Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Система приемов работы по формированию произношения детей с нарушением слуха.
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения).
Как известно, обучение произношению неслышащих дошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза.
В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, считалок, чистоговорок. стихов, постоянных рядов слов, например, название времен года, числового ряда, дней недели), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.
В первые годы обучения работа над произношением ведется па слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы.
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия).
Материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже устойчивые ряды слов и тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей, то слова, словосочетания, фразы, ряды слов и тексты подбираются педагогом с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков у детей группы. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.
Речевая ритмика как приём коррекции произношения неслышащих дошкольников
На занятиях речевой ритмикой все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально в первую очередь говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги, слова, фразы.
В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем произносит его вместе с ребенком, и, наконец, - звук, слог, слово, фразу ребенок повторяет самостоятельно. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.
Как правило, произносительные возможности детей группы различны, поэтому для самостоятельного произнесения одним детям предлагается более сложный материал, другим - более легкий.
Занятия речевой ритмикой на всех годах обучения желательно проводить ежедневно; продолжительность их может быть такой же, как и других фронтальных занятий (15-25 минут). Если организовать работу таким образом не удается, то для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а также проводить различные упражнения ежедневно в течение 3-5 минут (т.е. в то время, которое учебным планом и программой отведено для этой работы).
На всех занятиях ведется работа над различными сторонами произношения - над темпом, ритмом, силой и высотой голоса, звуками, интонацией, словом и фразой, а на первом — втором годах — и над отделением слога от ряда слогов, над долготой и слитностью. Как правило, на каждую из них приходится по 1-2 упражнения. Если речевая ритмика составляет лишь часть занятия, то в нее включаются упражнения не по всем направлениям работы, например на первых двух годах обучения:
- над отделением слога от ряда слогов, темпом и громкостью звучаний, звуками, словом и фразой, интонацией
или
- над долготой, слитностью, высотой, ритмами звучаний, звуками, словом и фразой, интонацией.
На третьем - пятом годах обучения на занятиях могут использоваться, например, следующие сочетания:
- над речевым дыханием, громкостью, звуками, словом и фразой и интонацией
или
- над темпом, высотой, звуками, словом и фразой, интонацией
или
- над высотой, ритмами, звуками, словом и фразой, интонацией.
Таким образом, обязательными на каждом занятии являются упражнения по работе над громкостью или высотой голоса, над интонацией, звуками и словом и фразой.
Материал для занятий речевой ритмикой планируется, как правило, на неделю, в течение которой повторяются одни и те же упражнения, при этом речевой материал вводится постепенно от более легкого к более сложному. При этом крайне важно постоянно следить за тем, чтобы перед детьми была лишь одна произносительная трудность.
Это означает, что при работе над темпом (или силой, высотой голоса, речевым дыханием, ритмами, интонацией) речевой материал должен быть доступен в звуковом отношении, т.е. данный слог (слово, словосочетание, фразу) каждый ребенок может произнести правильно. Именно такой речевой материал педагог учит детей воспроизводить с изменением темпа, силы и высоты голоса, на нем ведется работа над интонацией и ритмами.
При работе над звуками перед ребенком также должна быть лишь одна произносительная трудность. Поэтому педагогу следует подбирать такой речевой материал, в котором воспроизведение только одного звука вызывает трудности, а остальные звуки дети произносят правильно (точно, приближенно, допустимо). При этом важно при автоматизации и дифференциации звуков строго идти от более легких позиций к более трудным.
Работа над словом и фразой предполагает обучение детей правильному их произнесению: слитно (на одном выдохе или с делением длинной фразы на синтагмы - части), с ударением, с соблюдением звукового состава и норм орфоэпии, в нормальном темпе, с воспроизведением (по возможности) интонационной структуры фразы. Следовательно, при воспроизведении слова или фразы каждый ребенок должен реализовывать все свои произносительные возможности, что является крайне трудной для него задачей. Поэтому слова и фразы, на которых ведется работа над их правильным произнесением в звуковом отношении должны быть для детей доступны.
Как известно, в детском саду для глухих и слабослышащих детей работа над произношением проводится не только на фронтальных, но и на индивидуальных занятиях. Речевая ритмика на индивидуальных занятиях используется главным образом для вызывания и автоматизации звуков в слогах, словах, фразах. При этом педагог пытается вызвать и закрепить у ребенка те звуки, над которыми он работает на фронтальных занятиях речевой ритмикой. В ходе индивидуальных занятий также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж. Особое внимание следует уделять работе над словом и фразой, над умением самостоятельно и правильно (точно, приближенно или усеченно) называть картинки и предметы, отвечать на вопросы. При этом необходимо поощрять ребенка произносить речевой материал без движений речевой ритмики.
Занятия ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т.е. не быть "привязанными" к столам. Поэтому наиболее адекватные условия для проведения занятий речевой ритмикой создаются при использовании беспроводной звукоусиливающей аппаратуры (радиоклассы, классы, работающие на инфракрасном излучении).
На занятиях речевой ритмикой дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.
Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, в каком темпе, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.
В специальном дошкольном учреждении (группе) занятия речевой ритмикой являются фронтальными (групповыми). Однако ритмика остается эффективным методическим приемом работы над произношением и в ходе индивидуальных коррекционных занятий, которые проводятся в сурдологическом кабинете, группе кратковременного пребывания, дома.
ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЮ ОДНОГО СЛОГА ОТ РЯДА СЛОГОВ
Данные упражнения проводятся в первые два года обучения; в дальнейшем они используются при автоматизации и дифференциации звуков. Педагог учит детей произносить ряд слогов и один слог. Вначале, как правило, работа ведется на материале слога па, в дальнейшем, по мере появления в речи детей и других звуков, в нее включается новый речевой материал. Могут использоваться самые разнообразные движения, важно, чтобы они передавали характер звука (слога). При этом движения, предлагаемые на ряд слогов, должны отличаться от движений на один слог, например:
- встряхивать перед грудью напряженные кулаки, произнося папапа, резко опустить руки вниз - па;
- сидя на полу, стучать кулаками по полу, произнося папапа, и по коленям - па;
- сидя на полу, стучать мячом о пол - папапа, вытянуть руки с мячом вперед - па;
- стучать флажком о флажок - папапа, поднять их вверх - па;
- хлопнуть в ладоши перед грудью - па, хлопать руками по ногам или по бедрам - папапапа;
- выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак, произнося пупупу, выбрасывать вперед одну руку - пу;
- руки согнуты в локтях, ладони от себя, руки напряжены; вытягивать руки вперед - мамама, отвести одну руку в сторону - ма или наоборот - выдвигать вперед то правую, то левую руку - мамама, выдвигать вперед обе руки - ма;
- шагать на месте - татата, топнуть ногой - та;
- шагать на месте - татата, подпрыгнуть - та;
- идти по кругу – татата, остановиться и топнуть ногой - та;
- идти вперед - тутуту, приставить ногу - ту;
- подпрыгивать на месте - тотото, прыгнуть вперед - то;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони к себе; отводить напряженные руки поочередно в стороны (как бы давая что-то) - нанана, вытянуть две руки вперед - на;
- И. П. то же; поочередно "отбрасывать" кисть то правой, то левой руки в стороны (как бы отмахиваясь) - нонононо, развести руки в стороны - но;
- И. П. то же; поочередно "отбрасывать" кисть то правой, то левой руки вперед (как бы отмахиваясь) - нунунуну, вытянуть руки вперед - ну;
- вращать кисти рук над головой - ляляляля, спрятать руки за спину - ля;
- руки подняты вверх; выполнять руками наклоны в стороны - лалалала, наклониться вперед - ла;
- напряженные руки разведены в стороны ("самолет"); выполнять наклоны в стороны - вавава, присесть на корточки и опустить руки - ва (аналогичные упражнения выполняются при произнесении слогов вовово - во, вувуву – ву;
- руки согнуты в локтях, ладони, обращенные к себе, около рта; отводить ладони вперед - фафафа, отвести одну руку вперед - фа;
- руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз; поднимать ладони вверх - фофофофо, поднять кисть одной руки - фо;
- руки согнуты в локтях, ладони от себя; выдвигать руки вперед ("игра в мяч об стенку") - фуфуфу, выбрасывать одну руку вперед - в стороны - фу (плохо!);
- руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; сжимать пальцы обеих рук в кулак ("собака лает") - аф-аф-аф, сжать пальцы одной руки в кулак - аф;
- руки согнуты в локтях, кисти опущены; встряхивать расслабленными кистями рук - бабаба, "бросить" расслабленные кисти рук вниз - ба или наоборот - встряхивать поочередно то правую, то левую расслабленную кисть - бабабаба, встряхнуть обе кисти - ба.
Проведение данных упражнений (как и описанных ниже) позволяет на доступном для произнесения материале учить детей произвольному подражанию; кроме того, они способствуют развитию речевого дыхания и голоса.
РАБОТА НАД ДОЛГОТОЙ ЗВУЧАНИЙ
Данные упражнения проводятся в первые два года обучения; в дальнейшем они используются при автоматизации и дифференциации звуков. Обучая малышей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое.
Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие - быстрыми, короткими, например:
- укачивать куклу: кукла (ляля) спит – а__ - а__ (протяжно); кукла проснулась и прыгает - а а а (кратко);
- медленно развести руки в стороны, произнося а__, быстро закрыть лицо руками - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, быстро опустить руки вниз - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, хлопнуть в ладоши - а;
- медленно соединить округлые руки перед грудью – о__, резко опустить вниз о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх – о__, резко наклониться вперед - о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх и соединить над головой – о__, резко наклониться сначала в одну сторону, затем - в другую – о о;
- сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о__, отбрасывать мяч вперед - о или па;
- сидя на полу, за столом, "вести" поезд (машину) "далеко" у__ и поворачивать - у;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены друг к другу; медленно вытягивать напряженные руки вперед – у__, пальцы сжать в кулаки, резко опустить кисти рук вниз - у;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; медленно вытягивать напряженные руки вперед – у, резко "выбросить" вперед - в сторону указательный палец сначала одной, затем другой руки – у у;
- стоя или сидя медленно развести прямые руки в стороны, а затем медленно вытянуть вперед, произнося, а__у, быстро развести кисти рук в стороны, а затем вытянуть вперед – ау;
- медленно развести руки в стороны, а затем соединить перед грудью – а__у, приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу);
- стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны – у__а, резко вытянуть руки вперед, а затем развести кисти рук в стороны – уа;
- стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны – у__а, пальцы сжать в кулаки, резко выбросить указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулаки – уа.
Аналогичные упражнения предлагаются и со слогами, включающими взрывные звуки (п,т), например:
- стоя или сидя пальцы сжаты в кулаки; резко опустить руки вниз – па, медленно развести в стороны – па;
- И. П. то же; медленно опустить напряженные руки вниз – па, резко поочередно опускать то левую, то правую руку – па па;
- медленно сделать шаг в сторону – па, резко приставить другую ногу – па.
В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, которые можно произнести долго (например, м, н, в, ф), протяжно или кратко произносятся не только гласные, но и согласные звуки. При этом упражнения по краткому произнесению слогов со звуками м и н проводятся лишь в том случае, если у детей нет тенденции к закрытой гнусавости, т. е. к замене звука м звуками мб, б, мп, п (н = нт, т, ид, д). При кратком произнесении слогов со звуками в и ф. (типа фа, ва) следует следить за тем, чтобы не появлялось дефектное произнесение, а именно замена этих звуков губно-зубным б или п. При этом могут использоваться следующие упражнения:
- "надувать" большой шар, т.е., отводя ладони ото рта, изображать большой шар – ф__ и маленький шарик, описывая пальцами маленький круг у губ - ф;
- поддувать бумажные лодочки в тазу с водой: лодочка плывет "далеко" – ф, лодочка плывет "близко" - ф;
- медленно развести руки в стороны и плавно опустить – а__м, изобразить, как лает собака – ам ам ам;
- руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя; медленно выдвигать напряженные руки вперед (м__), а затем - развести в стороны (а__) – м__а, быстро вытянуть напряженные руки вперед - ма;
- стоя на коленях, ладони упираются в пол; медленно распрямить спину и поднять руки – н__а, резко вытянуть руки вперед - на;
- руки согнуты в локтях, ладони у плеч; медленно вытянуть руки вперед - в стороны – н__а, резко "выбросить" сначала одну, а затем другую руку в сторону - на на;
- сидя на полу, ноги в стороны, руки вытянуты вперед; покачивать прямыми напряженными руками, а затем медленно опустить – в__а, быстро опустить напряженные руки – ва;
- руки в стороны на уровне плеч ("самолет"); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их – в__а, быстро опустить напряженные руки – ва;
- И.П. то же; покачивать напряженными руками, а затем медленно присесть и опустить руки – в__а, быстро присесть и опустить руки - ва;
- руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны – ф__а; резко "отбросить" ладони ото рта - фа;
- И.П. то же; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны – ф__а; резко "отбросить" ото рта сначала ладонь правой руки, а затем - левой - фа фа;
- И.П. то же; медленно поднимать руки вверх - в стороны – ф__о, резко опустить кисти рук вниз - фо;
- стоя, руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно поднимать руки вверх - в стороны – ф__о, резко опускать поочередно кисти рук - фо фо.
Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.
РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ
Данные упражнения проводятся в первые два года обучения; в дальнейшем они используются при автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т:
- стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак - па па па (неслитно);
- сидя на полу, сжать пальцы в кулаки; стучать кулачками по ногам - папапа, по полу - па па па;
- И.П. то же; поочередно то правой, то левой рукой ударять по коленям -папапа, одновременно двумя руками производить удары по полу - па па па или наоборот - поочередно то правой, то левой рукой стучать по полу - папапа, одновременно двумя руками производить удары по коленям – па па па;
- руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки; попеременно опускать руки вниз, произнося папапа, поднять обе руки на уровень груди, резко опускать вниз с интервалами между движениями – па па па;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; маленькими толчками выдвигать руки вперед - пупупу, "выбрасывать" руки вперед – пу пупу;
- изображать большой и маленький мячи: большой мяч - подпрыгивать - по попо, маленький - слегка приседать - попопо;
- хлопать в ладоши перед грудью - татата, хлопать в ладоши над головой – тата та;
- сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки упираются в пол; стучать по полу двумя ногами или поочередно то правой, то левой ногой - татата, разводить ноги в стороны и соединять – та та та;
- шагать на месте, не поднимая высоко ног - татата, топать одной ногой - та тата;
- топать ногой - татата, медленно шагать на месте, высоко поднимая ноги – тата та;
- руки опущены вдоль тела; хлопать себя руками по бедрам тататата, хлопать себя по животу – та та та та;
- покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то; топать одной ногой - то то то;
- руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; собирать пальцы в щепотку - тотото, "открывать" щепотку, растопыривая пальцы – то то то;
- сидя на полу, ноги вытянуть вперед - в стороны; хлопать ладонями обеих рук по ногам - тутуту; сжать пальцы в кулаки, стучать по полу (сбоку от ног) – туту ту.
В упражнения включаются и другие появившиеся у детей звуки, например:
- руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед м_а_м_а_м_а_, резко вытягивать в стороны - вперед то одну руку, то другую - ма ма ма;
- И.П. то же; плавно вытягивать в стороны - вперед попеременно то правую, то левую руку м_а_м_а_м_а_, резко вытягивать вперед две руки – ма ма ма;
- И.П. то же; вперед выдвигать кисти рук (как бы играя в мяч о стену) - мамама, вытягивать вперед - в стороны то правую, то левую руку - ма ма ма;
- руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями к себе; выполнять попеременные движения руками, как бы давая что-то - нанана, вытягивать вперед две руки - на на на (или наоборот);
- сидя на полу, вытянуть ноги вперед - в стороны, руки в стороны "самолет"; выполнять небольшие наклоны в стороны - вававава, выполнять наклоны в стороны, почти касаясь, пола - ва ва ва.
Работа над голосом в детском саду
Теперь обратимся к подробному рассмотрению работы по формированию голоса детей с недостатками слуха. Анализ данных исследований Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау показал, что необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Перечислим и раскроем их.
1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса в норме, поэтому важно не упустить возможности развития неслышащих детей в этом возрасте. Нужно поощрять любые, приближенные и даже случайные вокализации ребенка, и как можно шире использовать для общения голос.
2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка. Поскольку большинство детей имеют более или менее значительные остатки слуха, важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать свой голос, голос педагога и окружающих людей. Необходима интенсивная тренировка слухового восприятия.
Нужно научить детей различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, ребенок научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет старшим дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.
3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией. Известно, что голосовой аппарат – это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. И с нашей точки зрения в работе с глухими и слабослышащими целесообразно использование ортофонических упражнений, применяемых для коррекции голоса в логопедии. Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением.
4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка. Дети приходят в детский сад с очень различными навыками владения голосом. У глухих детей могут быть лишь элементарные голосовые реакции. Тогда как у детей с хорошими остатками слуха может иметься тот или иной набор лепетных слов. (Особенно заметны эти различия в д/с для слабослышащих, где в одной группе могут оказаться дети со II и с IV степенью т/у).
Кроме того, есть дети, которых родители уже успели чему-то научить, а есть те, с которыми никто не занимался. Таким образом, уже в начале обучения педагог оказывается в ситуации, когда с одним ребенком нужно проводить работу по вызыванию голоса, а с другим, уже непосредственно развивать голос или исправлять его нарушения. В дальнейшем, развитие каждого ребенка идет в индивидуальном темпе. Помимо этого, у каждого появляются различные нарушения голоса, обуславливающие особенности индивидуальной работы. Таким образом, очень трудно предъявлять детям общие для всей группы требования, невозможно применять ко всем одни и те же приемы. Поэтому, чаще всего, возникает необходимость основную часть работы над голосом проводить на индивидуальных занятиях.
Во фронтальные занятия, как правило, можно включать уже отработанные, сформированные навыки, совершенствовать усвоенные детьми в процессе индивидуальной работы над голосом умения.
Голос является одним из факторов внятности устной речи. Поэтому качество голоса ребенка с нарушенным должно быть максимально приближено к норме. И основная цель работы над голосом научить ребенка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Задачи работы над голосом различаются в зависимости от состояния слуха детей. В детском саду для глухих работа в основном сводится к обучению детей использовать голос, приближенный к норме. Формированию необходимых для нормального голоса модуляций не уделяется особого внимания. Тогда как в детском саду для слабослышащих определенные задачи предполагают научить ребенка изменять голос по силе, высоте во всех видах речи (в том числе и самостоятельной). Таким образом, и требования, предъявляемые к голосу детей к концу V года обучения различны.
У слабослышащих детей должно сформироваться стойкое умение пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра. Дети должны уметь пользоваться в речи голосом, модулированным по силе и высоте. Кроме того, к слабослышащим предъявляется требование произносить (в самостоятельной речи) слова и фразы в нормальном темпе, с выраженным словесным и логическим ударением, с выраженной повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Глухие дошкольники должны уметь пользоваться голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Также дети должны научиться изменять голос по силе и высоте, однако, от глухих не требуется модулировать голос в речи. Темп речи должен быть лишь приближен к естественному, а из просодических характеристик речи они осваивают только словесное ударение.
Из изложенных программных требований мы видим, что в д/с для слабослышащих предполагается более глубокая (по сравнению с д/с для глухих) работа по развитию голоса, что соответствует бóльшим голосовым возможностям слабослышащих детей. Но, необходимо также отметить, что педагогу важно учитывать возможности каждого ребенка и в д/с для слабослышащих нельзя предъявлять одинаковые требования к детям с легкой степенью тугоухости и с пограничным состоянием слуха.
Определенные программой обучения задачи работы над голосом решаются на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Следует заметить, что проводить работу по развитию, а тем более коррекции голоса на фронтальных занятиях очень сложно, так как навыки владения голосом у детей очень различны. Поэтому нужно планировать работу так, чтобы на фронтальных занятиях закреплялись уже имеющиеся у детей навыки владения голосом. Для этого можно использовать фонетическую ритмику, различные игры. Основной формой организации работы над голосом, с нашей точки зрения, должны быть индивидуальные занятия, так как они дают возможность работать с каждым ребенком в нужном именно ему направлении и темпе. Работа над голосом должна присутствовать в составе каждого индивидуального занятия по устной речи. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными. И в связи с требованиями аналитико-синтетического метода (как указывал Ф. Ф. Рау) работа должна строиться на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания. (Это рекомендация О. В. Правдиной). Поскольку эмоции: радость, удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.
Необходимо отметить еще одну форму работы – музыкальные занятия, в структуру которых входит работа над голосом. Музыкальные занятия создают дополнительные возможности для развития голоса. Ребенок учится воспринимать разнообразные звучания музыкального инструмента (громкие и тихие, низкие и высокие, краткие и длительные); и получает возможность соотносить чистый тон музыкального звука со звуком собственного голоса. Изменения звучания фортепиано ребенок с нарушенным слухом воспринимает (в том числе и на слух) значительно лучше, чем сложные модуляции человеческого голоса. При восприятии звуков фортепиано тесно переплетаются слуховое восприятие и тактильно-вибрационное чувство; ребенок воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. И, следовательно, ему значительно легче “настроить” звучание собственного голоса. На музыкальных занятиях (при их соответствующей организации) можно добиться значительных успехов в развитии голоса: расширить его диапазон; закрепить позицию “среднего” голоса; научить ребенка модулировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации.
Нам представляется важным отметить необходимость комплексного воздействия в процессе работы над голосом, которое предполагает не только целенаправленную работу на индивидуальных и фронтальных занятиях по устной речи, и музыкальных занятиях, но и постоянное закрепление навыков владения голосом в повседневной жизни. Педагог и воспитатель должны не только побуждать ребенка говорить, но и следить за качеством его голоса, указывать ребенку на неправильное его звучание, помогать исправлять недостатки. Поскольку навыки самоконтроля у дошкольников еще не стойко сформированы, задача педагога и воспитателя – вовремя помогать ребенку исправлять недостатки голоса.
Постоянный контроль педагогов, а при возможности и родителей (если они слышащие) поможет ребенку овладевать навыками самоконтроля, что значительно улучшит качество его голоса.
Таким образом, только хорошо организованная, систематическая работа над голосом и постоянное речевое общение приведет к достижению обозначенной цели: формированию навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами – силой, высотой, тембром и их изменчивостью в речевом процессе. Логопеды Е. С. Алмазова, Ф. А. Ивановская, Е. В. Лаврова, О. В. Правдина, С. Л. Таптапова и др. определяют два направления работы над голосом:
1) развитие голоса, то есть улучшение работы голосового аппарата, улучшение звучания голоса;
2) коррекция нарушений голоса.
Эти же два направления можно выделить в работе над голосом в д/с для детей с нарушением слуха. Работа над голосом в первом направлении, то есть развитие голоса детей с нарушением слуха предполагает формирование у ребенка голоса, пригодного для полноценного речевого общения; приближенного (насколько это возможно для каждого ребенка) к нормальному.
Те или иные голосовые реакции есть у всех детей. Однако, некоторые из них (чаще дети с минимальными остатками слуха) не могут по просьбе сурдопедагога вызвать свой голос. И педагог должен помочь такому ребенку.
Ф. Ф. Рау рекомендует для вызывания голоса использовать произнесение по подражанию простейших лепетных слов. Упражнения по вызыванию голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а-а; поезд: у-у; самолет: в-в).
Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Крайне важно дать возможность ребенку услышать свой голос с помощью звукоусиливающей аппаратуры, дать почувствовать вибрацию (гортани, груди) при наличии голоса; соотнести свой голос с голосом учителя. Ф. Ф. Рау предупреждает, что не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса. Важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет, хриплый – очистится.
Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребенка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.
В логопедической методике работы над качествами голоса существуют рекомендации (Алмазовой Е. С., Правдиной О. В.) начинать с улучшения тембра голоса. Известно (см 1.1.), что тембр зависит не только от строения голосового аппарата, но и от навыков пользования им, то есть он поддается некоторой обработке. Для улучшения тембра необходимо выработать звонкость и собранность звука.
Навести (настроить) голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта. При этом ребенок ощущает вибрацию щек, вибрацию в зубах, челюстях и щекотание в зубах. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов: “му”, “ма”, “мо”… У ребенка с нарушенным слухом, по нашему мнению, не возникнет особых сложностей при выполнении этих упражнений. Звук “м” прост по артикуляции, его легко контролировать, прикладывая руки к щекам и ощущая вибрацию.
Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (как на гласном “о”).
В целях улучшения тембра следует снять напряжение в области мышц щек, глотки и гортани; снять зажатость челюстей. С нашей точки зрения, выделенные логопедами рекомендации помогут и в работе над тембром голоса детей с нарушенным слухом. По мнению Правдиной О. В. работа над тембром сразу облегчает голосообразование: голос становится звучным и свободным, что очень важно для глухих и слабослышащих.
Работа над силой голоса предполагает формирования навыка пользоваться в речи голосом средней громкости. Ребенка со сниженным слухом необходимо научить различать голос разной громкости. Прежде всего на слух, так как большинству детей это доступно (с помощью ЗУА). Работая с маленькими детьми, можно использовать их подражательные способности, хорошие результаты дает использование фонетической ритмики. Учить ребенка изменять голос по силе, по нашему мнению, нужно после того, как сформируется устойчивость звука. Усложнять материал нужно очень осторожно, так как перегрузка может нанести вред голосу ребенка.
При работе над высотой голоса, прежде всего, необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона Вильсон Д., Правдина О. В. рекомендуют добиваться путем плавного, протяжного произнесения гласных (звук должен быть ровным по силе и высоте). Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса, используя, насколько это возможно, слуховое восприятие. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Мы заметили, что изменение силы голоса дается детям (особенно глухим) значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.
Таким образом, упражнения по развитию голоса нужно усложнять постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, используя речевой материал, доступный их произносительным навыкам. Важно подбирать материал эмоционального содержания. Необходимо создать условия, при которых дети будут использовать закрепленные в упражнениях навыки в самостоятельной речи. Кроме того, необходимо формировать у детей навыки самоконтроля над голосом (главным образом слуховой и тактильно-вибрационный).
Второе направление работы над голосом в детском саду с глухими и слабослышащими детьми предполагает коррекцию нарушений голоса. По ряду причин, основная из которых, по нашему мнению, недостатки специальной работы (позднее ее начало, недостаточный объем), у детей часто возникают те или иные дефекты голоса. Описание этих дефектов и методы их коррекции подробно рассмотрены Ф. Ф. Рау. Мы остановимся лишь на основных его рекомендациях.
Последовательность коррекционной работы над голосом определяется оценкой тяжести того или иного нарушения. Сначала нужно исправлять наиболее грубые нарушения голоса, значительно влияющие на внятность речи. К грубым нарушениям Ф. Ф. Рау относит: фальцетный голос, а также повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках; голос низкий, беззвучный (так называемый “глухой”) с придыханием; гнусавый голос. Так же, с нашей точки зрения, к грубым дефектам можно отнести хриплый и сдавленный голос, так как эти нарушения отрицательно влияют на состояние голосового аппарата, а иногда являются симптомами органических поражений голосового аппарата.
При коррекции всех нарушений голоса сначала необходимо помочь ребенку отдифференцировать нормальное звучание и дефектное. При этом основное внимание следует уделять возможности ребенка услышать разницу звучаний; ориентироваться на слуховой контроль. В качестве вспомогательного средства используются тактильно-вибрационные ощущения (контроль за вибрацией груди, гортани, отсутствием вибрации крыльев носа). Для детей с небольшими остатками слуха тактильно-вибрационный контроль является основным. Получив требуемое звучание голоса, его нужно закреплять в различных слоговых упражнениях, в словах, фразах. Эту работу важно проводить систематически, на протяжении всего времени обучения ребенка, так как без тренировки навыки быстро исчезают.
Таким образом, работа над голосом в детских садах для детей с нарушенным слухом проводится одновременно в двух направлениях: развитие голоса и его коррекция. И для того, чтобы достичь максимальных успехов, необходимо правильно организовать работу. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, следует избегать монотонных, изо дня в день повторяющихся упражнений. Чтобы ребенок не терял интерес к занятиям, нужно их как можно больше разнообразить: постоянно сменяющейся деятельностью, красочным материалом, игровыми приемами. В, казалось бы, монотонное повторение слогов, слов и фраз можно внести и движение (элементы фонетической ритмики), и интересный ребенку наглядный материал (соответствующим образом оформленные зрительные опоры), и разнообразные игры. Все это значительно повысит эффективность занятий и благоприятно скажется на результатах работы.
Таким образом, работа над голосом одна из важнейших составляющих работы над устной речью детей с нарушенным слухом, так как качество голоса напрямую отражается на устной речи: на звукопроизношении, словесном и логическом ударении, интонации, слитности, темпе; поэтому голос наряду с другими факторами определяет внятность устной речи.
Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии голосообразования; о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса детей с нарушенным слухом; и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.
— Учитывая знания о развитии голоса ребенка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом с неслышащими дошкольниками.
— В соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием слуха ребенка необходимо варьировать программные требования, приемы и темпы работы. Ведущей формой организации должны быть индивидуальные занятия.
— Учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией (звукопроизношением). Только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата.
— В работе над голосом необходимо максимально использовать остаточный слух ребенка, так как слуховой контроль благоприятно отразится на качестве голоса. Наряду со слуховым контролем необходимо использовать тактильно-вибрационный.
— Для развития голоса ребенка с нарушенным слухом большое значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые должны побуждать ребенка пользоваться своим голосом в общении с окружающими, должны помогать контролировать звучание голоса.
— В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал ребенок должен уметь произносить.
— Материал для работы над голосом должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным.
— В процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребенка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения.
— Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребенка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Заключение
В приемах работы над различными сторонами произношения особое внимание уделено постепенному усложнению упражнений, изменению их содержания на первых двух и последующих годах обучения. Однако работа над различными сторонами произносительной структуры речи ведется не последовательно (в том порядке, в котором она описывается), а параллельно, одновременно, с первых дней обучения. Только упражнения, направленные на изменение силы и высоты голоса, предлагаются несколько позже (обычно со 2-го полугодия первого года коррекционных занятий), после того, как у детей уже вызван голос нормальной силы и высоты. Описанные упражнения рассчитаны и на глухих, и на слабослышащих детей, обучение которых начато в 2-3 года.
Работа над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками – один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.
Достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с нарушенным слухом, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. То и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой. Основные положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом:
— необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса;
— единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;
— максимальное использование остаточного слуха детей;
— учет индивидуальных особенностей ребенка.
Существует необходимость создания специальной методики голосовой работы с неслышащими дошкольниками. Поскольку отсутствие разработанной методики – основная причина, определяющая недостатки работы над голосом детей с нарушенным слухом.
Изучив состояние голоса дошкольников в детском саду для слабослышащих, были выявлены следующие нарушения: сдавленный голос, голос с придыханием, голос с гнусавым оттенком; повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках, низкий голос; а также слабый и крикливый голос.
Категория: Особые дети | Добавил: Светлячок_73 (2013-03-23)
Просмотров: 4432 | Рейтинг: 4.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru