Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Для родителей и для тех - кто рядом с особым ребенком
Для родителей и для тех - кто рядом с особым ребенком

Ребенок будет счастливее,
если его не жалеют,
относятся к нему естественно,
тогда семья начинает говорить
не о нём, а с ним.

КГУ «Центр по оказанию специальных социальных услуг» в городе Семей в 2013 году будет праздновать своё 10 – летие. Центр оказывает услуги детям и лицам старше 18 лет с психоневрологической патологией.
О успехах работы с особыми детьми знают в городе и за его пределами. Специалисты и социальные работники Центра постоянно повышают свой профессиональный уровень в вузах нашего города и городах нашей республики. Да оно и не удивительно, ведь чтоб работать в социальной сфере надо уметь и знать как работать не только с особым ребенком, но и с его семьей. Оказывая восемь видов услуг, наш специалист, социальный работник - как 8 в 1 :
1) социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности детей и лиц старше 18 лет в быту, исходя из их индивидуальных потребностей;
2 ) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья детей и лиц старше 18 лет, c учетом их индивидуального состояния;
3) социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния детей и лиц старше 18 лет, направленные на их социальную адаптацию, социализацию и интеграцию с учетом их индивидуальных потребностей;
4) социально-педагогические услуги, направленные на:
• педагогическую коррекцию и обучение детей с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
• обучение лиц старше 18 лет бытовым навыкам и навыкам ручной умелости;
5) социально-трудовые услуги, направленные на формирование трудовых навыков у детей и лиц старше 18 лет, на организацию трудовой деятельности и создания рабочих мест для лиц старше 18 лет;
6) социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга, проведение социально-культурных мероприятий и вовлечение в них детей и лиц старше 18 лет;
7) социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня детей и лиц старше 18 лет в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты населения;
8) социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, содействие в оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов детей, лиц старше 18 лет и их семей.
И конечно результаты радуют нас - 10 детей при раннем вмешательстве в их развитие - пошли во вспомогательные школы. Радуют успехи 20 воспитанников, которые учатся в колледже, получат профессии швей и обувщиков. Гордостью нашего Центра являются те воспитанники и их семьи, которые не останавливаются на достигнутом, повышают свой уровень, учатся в вузах на дистанционном обучении, находятся в поиске новых знаний и подходов в решении сложных ситуаций.
Опыт работы с детьми и лицами старше 18 лет с ограниченными возможностями показал, что работу с ребенком надо начинать с семьи, с родителей. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собствен¬ном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.
Существует обратная зависимость между таки¬ми переменными, как степень умственной отсталости ребенка и уровень ко¬эффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, доб¬рые люди. Они имеют высшее и среднее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизнедеятельность семьи, и нужны специальные знания для воспитания особого ребенка. Любовь и вера в ребенка, твор¬ческая сила и резервные возможности личности позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути.
Какими же качествами должны обладать родители детей-инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое со¬стояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты:
1) очень важно, чтоб родители не забывали о собствен¬ном самообразовании, о получении информации о коррекции и реабилитации детей УО. Родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
2) родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
3) родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмо¬сферы похвалы;
4) родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэто¬му для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою по¬мощь ему до минимума.
Таким образом, родители — часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического разви¬тия — допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, дефор¬мирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели вос¬питания, которые закладывают фундамент невротизации детей.
Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку
1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не¬удовлетворен собой.
2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, на¬стаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», кото¬рые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ре¬бенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а ча¬стые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.
5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.
Ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.
Итак, гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имею¬щуюся проблему развития детей.
Психологи отмечают, что «свойственное многим родителям стремление к самопожерт¬вованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо зна¬чимых результатов».
Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии от¬водят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при пра¬вильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы спе¬циальных упражнений. (ГА. Калюжин, М. П.Дерюгина, 1993).
Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:
• более раннее начало коррекционной работы,
• благопри¬ятная семейная обстановка
• тесная связь специальных учреждений с семьей
• применение адекватной программы развития
• методы обучения, соответствующие ре¬альному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.
Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он дол¬жен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оцен¬ке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.
Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребен¬ком, то причины этого — не низкий уровень его умственного развития, а оши¬бочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Не следует думать, что умственно отсталый ребенок — это несчастный ребенок! Наоборот, их отно¬шение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И вся¬кие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений. Скорее, высокоинтелли¬гентный человек может оказаться эмоционально неграмотным.
Ребенку необходимо, чтобы его любили и це¬нили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Психологи советуют родителям: «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!»
Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонения¬ми обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их матери¬альные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.
Чем младше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается в основ¬ном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Специалисты отмечают, что отношение родителей к диагнозу «умствен¬ная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на ука¬занную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за отсутствия знаний, родители нужда¬ются в психотерапевтической помощи, и оказываются не способными помогать ребенку.
Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть резуль¬татом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталос¬ти. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Многие родители маленьких детей с болез¬нью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необ¬ходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавля¬ет семью от стресса.
Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К со¬жалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризи¬са по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.
Так, у тяжело умственно отсталых детей, особенно в периоде полового созревания, могут возникать разнообразные состояния: де¬компенсации в виде повышенной психомоторной расторможенности, рас¬стройств влечений в виде сексуальной расторможенности, агрессивного пове¬дения и т. п.
Все перечисленные реакции могут вы¬ступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его роди¬телей.
Следовательно, все семьи, воспитывающие детей с нарушением психичес¬кого развития, характеризуются определенными признаками:
1) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении буду¬щего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспек¬тивы);
2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудов¬летворенность;
3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
4) социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изме¬нениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиат¬ром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функ¬ционирования сужается;
5) «особый психологический конфликт» возни¬кает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и ле¬чению такого ребенка.
Очень важной закономерность обнаруженная практическими психологами: Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу особых детей, часто запаздывают с обращением за помощью. Один день равен месяцу, а месяц равен годам.
Учитывая особенность ребенка - будем говорить с ним, а не о нём.
ВКО г Семей
зам. директора КГУ «Центр по оказанию
специальных социальных услуг»
Смашникова Ф.С.

Источник: http://социальная специальная литература
Категория: Особые дети | Добавил: СФС (2013-04-11) | Автор: Для родителей и для тех - кто рядом E
Просмотров: 1379 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru