Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Практические рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с ДЦП подросткового возраста. Рекомендации родителям, воспитывающим детей-инвалидов. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становле-ния личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влия-ние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреж-дение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, ор-ганизовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адек-ватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (на-крыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая изба-вить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить ко-торую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней по-мощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические не-достатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических не-достатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного форми-рования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состо-ит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного раз-вития и формирования личности детей-инвалидов. 1. Слабость воли у большинства подростков, страдающих ДЦП, напря-мую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ре-бенком стиль семейного воспитания – гиперопека, что ограничивают само-стоятельность ребенка. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцен-тризм, стремление манипулировать людьми. Не нужно зацикливаться на бо-лезни ребенка. Необходимо стимулировать и поощрять его самостоятель-ность в пределах допустимого. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки. Такое отношение к подростку можно выразить фор-мулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже». 2. Нелегкая задача по формированию у подростка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания подростка по поводу своей внешности, особенно в период полового созревания, вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним. 3. Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную об-становку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По ме-ре возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами, особенно де-прессивного характера, на знакомом ребенку языке будут являться дополни-тельной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражите-лем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте про-смотр телевизора. 4. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отноше-нию к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не спо-собного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похоже-го на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка. 5. Если в процессе занятий или выполнения посильной работы по дому вы заметили, что подросток утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Луч-ше сделайте перерыв, предложите ему отдохнуть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время ребенок вос-становит энергию, и он сможет продолжить занятия или работу с новыми силами. 6. У подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией. Вы можете смяг-чить эмоциональный дискомфорт у ребенка, повысить его активность и самостоятельность, повысив его самооценку, уровень самосознания с помощью деятельности в которой подростом может себя проявить (сочинение стихов, декоративное искусство, IT-технологии и др). 7. При разговоре с ребенком из-за его невнятной речи не нужно угады-вать с первых звуков, что он хочет, и договорить мысль за него. Дайте ребенку возможность самому высказать свою мысль. Из-за вашей «помощи» ребенок не научиться выражать и отстаивать свою точку зрения. Так «общаться» ре-бенку неинтересно, и он не привыкнет следить за словами собеседника, и, по-добно 3–5-летнему малышу, будет превращать разговор в несвязный монолог, болтая обо всем, что придет в голову. А значит не сможет общаться со свер-стниками. 8. Не планируйте повседневные занятия ребенка. Подросток должен сам знать, что иногда надо самому, без напоминаний, браться за то, чего не хо-чется делать (например, за домашнее задание), и научиться концентрировать свое внимание на нужном объекте. 9. Образование — одно из главных условий успешной интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество. Качество жизни во многом зависит от социального статуса, который определяется его уровнем, а также профессиональной конкуренцией и востребованностью в выбранной области. В период подросткового возраста вы, как родители, должны с боль-шим вниманием и терпением помогать ребенку с самообразованием, расшире-нием и углублением полученных знаний с учетом специфики выбранных пред-метов, профильное обучение в старших классах (лучше в лицеях или гимназиях), занятия с репетиторами. Т.К. эта работа является залогом успешного по-ступления в колледж или ВУЗ. Необходимо рационально распределить время и силы, чтобы в итоге не потерять результатов физической реабилитации, не вызвать ухудшение состояния здоровья. Безусловно, поддержка семьи также важна в столь сложный и ответственный период. | |
Просмотров: 4261 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|