позволяет родителям целенаправленно развивать культуру речевого поведения ребенка. А именно в дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, вести диалог по телефону и т. д. Но дети испытывают большие трудности в общении. Многие из них испытывают некоторые трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматики, лексики. Не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Диалог является естественной средой развития личности. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи Вы, конечно слышали о такой науке, как риторика, она имеет свою историю, и, по мнению учёных, возникла более 2000лет назад на земле Древней Эллады, где даже считалось «обязательной» наукой, которая призвана поучать и наставлять, открывать секреты искусства речи. Риторика требовала от говорящего и пишущего нравственной и этической чистоты, порядочности и стройности мыслей и, конечно ,учила возвышенному, эмоциональному, образному слову. На Руси риторическую науку назвали красноречием, подчеркнув тем самым, что это учение о яркой, выразительной речи. Для чего же риторика нужна детям? Для того чтобы они смогли не только успешно обучаться в школе, но и умело общаться с другими людьми. Без умения правильно вежливо разговаривать, слушать, узнавать новое, влиять при помощи речи на окружающих человек не может успешно жить в современном мире. Целью занятий риторики является пробуждение у детей желания общаться: вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на основе этого начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие детям темы. На занятиях дети учатся рассказывать о себе, фантазируют, рисуют. Каждое занятие состоит из четырёх этапов; 1.Речевая разминка. 2.Знакомство с речевыми понятиями. 3.Формирование культуры речевого поведения. 4.Сочинительство. Какие же задачи решаются на каждом этапе занятия? 1.Речевая разминка. С первых минут занятия дети активно включаются в процесс говорения -вид речевой деятельности, который наряду со слушанием, является ведущим у детей старшего дошкольного возраста. Детям предлагается чистоговорки, скороговорки для отработки чёткости ,ясности произношения, а также стихи, помогающие развивать чувство ритма и постепенно овладевать основными средствами выразительности устной речи. Ценность разминки в том что она совершенствует речевой аппарат детей, формирует хорошую дикцию. Кроме того, речевая разминка позволяет включить в речевую деятельность всех детей сразу, поскольку при её проведении используются хоровые формы работы. важно и то что речевая разминка развивает память, так как дети заучивают наизусть произведения малых форм. 2. Знакомство с речевыми понятиями. На этом этапе занятия дети не столько знакомятся с теоретическими сведениями о речи, сколько овладевают ими на практическом уровне. Дети вводятся в речевую ситуацию(через рассматривание рисунков, через их озвучивание- разыгрывание),знакомятся с основными средствами выразительности устной речи(громкость, темп, тембр, тон),с двумя формами устной речи(монолог ,диалог). 3.Речевой этикет. Навык уместного употребления речевых этикетных формул формируется в процессе анализа и разыгрывания типичных ситуаций общения. Дети учатся культуре поведения, доброму, уважительному отношению к окружающим. 4.Сочинительство. Дети любят рисовать, придумывать истории, они живо отзываются на яркость, эмоциональность речи, понимают юмор ,любят рассказывать детские анекдоты Сочинительство помогает развить творческий потенциал личности. На каждом занятии с детьми можно что-нибудь придумывать: сказки, рассказы, небылицы, истории по сюжетным картинкам. Живая разговорная речь необычайно богата образными выражениями. Многие из них стали устойчивыми. Кто не знает загадок, скороговорок, пословиц и поговорок? Их создатель- народ. В них он открывал своё отношение к окружающему миру, к своей жизни, быту труду, а самые мудрые и красивые речения использовал в сказках, песнях, былинах, загадках, заговорах. И, так, мы поговорим о пословицах Пословицы недаром молвятся, Без них прожить нельзя! Они великие помощники И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют Порой чему-то поучают Советы мудрые дают, И от беды нас берегут. (Показывает иллюстрации пословиц) 2)Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом) Что не вырубишь топором?(что написано пером) Чем долг красен? (платежом) Когда приходит аппетит? (во время еды) Где черти водятся?(в тихом омуте) Что любят счёт? (деньги) В какие сани не следует садиться? (не в свои) 3) Составьте пословицу или поговорку из слов: Пруд, труд, вынимать, рыбка. Будет, наша ,праздник ,улица Медведь, наступать, ухо. Смотреть ,конь, дарёный, зубы. 2 Часть. Эмоции и мимика. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние –радость, скорбь, гнев, происходят определённые изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз- мимика, появляются определённые жесты -пантомимика, возникают специфические оттенки в интонациях- голосовая мимика. 3 часть. Языковые шутки. Слово в речи не пассивно ,оно поворачивается, то одной стороной, как бы желая себя показать. Это позволяет человеку понимать переносный смысл слова и юмор, самому создавать образные выражение. Только человек, который активно владеет всем смысловым полем слова, может понять соль шутки, ощутить малую вероятность данного Сочетания слов или выразить в речи тот или иной сотенок отношения к происходящему. Чем свободнее умеет человек общаться со словами, чем богаче его речь, тем лучше должны быть подготовлены и его слушатели. Иногда человек понимает основной смысл речи, но не понимает дополнительный смысл, подтекст. 4 Часть Буриме- игра на заданную рифму. Предлагаю для рифмовки такую фразу; Сегодня здесь мы собрались! Доклад «Формирование элементарных навыков культуры и речевого поведения детей. Воспитатель;Халикова.И.Р. | |
Просмотров: 990 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|