Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Работа с родителями условно разделена на три последовательных этапа. 1.Этап подготовительный (его можно назвать диагностическим) заключается в определении родительской ролевой позиции, его отношения к ребенку и воспитанию, стилю воспитания, ожидания от педагогов. Правильно организованная диагностика помогает определить основные задачи взаимодействия с родителями, определить направления и пути реализации задач, устранить в дальнейшем существующие проблемы. На данном этапе выявляются группы родителей согласно их ролевым позициям. Диагностика позволяет педагогам выяснить существующие проблемы в семейном воспитании родителей, их недостаточную педагогическую компетентность, пассивность, инертность, нежелание участвовать в воспитательно-образовательном процессе. К каждой из групп, ставиться цель и задача, направленные на активизацию родителей, коррекцию их родительской позиции и гармонизацию детско-родительских отношений. На сегодняшний момент существует множество анкет и методик, позволяющих определить тип родительской позиции, существует также методика А.Я. Варга. Родительские установки, или позиции, - один из наибо¬лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно¬шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо¬собов поведения с ним. Итак, я определила следующие родительские позиции (авторская разработка): Группа «1»: «Воспитывать должны воспитатели, а у меня своих забот хватает». Из основного принципа данной группы понятно, что эта общность родителей старается не вникать в процесс воспитания своих детей: сыт, одет, обут и этого достаточно – родительский долг выполнен. Они не особо интересуются проблемами воспитания детей, не вникают в суть учебно-воспитательного процесса, всецело полагаясь на педагогов, как на профессионалов, обязанных обучить и воспитать их ребенка. Их роль в воспитании детей пассивна, они стараются переложить свою ответственность за воспитания ребенка на плечи воспитателей и учителей. Не знают основных принципов воспитания, не придерживаются системы в воспитании, зачастую имеют низкий уровень педагогической компетентности. Самоустраняемость – это их обычное поведение. Основной целью в работе с данной группой будет приобщение родителей к процессу воспитания ребёнка, повышение их педагогической компетентности, помощь в осознании важности своего участия в процессе воспитания, в общении со своим ребёнком, который нуждается в одобрении и поддержке со стороны родителя. Группа «2»: «Воспитывайте – я буду наблюдать!» Данная группа является только наблюдателями, которые хотя и имеют собственное мнение о воспитании, и дома стараются воспитывать свое чадо, но предпочитают быть в стороне от педагогического процесса в детском саду. Они могут иметь свое мнение по поводу воспитания детей, зачастую не совсем правильное, но вместо того, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и трудности в воспитании детей, предпочитают «не высовываться», «не выносить сор из избы», а в детском саду являются пассивными наблюдателями. Данной группе родителей важно понять, что процесс воспитания не может быть односторонним – только в партнёрстве с воспитателями возможно достижение желаемого результата. Группа «3»: «Воспитывать будем вместе!» В этой группе – родители активисты, которые чаще всего состоят в родительском комитете, принимают активное участие в организации праздников, в совместном проведении организованной учебной деятельности. Они хотят быть партнёрами в процессе воспитания своих детей. Заинтересованы в развитии своего ребенка, стремятся к участию в воспитательно-образовательном процессе, оказывают различную помощь педагогам, стремятся вникнуть в особенности образования. Однако, очень часто активное участие данной группы родителей не всегда бывает позитивным, наша цель направить активность родителей в положительное русло, в деятельность приносящую объективно хороший результат, умение выбирать правильную траекторию своей деятельности. Группа «4»: «Воспитывать умею только я!» Уже из названия понятно, что эта группа считает непререкаемым свой авторитет родителя и очень критично относится к воспитанию своего ребёнка педагогами. Они всегда недовольны деятельностью воспитателя, постоянно подозревают педагогов в их профессиональной непригодности, в необъективном отношении к своему ребенку, в неумении дифференцированно относиться к детям и их возможностям. Они дают воспитателям различного типа инструкции, стараются контролировать их каждый шаг, любая мелочь воспринимается ими как трагедия мирового масштаба, они постоянно оценивают действия воспитателей. Цель в данном случае, позволить родителю примерить на себя роль воспитателя в конкретных условиях детского сада, чтобы изнутри понять важность участия педагога в процессе воспитания, и выяснить уровень подготовленности педагога при проведении организованной учебной деятельности. Сформировать понятия, что «воспитание» и «обучение» достаточно более глубокие понятия, чем кажется на первый взгляд, и воспитатели являются профессионалами в данных областях. Группа «5»: «Пожалуйста, докажите мне, что мой ребёнок может…» В данную группу родителей входят те, которые постоянно сомневаются в своём ребёнке, постоянно его критикуют, недовольны его поведением, уровнем сформированности каких либо навыков, не могут смириться с его индивидуальностью, особенностями характера, уровнем умственного развития, привычками. Обычно они имеют завышенные требования к ребёнку, довольно необъективны по отношению к детям, постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми, которые на их взгляд более успешны, умны и т.д. Постоянно требуют от воспитателей доказательств его способностей и умений. Здесь важно, чтобы родитель научился принимать ребёнка таким, какой он есть. Воспитатель, должен акцентировать внимание родителя на конкретных положительных достижениях ребёнка. Объяснить, что постоянное недовольство к своему ребенку в конечном итоге приведет к его закомплексованности, необоснованным страхам, а возможно и фобиям. Только положительное отношение может способствовать успешному развитию ребенка. Группа «6»: «Мой ребёнок – само совершенство!» Эти родители являются полной противоположностью предыдущей группе. Они балуют своего ребёнка сверх всякой меры, потакают его капризам, а его поведение даже самое неприличное вызывает у них умиление и радость. Они не способны объективно оценить его и тем более не умеют правильно его воспитывать. В результате такой тактики воспитания, они не в состоянии контролировать своего ребенка и являются жертвами манипулирования со стороны дитя. Явным следствием такого стиля воспитания является педагогическая запущенность ребенка, сложные поведенческие явления с его стороны, истерики и вседозволенность. Целью, в данном случае является приобретение родителем способности объективно оценивать своего ребёнка. Необходимо повышать уровень педагогической компетенции у таких родителей, учить их правильному взаимодействию с ребенком. Приобщение родителей данной группы к участию в различных формах жизнедеятельности в детском саду наиболее эффективно. Конечно, данное деление очень условно, и родители, относящиеся к одной группе, могут входить и в другую (например, родитель из группы № 3 – «Воспитывать будем вместе!» может входить в группу № 5 – «Пожалуйста, докажите мне, что мой ребёнок может…», или № 6 – «Мой ребёнок – само совершенство» и т.д.). Но формы работы, в любом случае, должны быть направлены на включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и формирование активной родительской позиции. Этот же этап включает в себя планирование разнообразных форм работы с родителями с учетом поставленных целей и задач. 2.Этап основной предполагает организацию взаимодействия с родителями, включающую в себя разнообразные формы. Осуществляет реализацию запланированной работы с родителями с учетом полученных результатов диагностики. Способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, погружение их в воспитательно-образовательный процесс, участие в разнообразных мероприятиях и направлениях, корректировке отношений в системах «родитель-педагог», «родитель-ребенок», «родитель-родитель». На этом этапе важен правильный анализ эффективности тех или иных форм работы, выявление наиболее интересных на взгляд родителей мероприятий, их целесообразность, соответствие поставленным целям и задачам. В процессе взаимодействия с родителями вполне допустимы корректировки плана работы составленного с учетом диагностики на учебный год. Это вполне объяснимо тем, что в процессе организации и проведения каких либо мероприятий, некоторые из них могут быть не столь эффективны как предполагалось заранее, а значит подобные им, могут быть заменены на другие, пользующиеся успехом у родителей. 3. Этап заключительный предполагает повторную диагностику с целью выявления результативности и целесообразности проведенной работы. Позволяет выявить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями, скорректировать работу, определить её направления на следующий возрастной этап. На этом этапе уже можно сделать конкретные выводы об организации взаимодействия с семьей, и проанализировать всю проделанную за этот период работу. Данный этап достаточно важен, так как позволяет пролонгировать дальнейшую работу по взаимодействию с семьями воспитанников с учетом всех как положительных, так и отрицательных сторон. | |
Просмотров: 3955 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|