Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Для родителей и для тех - кто рядом с особым ребенком Ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нём, а с ним. КГУ «Центр по оказанию специальных социальных услуг» в городе Семей в 2013 году будет праздновать своё 10 – летие. Центр оказывает услуги детям и лицам старше 18 лет с психоневрологической патологией. О успехах работы с особыми детьми знают в городе и за его пределами. Специалисты и социальные работники Центра постоянно повышают свой профессиональный уровень в вузах нашего города и городах нашей республики. Да оно и не удивительно, ведь чтоб работать в социальной сфере надо уметь и знать как работать не только с особым ребенком, но и с его семьей. Оказывая восемь видов услуг, наш специалист, социальный работник - как 8 в 1 : 1) социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности детей и лиц старше 18 лет в быту, исходя из их индивидуальных потребностей; 2 ) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья детей и лиц старше 18 лет, c учетом их индивидуального состояния; 3) социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния детей и лиц старше 18 лет, направленные на их социальную адаптацию, социализацию и интеграцию с учетом их индивидуальных потребностей; 4) социально-педагогические услуги, направленные на: • педагогическую коррекцию и обучение детей с учетом их физических возможностей и умственных способностей; • обучение лиц старше 18 лет бытовым навыкам и навыкам ручной умелости; 5) социально-трудовые услуги, направленные на формирование трудовых навыков у детей и лиц старше 18 лет, на организацию трудовой деятельности и создания рабочих мест для лиц старше 18 лет; 6) социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга, проведение социально-культурных мероприятий и вовлечение в них детей и лиц старше 18 лет; 7) социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня детей и лиц старше 18 лет в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты населения; 8) социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, содействие в оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов детей, лиц старше 18 лет и их семей. И конечно результаты радуют нас - 10 детей при раннем вмешательстве в их развитие - пошли во вспомогательные школы. Радуют успехи 20 воспитанников, которые учатся в колледже, получат профессии швей и обувщиков. Гордостью нашего Центра являются те воспитанники и их семьи, которые не останавливаются на достигнутом, повышают свой уровень, учатся в вузах на дистанционном обучении, находятся в поиске новых знаний и подходов в решении сложных ситуаций. Опыт работы с детьми и лицами старше 18 лет с ограниченными возможностями показал, что работу с ребенком надо начинать с семьи, с родителей. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собствен¬ном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни. Существует обратная зависимость между таки¬ми переменными, как степень умственной отсталости ребенка и уровень ко¬эффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, доб¬рые люди. Они имеют высшее и среднее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизнедеятельность семьи, и нужны специальные знания для воспитания особого ребенка. Любовь и вера в ребенка, твор¬ческая сила и резервные возможности личности позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути. Какими же качествами должны обладать родители детей-инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое со¬стояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты: 1) очень важно, чтоб родители не забывали о собствен¬ном самообразовании, о получении информации о коррекции и реабилитации детей УО. Родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; 2) родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; 3) родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмо¬сферы похвалы; 4) родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэто¬му для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою по¬мощь ему до минимума. Таким образом, родители — часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического разви¬тия — допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, дефор¬мирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели вос¬питания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку 1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не¬удовлетворен собой. 2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, на¬стаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», кото¬рые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ре¬бенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а ча¬стые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе. 5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все. Ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним. Итак, гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имею¬щуюся проблему развития детей. Психологи отмечают, что «свойственное многим родителям стремление к самопожерт¬вованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо зна¬чимых результатов». Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии от¬водят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при пра¬вильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы спе¬циальных упражнений. (ГА. Калюжин, М. П.Дерюгина, 1993). Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: • более раннее начало коррекционной работы, • благопри¬ятная семейная обстановка • тесная связь специальных учреждений с семьей • применение адекватной программы развития • методы обучения, соответствующие ре¬альному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания. Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он дол¬жен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оцен¬ке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним. Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребен¬ком, то причины этого — не низкий уровень его умственного развития, а оши¬бочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Не следует думать, что умственно отсталый ребенок — это несчастный ребенок! Наоборот, их отно¬шение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И вся¬кие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений. Скорее, высокоинтелли¬гентный человек может оказаться эмоционально неграмотным. Ребенку необходимо, чтобы его любили и це¬нили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Психологи советуют родителям: «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!» Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонения¬ми обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их матери¬альные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни. Чем младше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается в основ¬ном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Специалисты отмечают, что отношение родителей к диагнозу «умствен¬ная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на ука¬занную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за отсутствия знаний, родители нужда¬ются в психотерапевтической помощи, и оказываются не способными помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть резуль¬татом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталос¬ти. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Многие родители маленьких детей с болез¬нью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необ¬ходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавля¬ет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К со¬жалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризи¬са по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению. Так, у тяжело умственно отсталых детей, особенно в периоде полового созревания, могут возникать разнообразные состояния: де¬компенсации в виде повышенной психомоторной расторможенности, рас¬стройств влечений в виде сексуальной расторможенности, агрессивного пове¬дения и т. п. Все перечисленные реакции могут вы¬ступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его роди¬телей. Следовательно, все семьи, воспитывающие детей с нарушением психичес¬кого развития, характеризуются определенными признаками: 1) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении буду¬щего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспек¬тивы); 2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудов¬летворенность; 3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; 4) социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изме¬нениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиат¬ром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функ¬ционирования сужается; 5) «особый психологический конфликт» возни¬кает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и ле¬чению такого ребенка. Очень важной закономерность обнаруженная практическими психологами: Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу особых детей, часто запаздывают с обращением за помощью. Один день равен месяцу, а месяц равен годам. Учитывая особенность ребенка - будем говорить с ним, а не о нём. ВКО г Семей зам. директора КГУ «Центр по оказанию специальных социальных услуг» Смашникова Ф.С. Источник: http://социальная специальная литература | |
Просмотров: 1379 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|