Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
А.Н. Турпанбаев, заведующий КГКП «Ясли-сад № 10 «Бал бұлақ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ Управленческая компетентность современного руководителя включает в себя множество требований. От руководителя в современном обществе требуются деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая. Ему необходимо совершенствовать, развивать, углублять и внедрять знания с учетом современных концепций, тенденций и требований. Эффективное управление ДОУ требует от руководителя знания методов руководства и умелого, гибкого их применения. Возникла необходимость учета человеческого фактора в работе. Именно поэтому в области управления коллективом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих педагогов, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современном ДОУ. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и коллектива в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников ДОУ как на огромный дополнительный ресурс учреждения. Где каждый педагог является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. В связи с этим было бы интересно рассмотреть данный способ работы с педагогами, а особенно в применении коучинг- технологий в обучении и развитии педагогического коллектива. К роли коучинга мною рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности педагогов. Эта технология помогает педагогам нашего учреждения развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов. Личные и корпоративные цели становятся более осознанными и согласованными. Коучинг - это индивидуальная тренировка педагога для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата для профессионального и личностного роста. Для достижения поставленных целей в коучинге используются научно обоснованные методы, техники персонального роста и практический опыт. Это процесс самостоятельного развития, который дает педагогам ясное представление о том, кто они, что они делают, к чему стремятся и почему стремятся именно к этому. Анализ ситуации в отношении педагогических кадров показал, что основные усилия необходимо направить на формирование инициативной, активной личности педагога ДОУ, потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом современных подходов к обучению и воспитанию. Стало необходимостью создание методической программы, позволяющей педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ (вновь пришедшим), но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях. На первом этапе возникла необходимость планирования содержания методического сопровождения педагогов в образовательной среде; разработка программы коучинг-сессий по методическому сопровождению с учетом потребностей воспитателей; внедрение программы сопровождения педагога в деятельность методического совета ДОУ; мониторинг качества внедренной методической программы по работе с воспитателями. Решить поставленные задачи предполагалось в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый. Для достижения поставленных целей и решения задач была разработана программа "Коучинг-сессии по методическому сопровождению воспитателя". Каждый педагог ДОУ обладает колоссальным потенциалом, но далеко не всегда способен его раскрыть и реализовать в силу своих психологических особенностей. В деятельности детского сада коучинг используется давно в виде взаимопосещений педагогами занятий, консультаций методиста, коучинг- сессии при проведении аттестации педагогов и т. д. Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. В процессе коучинга руководитель не инструктирует педагога, не дает ему указания, а задает вопросы, помогающие воспитателю лучше понять поставленную перед ним задачу, оценить ее в новом ракурсе, найти наиболее эффективный способ решения и воплощения на практике с использованием необходимых ресурсов. Тем самым педагог лучше осознает сложившуюся ситуацию и требования руководства. Кроме того, он понимает, что его мнение имеет определенное значение для руководителя. Все это позитивно сказывается на продуктивности работы. Программа "Коучинг-сессии по методическому сопровождению воспитателя" предназначена для педагогов, и построена на раскрытии важнейших аспектов дошкольной педагогической науки, понимании государственной и региональной политики в области дошкольного образования, овладении педагогами профессиональными умениями, связанными с формированием личности ребенка на основе индивидуального, дифференцированного подхода. Программа рассчитана на то, чтобы воспитатели освоили не только систему психологических и педагогических знаний, но и сформировали убеждения, касающиеся основных процессов образования, таких как социализация и индивидуализация. Основные формы обучения: семинар-практикум; консультации; круглый стол; технологии открытого пространства; индивидуальные консультации; брифинг; мастер-класс; школа передового опыта; открытые просмотры и др. В процессе изучения учебного раздела педагог должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, получить представление о современных подходах к определению сущности образования и стратегическом направлении государственной политики в этой области. Ему нужно знать: основополагающие постулаты профессиональной этики; свои должностные обязанности и права; Закон РК "Об образовании"; Конвенцию о правах ребенка; возрастные и психологические особенности детей на каждом этапе развития. Кроме того, педагог должен уметь взаимодействовать с дошкольниками с учетом их возраста и интересов; устанавливать контакт и успешно сотрудничать с родителями воспитанников; отслеживать, прогнозировать и корректировать процесс и результат своей работы; планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс, используя современные подходы к обучению и воспитанию. Система контроля за ходом и качеством усвоения воспитателями содержания программы предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль с целью установления уровня овладения педагогами профессиональными умениями проводится в течение всей коучинг-сессии в соответствии с рабочим планом. Цель промежуточного контроля - определить уровень освоенных профессиональных навыков или выявить трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Для этого используются беседы, посещения занятий, режимные моменты, наблюдение. Для осуществления итогового контроля воспитатель предоставляет индивидуальный портфолио или организует открытое занятие либо развлечение. Качество организации образовательного процесса педагогом оценивается с помощью анкет, личного портфолио. Оценка качества практической деятельности осуществляется заведующим ДОУ, методистом, творческой группы. В процессе реализации программы "Коучинг-сессии" воспитатели сформировали навык конструктивного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами, освоили технологии обучения, воспитания и развития дошкольников, научились планировать воспитательно-образовательный процесс с учетом современных подходов к обучению и воспитанию, использовать способы проектирования и реализации образовательной задачи в ходе совместной, самостоятельной и специально организованной деятельности. В результате педагоги сформируют профессиональные функции личности: коммуникативную, координирующую, диагностическую, конструктивно-организаторскую, исследовательскую, проективную, гностическую. Программа помогла выявить способности воспитателя к инновационной деятельности, сформировать портфолио, а главное - укрепить желание посвятить себя социально важному делу - развитию, воспитанию и обучению. | |
Просмотров: 3929 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|