Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Практические рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с ДЦП подросткового возраста.
Практические рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с ДЦП подросткового возраста.


Рекомендации родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становле-ния личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влия-ние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреж-дение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, ор-ганизовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адек-ватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (на-крыть на стол, убрать посуду).
В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая изба-вить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить ко-торую с годами все труднее.
Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней по-мощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.
Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические не-достатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических не-достатков» сменяет звено «психических недостатков».
Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного форми-рования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состо-ит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного раз-вития и формирования личности детей-инвалидов.

1. Слабость воли у большинства подростков, страдающих ДЦП, напря-мую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ре-бенком стиль семейного воспитания – гиперопека, что ограничивают само-стоятельность ребенка. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцен-тризм, стремление манипулировать людьми. Не нужно зацикливаться на бо-лезни ребенка. Необходимо стимулировать и поощрять его самостоятель-ность в пределах допустимого. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки. Такое отношение к подростку можно выразить фор-мулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
2. Нелегкая задача по формированию у подростка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания подростка по поводу своей внешности, особенно в период полового созревания, вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.
3. Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную об-становку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По ме-ре возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами, особенно де-прессивного характера, на знакомом ребенку языке будут являться дополни-тельной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражите-лем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте про-смотр телевизора.
4. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отноше-нию к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не спо-собного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похоже-го на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
5. Если в процессе занятий или выполнения посильной работы по дому вы заметили, что подросток утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Луч-ше сделайте перерыв, предложите ему отдохнуть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время ребенок вос-становит энергию, и он сможет продолжить занятия или работу с новыми силами.
6. У подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией. Вы можете смяг-чить эмоциональный дискомфорт у ребенка, повысить его активность и самостоятельность, повысив его самооценку, уровень самосознания с помощью деятельности в которой подростом может себя проявить (сочинение стихов, декоративное искусство, IT-технологии и др).
7. При разговоре с ребенком из-за его невнятной речи не нужно угады-вать с первых звуков, что он хочет, и договорить мысль за него. Дайте ребенку возможность самому высказать свою мысль. Из-за вашей «помощи» ребенок не научиться выражать и отстаивать свою точку зрения. Так «общаться» ре-бенку неинтересно, и он не привыкнет следить за словами собеседника, и, по-добно 3–5-летнему малышу, будет превращать разговор в несвязный монолог, болтая обо всем, что придет в голову. А значит не сможет общаться со свер-стниками.
8. Не планируйте повседневные занятия ребенка. Подросток должен сам знать, что иногда надо самому, без напоминаний, браться за то, чего не хо-чется делать (например, за домашнее задание), и научиться концентрировать свое внимание на нужном объекте.
9. Образование — одно из главных условий успешной интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество. Качество жизни во многом зависит от социального статуса, который определяется его уровнем, а также профессиональной конкуренцией и востребованностью в выбранной области. В период подросткового возраста вы, как родители, должны с боль-шим вниманием и терпением помогать ребенку с самообразованием, расшире-нием и углублением полученных знаний с учетом специфики выбранных пред-метов, профильное обучение в старших классах (лучше в лицеях или гимназиях), занятия с репетиторами. Т.К. эта работа является залогом успешного по-ступления в колледж или ВУЗ. Необходимо рационально распределить время и силы, чтобы в итоге не потерять результатов физической реабилитации, не вызвать ухудшение состояния здоровья. Безусловно, поддержка семьи также важна в столь сложный и ответственный период.
Категория: Особые дети | Добавил: Sheina (2013-03-26) | Автор: Шеина Елена Ивановна E
Просмотров: 4261 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru