Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Тема: «Воспитание патриотизма. Формирование представлений об окружающем мире и экологии и развитие активного словаря на основе ознакомления с родным краем детей ОНР» Подготовила воспитатель 2 категории Ханбекова Г.А. Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и, временных отношениях событий и явлений окружающей действительности необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями. Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Проблема нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения в истории педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Свое дальнейшее развитие их идеи нашли в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание и патриотическое, в том числе, должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов (И.А. Агаповой, М.П.Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фроловой и др.). Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Следует отметить, что, только организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в детском саду; учитывая индивидуально-дифференцированный подход и психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания нравственно-духовных чувств дошкольников с речевыми нарушениями. Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все чаще, а для них не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания. А так же недостаточно определены и не исследованы в практической деятельности педагогические условия, обуславливающие данное явление. Дети с ОНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей матери родине — месту, где родился человек. А для это необходимо воспитывать у него эмоционально - положительное отношение, к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, истории. По нравственно-духовному воспитанию детей я начала со старшей группы. Работая с детьми старшего дошкольного возраст с общим недоразвитием речи определила следующие задачи и принципы. Задачи: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - воспитание у детей интереса и желания больше узнать о родном крае, его коренном народе, о быте и труде казахов, приобщить детей к элементам устного народного творчества национальной культуры и искусства казахского народа; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; - воспитание дружеских доброжелательных отношений между детьми. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Принципы: - «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); - непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; - рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Система и последовательность работы по нравственно-духовному воспитанию детей представлена следующим образом: семья ----детский сад -----родная улица, район, город ----- республика ---страна, ее столица,символика ----обычаи, традиции,прикладное искусство народов Казахстана Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Как писал академик Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Поэтому работу проводили последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна. В блоках «Семья» и «Детский сад» работа по формированию у детей социального опыта, воспитанию привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной считаю работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Блок «Родная улица, район, город» работа по Знакомству со двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном т.е. формирование начала представлений у детей о родном городе. Самым ярким событием группы стали экскурсии, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любовались красивыми местами нашего города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад. На схеме обозначили названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, показала иллюстрации с изображением культурных центров (Мечеть, Православный храм, Музей президента, городская библиотека). Для закрепления знаний об интересных местах нашего города использовала игру «Узнай, где я нахожусь?». Детям предлагали, открытку с видами родного города и надо было рассказать о том, что, там изображено, не называя самого места. Ребенок рассказывал о достопримечательностях, изображенных на открытке, а остальные дети группы угадывала, о чем идет речь. Блок «Республика» и «Страна, ее столица, символика» Формирование чувства Любови к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Работу по ознакомлению с государственными символами начали со знакомства карты Казахстана. Объяснили, что размеры на карте уменьшены в много-много раз. Карта может многое рассказать о разных странах, городах. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета, объяснила, что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы). Рассказали детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. У старших дошкольников представления о государственных символах Казахстана начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. При знакомстве с государственными символами обращали внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни: на праздниках, на зданиях домов. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Блок «Традиции, обычаи, декоративно – прикладное искусство РК» Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимает знакомство с народными праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Казахский фольклор имеет различные жанры - это сказки, героический эпосы, народные песни, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, поучения, заключенные в них легко запоминаются. В пословицах выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными нормами каждого члена общества. Задача детского сада – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. С этой целью определяются этапы работы с родителями. Для более эффективной работы по формирования нравственно-духовных чувств у детей установили тесную связь с родителями: предлагаем рекомендации, методическую литературу по данному вопросу, советовали собирать вместе с детьми иллюстрации, картины о своем крае, вырезки из газет о почетных людях города. Чаще организовывать экскурсии по городу с целью знакомства с его достопримечательностями. Ведь общеизвестно, что только совместными усилиями можно добиться хорошего результата в процессе ознакомления детей с ОНР с родным краем, и Родиной. Эта работа, способствовала повышению уровня знаний детей ОНР о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Ребята самостоятельно научились рассказывать казахские сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи на казахском языке, играют в народные игры, различают более восьми видов орнамента. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, а родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Заключение. «Цветы лишь на поляне своей цветами считаются, Человек лишь на родине своей человеком является.» Казахская народная пословица. | |
Просмотров: 2134 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|