Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Последовательные этапы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в дошкольном учреждении.
Работа с родителями условно разделена на три последовательных этапа.
1.Этап подготовительный (его можно назвать диагностическим) заключается в определении родительской ролевой позиции, его отношения к ребенку и воспитанию, стилю воспитания, ожидания от педагогов.
Правильно организованная диагностика помогает определить основные задачи взаимодействия с родителями, определить направления и пути реализации задач, устранить в дальнейшем существующие проблемы.
На данном этапе выявляются группы родителей согласно их ролевым позициям. Диагностика позволяет педагогам выяснить существующие проблемы в семейном воспитании родителей, их недостаточную педагогическую компетентность, пассивность, инертность, нежелание участвовать в воспитательно-образовательном процессе. К каждой из групп, ставиться цель и задача, направленные на активизацию родителей, коррекцию их родительской позиции и гармонизацию детско-родительских отношений. На сегодняшний момент существует множество анкет и методик, позволяющих определить тип родительской позиции, существует также методика А.Я. Варга.
Родительские установки, или позиции, - один из наибо¬лее изученных аспектов
родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно¬шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо¬собов поведения с ним.
Итак, я определила следующие родительские позиции (авторская разработка):
Группа «1»: «Воспитывать должны воспитатели, а у меня своих забот хватает».
Из основного принципа данной группы понятно, что эта общность родителей старается не вникать в процесс воспитания своих детей: сыт, одет, обут и этого достаточно – родительский долг выполнен. Они не особо интересуются проблемами воспитания детей, не вникают в суть учебно-воспитательного процесса, всецело полагаясь на педагогов, как на профессионалов, обязанных обучить и воспитать их ребенка. Их роль в воспитании детей пассивна, они стараются переложить свою ответственность за воспитания ребенка на плечи воспитателей и учителей. Не знают основных принципов воспитания, не придерживаются системы в воспитании, зачастую имеют низкий уровень педагогической компетентности. Самоустраняемость – это их обычное поведение.
Основной целью в работе с данной группой будет приобщение родителей к процессу воспитания ребёнка, повышение их педагогической компетентности, помощь в осознании важности своего участия в процессе воспитания, в общении со своим ребёнком, который нуждается в одобрении и поддержке со стороны родителя.
Группа «2»: «Воспитывайте – я буду наблюдать!»
Данная группа является только наблюдателями, которые хотя и имеют собственное мнение о воспитании, и дома стараются воспитывать свое чадо, но предпочитают быть в стороне от педагогического процесса в детском саду. Они могут иметь свое мнение по поводу воспитания детей, зачастую не совсем правильное, но вместо того, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и трудности в воспитании детей, предпочитают «не высовываться», «не выносить сор из избы», а в детском саду являются пассивными наблюдателями.
Данной группе родителей важно понять, что процесс воспитания не может быть односторонним – только в партнёрстве с воспитателями возможно достижение желаемого результата.
Группа «3»: «Воспитывать будем вместе!»
В этой группе – родители активисты, которые чаще всего состоят в родительском комитете, принимают активное участие в организации праздников, в совместном проведении организованной учебной деятельности. Они хотят быть партнёрами в процессе воспитания своих детей. Заинтересованы в развитии своего ребенка, стремятся к участию в воспитательно-образовательном процессе, оказывают различную помощь педагогам, стремятся вникнуть в особенности образования.
Однако, очень часто активное участие данной группы родителей не всегда бывает позитивным, наша цель направить активность родителей в положительное русло, в деятельность приносящую объективно хороший результат, умение выбирать правильную траекторию своей деятельности.
Группа «4»: «Воспитывать умею только я!»
Уже из названия понятно, что эта группа считает непререкаемым свой авторитет родителя и очень критично относится к воспитанию своего ребёнка педагогами. Они всегда недовольны деятельностью воспитателя, постоянно подозревают педагогов в их профессиональной непригодности, в необъективном отношении к своему ребенку, в неумении дифференцированно относиться к детям и их возможностям. Они дают воспитателям различного типа инструкции, стараются контролировать их каждый шаг, любая мелочь воспринимается ими как трагедия мирового масштаба, они постоянно оценивают действия воспитателей.
Цель в данном случае, позволить родителю примерить на себя роль воспитателя в конкретных условиях детского сада, чтобы изнутри понять важность участия педагога в процессе воспитания, и выяснить уровень подготовленности педагога при проведении организованной учебной деятельности. Сформировать понятия, что «воспитание» и «обучение» достаточно более глубокие понятия, чем кажется на первый взгляд, и воспитатели являются профессионалами в данных областях.
Группа «5»: «Пожалуйста, докажите мне, что мой ребёнок может…»
В данную группу родителей входят те, которые постоянно сомневаются в своём ребёнке, постоянно его критикуют, недовольны его поведением, уровнем сформированности каких либо навыков, не могут смириться с его индивидуальностью, особенностями характера, уровнем умственного развития, привычками. Обычно они имеют завышенные требования к ребёнку, довольно необъективны по отношению к детям, постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми, которые на их взгляд более успешны, умны и т.д. Постоянно требуют от воспитателей доказательств его способностей и умений.
Здесь важно, чтобы родитель научился принимать ребёнка таким, какой он есть. Воспитатель, должен акцентировать внимание родителя на конкретных положительных достижениях ребёнка.
Объяснить, что постоянное недовольство к своему ребенку в конечном итоге приведет к его закомплексованности, необоснованным страхам, а возможно и фобиям. Только положительное отношение может способствовать успешному развитию ребенка.
Группа «6»: «Мой ребёнок – само совершенство!»
Эти родители являются полной противоположностью предыдущей группе. Они балуют своего ребёнка сверх всякой меры, потакают его капризам, а его поведение даже самое неприличное вызывает у них умиление и радость. Они не способны объективно оценить его и тем более не умеют правильно его воспитывать. В результате такой тактики воспитания, они не в состоянии контролировать своего ребенка и являются жертвами манипулирования со стороны дитя. Явным следствием такого стиля воспитания является педагогическая запущенность ребенка, сложные поведенческие явления с его стороны, истерики и вседозволенность.
Целью, в данном случае является приобретение родителем способности объективно оценивать своего ребёнка. Необходимо повышать уровень педагогической компетенции у таких родителей, учить их правильному взаимодействию с ребенком. Приобщение родителей данной группы к участию в различных формах жизнедеятельности в детском саду наиболее эффективно.

Конечно, данное деление очень условно, и родители, относящиеся к одной группе, могут входить и в другую (например, родитель из группы № 3 – «Воспитывать будем вместе!» может входить в группу № 5 – «Пожалуйста, докажите мне, что мой ребёнок может…», или № 6 – «Мой ребёнок – само совершенство» и т.д.). Но формы работы, в любом случае, должны быть направлены на включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и формирование активной родительской позиции.
Этот же этап включает в себя планирование разнообразных форм работы с родителями с учетом поставленных целей и задач.

2.Этап основной предполагает организацию взаимодействия с родителями, включающую в себя разнообразные формы. Осуществляет реализацию запланированной работы с родителями с учетом полученных результатов диагностики. Способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, погружение их в воспитательно-образовательный процесс, участие в разнообразных мероприятиях и направлениях, корректировке отношений в системах «родитель-педагог», «родитель-ребенок», «родитель-родитель».
На этом этапе важен правильный анализ эффективности тех или иных форм работы, выявление наиболее интересных на взгляд родителей мероприятий, их целесообразность, соответствие поставленным целям и задачам. В процессе взаимодействия с родителями вполне допустимы корректировки плана работы составленного с учетом диагностики на учебный год. Это вполне объяснимо тем, что в процессе организации и проведения каких либо мероприятий, некоторые из них могут быть не столь эффективны как предполагалось заранее, а значит подобные им, могут быть заменены на другие, пользующиеся успехом у родителей.
3. Этап заключительный предполагает повторную диагностику с целью выявления результативности и целесообразности проведенной работы. Позволяет выявить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями, скорректировать работу, определить её направления на следующий возрастной этап. На этом этапе уже можно сделать конкретные выводы об организации взаимодействия с семьей, и проанализировать всю проделанную за этот период работу. Данный этап достаточно важен, так как позволяет пролонгировать дальнейшую работу по взаимодействию с семьями воспитанников с учетом всех как положительных, так и отрицательных сторон.
Категория: Дошколенок | Добавил: иринка75 (2013-02-20) | Автор: Гриценко Ирина Анатольевна E
Просмотров: 3955 | Комментарии: 4 | Теги: родители, этапы, Дети, родительские позиции, взаимодействие с семьями, группы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru