Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Зима Наталья Евгеньевна – методист КГКП «Ясли-сад № 10 «Бал бұлақ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами. Ш.А. Амонашвили «Познай себя» – написано на воротах Дельфийского храма. «Изучайте себя постоянно: что вы делаете с утра, чтобы помочь другим и помочь себе». Послушайте одну историю: «В древние времена мастер Дао Линь жил на высокой сосне, люди того времени звали его «Монах-Птичье гнездо». К нему в специальное путешествие отправились министр и главнокомандующий. В конце беседы министр БО спросил: «В чем полный смысл буддийского учения?» Мастер сказал: «Не совершать ничего дурного, практиковать все добродетели». Бо сказал: «Даже трехлетний ребенок может сказать это!» Мастер сказал: «Хотя трехлетний ребенок может сказать это, восьмидесятилетний человек не может этого выполнить» Тогда Бо поклонился и уехал. Как вы понимаете смысл сказанных им слов? Предметом нашего разговора является познавательное развитие детей дошкольного возраста. Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Истоки любопытства и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают к его самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Устойчивый познавательный интерес – признак готовности к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время во время перехода на 12-летнее обучение. В ДО создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном контакте с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Понаблюдайте за детьми в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее: * задает ли вопросы ребенок, каково их содержание и количество; * стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты и т.д.; * рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах; * участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу; охотно ли делится своими знаниями); * отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала); * способен ли к длительному сосредоточению памяти, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности; * свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса? При подготовке детей к школе большое значение имеет воспитание у детей внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у детей уверенность в своих силах. Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Познавательные интересы дошкольников характеризуются качественными особенностями, как широта и устойчивость. Познавательные интересы различаются содержанием, то есть тем на какие стороны действительности они направлены. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «любить – значит знать». Не стремитесь объяснять и рассказывать детям сразу обо всем, что они видят на прогулках, экскурсиях. Для развитие интереса ребенка целесообразно возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка взрослые постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею. Обладая большой побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей, и отношений между ними. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. При этом следует помнить мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал». Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы детей в процессе обучения, в умении сделать содержание своего занятия богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности детей разнообразными, творческими, продуктивными. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес детей к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует ему. Поэтому одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у детей. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующее ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому). В связи с этим интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющее тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания интерес отличается наличием, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива; появления радости познания свидетельствует о появлении интереса. Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы оно стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой в которой сам школьник в будущем будет заинтересован. Формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются: - активный поиск; - догадка; - исследовательский поиск; - готовность к решению задачи. Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес: - эмоции и удивления; - чувство ожидания нового; - чувство интеллектуальной радости; - чувство успеха. Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Педагогический подход к решению этого вопроса состоит в том, чтобы: 1) обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; 2) возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; 3) всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес так ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее целостному развитию. Педагогическая притча «В надежде на исправление» Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему: - Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить. | |
Просмотров: 4545 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|