Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

доклад из опыта работы "«Воспитание патриотизма. Формирование представлений об окружающем мире и экологии и развитие активного словаря на о"
Тема: «Воспитание патриотизма. Формирование представлений об окружающем мире и экологии и развитие активного словаря на основе ознакомления с родным краем детей ОНР»

Подготовила воспитатель
2 категории
Ханбекова Г.А.
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и, временных отношениях событий и явлений окружающей действительности необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями.
Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.
Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Проблема нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения в истории педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Свое дальнейшее развитие их идеи нашли в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание и патриотическое, в том числе, должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов (И.А. Агаповой, М.П.Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фроловой и др.).
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Следует отметить, что, только организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в детском саду; учитывая индивидуально-дифференцированный подход и психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания нравственно-духовных чувств дошкольников с речевыми нарушениями.
Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все чаще, а для них не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания. А так же недостаточно определены и не исследованы в практической деятельности педагогические условия, обуславливающие данное явление.
Дети с ОНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей матери родине — месту, где родился человек.
А для это необходимо воспитывать у него эмоционально - положительное отношение, к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, истории.
По нравственно-духовному воспитанию детей я начала со старшей группы. Работая с детьми старшего дошкольного возраст с общим недоразвитием речи определила следующие задачи и принципы.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- воспитание у детей интереса и желания больше узнать о родном крае, его коренном народе, о быте и труде казахов, приобщить детей к элементам устного народного творчества национальной культуры и искусства казахского народа;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- воспитание дружеских доброжелательных отношений между детьми.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Система и последовательность работы по нравственно-духовному воспитанию детей представлена следующим образом:

семья ----детский сад -----родная улица, район, город ----- республика ---страна, ее столица,символика ----обычаи, традиции,прикладное искусство народов Казахстана

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Как писал академик Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Поэтому работу проводили последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.
В блоках «Семья» и «Детский сад» работа по формированию у детей социального опыта, воспитанию привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной считаю работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников.
Блок «Родная улица, район, город»
работа по Знакомству со двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном т.е. формирование начала представлений у детей о родном городе. Самым ярким событием группы стали экскурсии, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любовались красивыми местами нашего города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад. На схеме обозначили названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, показала иллюстрации с изображением культурных центров (Мечеть, Православный храм, Музей президента, городская библиотека). Для закрепления знаний об интересных местах нашего города использовала игру «Узнай, где я нахожусь?». Детям предлагали, открытку с видами родного города и надо было рассказать о том, что, там изображено, не называя самого места. Ребенок рассказывал о достопримечательностях, изображенных на открытке, а остальные дети группы угадывала, о чем идет речь.

Блок «Республика» и «Страна, ее столица, символика»
Формирование чувства Любови к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества.
Работу по ознакомлению с государственными символами начали со знакомства карты Казахстана. Объяснили, что размеры на карте уменьшены в много-много раз. Карта может многое рассказать о разных странах, городах. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета, объяснила, что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы). Рассказали детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн.
У старших дошкольников представления о государственных символах Казахстана начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку.
При знакомстве с государственными символами обращали внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни: на праздниках, на зданиях домов.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам.
Ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Блок «Традиции, обычаи, декоративно – прикладное искусство РК»
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимает знакомство с народными праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Казахский фольклор имеет различные жанры - это сказки, героический эпосы, народные песни, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, поучения, заключенные в них легко запоминаются. В пословицах выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными нормами каждого члена общества.

Задача детского сада – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. С этой целью определяются этапы работы с родителями.
Для более эффективной работы по формирования нравственно-духовных чувств у детей установили тесную связь с родителями: предлагаем рекомендации, методическую литературу по данному вопросу, советовали собирать вместе с детьми иллюстрации, картины о своем крае, вырезки из газет о почетных людях города. Чаще организовывать экскурсии по городу с целью знакомства с его достопримечательностями.

Ведь общеизвестно, что только совместными усилиями можно добиться хорошего результата в процессе ознакомления детей с ОНР с родным краем, и Родиной. Эта работа, способствовала повышению уровня знаний детей ОНР о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Ребята самостоятельно научились рассказывать казахские сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи на казахском языке, играют в народные игры, различают более восьми видов орнамента. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху.
Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, а родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада.
Заключение. «Цветы лишь на поляне своей цветами считаются,
Человек лишь на родине своей человеком является.»
Казахская народная пословица.
Категория: Дошколенок | Добавил: дошкольник (2013-03-02) | Автор: Галина Ханбекова E
Просмотров: 2134 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru