Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Методы и приемы нравственного воспитания младших школьников Алпысбаева Г.Б., воспитатель КГКП «Шапагат» Костанайского района Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в детском саду а программы и занятия, развлечения представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы воспитателей по формированию интереса детей к подлинным ценностям Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у дошкольников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для них малозначимыми. Детсадовской микросредой недостаточно корректируется сознательное формирование детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние воспитания и образования на выбор нравственных образцов. В частности, стремятся быть похожим в жизни на родителей, на сказочных героев (мальчиков в основном привлекают богатыри, а девочек — сказочные принцессы). В нравственном воспитании дошкольники старших групп весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в детском саду с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие воспитателя имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи нравственного и светского направлений, а организованная учебная деятельность является логическим продолжением начатой на образовательной области «Познание», «Социум», «Здоровье» и «Коммуникация». Ведущим направлением является нравственное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается дошкольный возраст, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по ознакомлению с окружающим миром, имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по познанию родного края является целенаправленная воспитательная работа. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мое село (аул)”), (“Я — аул, мой край, мой Казахстан”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности. Для чего же изучается свой край в старших группах? Остановимся на этом более подробно. Именно здесь закладываются основы познавательного интереса к изучению окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение образовательной области “Познание”. Здесь, необходимо формировать и расширять представления детей о своем крае, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей старшего возраста в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого проводятся различные мероприятия для родителей: тематические родительские собрания, лектории, круглые столы, организация и проведение совместных с детьми мероприятий, индивидуальных консультаций . Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, нравственности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. | |
Просмотров: 1058 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|