Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
С.М. Слободнякова, методист КГКП «Ясли-сад № 10 «Бал бұлақ» гуманитарно-эстетического и оздоровительного профиля» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем образования. Повышение качества дошкольного образования, использование современных инновационных технологий, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в ДОУ, использования различных форм, активных методов обучения, направленных на формирование творческого мышления. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя, мы пришли к выводу, что традиционные формы работы утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня мы используем новые, интерактивные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем интерактивных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Это постоянно действующие семинары, советы педагогов, практикумы, открытые просмотры, смотры-конкурсы, педагогические (методические) недели, творческие группы и многие другие. Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. Содержание консультации зависит от годовых задач, интересов педагогов, указанных ими проблем в методическом паспорте, возможностей дошкольного учреждения, а также индивидуальных особенностей педагогов. В нашем дошкольном учреждении проводятся консультации не только методистом, зам.директором по УВР, но и воспитателями, специалистами. Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе. Например, «Правовое воспитание: «За» и «Против», «Развитие креативности детей с помощью лепки». Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. Например, «Возрастные особенности детей», «Организация прогулок» и др. Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно. Консультация по опорным словам с элементами изложения. Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т.д. Например, при изучении методологии изучаемой инновационной программы, современных концепций образования. Слушателям излагают материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. В нашем ДОУ такие консультации проводились неоднократно по разным направлениям программы: по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др. Это достаточно эффективная интерактивная форма, которую используем мы в работе с педагогами - тренинг (быстрое реагирование,быстрое обучение). С целью ориентации педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, выявления эффективных подходов к решению педагогических проблем практикуем педагогический ринг. Эта форма работы совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из нестандартной ситуации, экспромт. Каждый творчески работающий педагог знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Разрешить эту проблему помогает дискуссия (обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов). Используем и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами: Приёмы своеобразной методической разминки - «конверт недописанных фраз», или метод недописанного тезиса. В этом случае педагогам предлагается часть утверждения, педагоги должны его закончить. Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории. Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп. «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Как добиться успехов в олимпиадном движении». Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки педагогических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Мастер – класс. Знакомит с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. «Окна педагогического мастерства», которые также включают в себя открытые просмотры авторских находок. Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываем методические рекомендации, внедряем новые нетрадиционные методические приемы. Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит с основными идеями своей системы работы и практическими рекомендациями по ее реализации. «Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Используем в работе с аттестуемыми педагогами в аттестационный период (принцип «Сделай за меня»). Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. И нам пришла идея создать корпорацию, объединяющую педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных,душевных, организованных, удачливых. Методический театр – активная форма обучения, которая стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов,предполагает создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов. Метод проектов, успешно использующийся как инновационный в работе с детьми и родителями, также способствует и повышению компетентности педагогов в работе с детьми. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- обязательно приведет к повышению профессионального уровня педагогов. | |
Просмотров: 2677 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|