Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Коррекционная помощь детям с особыми потребностями
Коррекционная помощь детям с особыми потребностями
Уважаемые коллеги, родители и все те кто прикосается к этой брошюре!
Вы держите в руках брошюру, которая поможет Вам использовать в общении с детьми «умные игрушки».
Эти игрушки многофункциональные, они помогают наиболее полно учитывать интересы детей. Многофункциональные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью, легкостью, необычностью, они позволяют познавать окружающий мир, исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка.
Идя навстречу пожеланиям родителей, воспитателей, педагогов, психологов, то есть всех, кто непосредственно общается с детьми в игровой деятельности, мы сопровождаем наше оборудование методическими рекомендациями, которые помогают взрослым в работе с детьми.
«Умные» игрушки – это игрушки, которые развивают интеллект ребенка, его физические и психические способности.

Коррекционная помощь детям с особыми потребностями

В последнее десятилетие в Казахстане все активнее внедряются разнообразные технологии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития. Одна из организационных форм такой помощи и, следовательно, одна из новых форм дошкольного образования - Лекотека.
Лекотека - система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Основной метод Лекотеки – игра.
Цель лекотеки:
• Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, успешной адаптации к окружающему миру и формирования предпосылок учебной деятельности.
• Психологическая поддержка и сопровождение семьи ребенка дошкольного возраста с особыми потребностями.
• Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.
Задачи лекотеки:
• оказание на базе лекотеки целенаправленной медико-психолого-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития;
• установление партнерских отношений с родителями с целью обеспечения единых и системных подходов к воспитанию и развитию детей;
• использование ресурсов лекотеки для выработки методических рекомендаций для родителей и педагогов по использованию игр и игрушек, позволяющих строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей;
• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
• проведение психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии;
• обучение родителей навыков подбора адекватных средств взаимодействия с ребенком.
Возможность раннего выявления и коррекции нарушений в развитии детей в условиях лекотеки позволит более эффективно компенсировать отклонения и создавать оптимальные условия для развития детей. В условиях лекотеки дети получают квалифицированную помощь специалистов.
Слово «лекотека» («Lekotek») образовано от шведских слов «leko», что значит «игрушка» и «tek» - «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 г. в университетской клинике в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов. Цель основательной лекотеки заключалась в том, чтобы при помощи игры смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации.
Первая американская лекотека была открыта в штате Иллинойс в 1980 году как общественная инициатива, поддерживаемая государством. Цель первой американской лекотеки – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Сегодня американские лекотеки стали обучающими и ресурсными центрами, в которых дети, имеющие инвалидность, получают возможность быстрой адаптации к семейной и общественной жизни.
Лекотека – это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования.
Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а так же члены их семей. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка.
Специальные лекотеки реализуют индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи в процессе различных игр.
Помощь детям с проблемами в развитии, от рождении до пяти лет и старше в Казахстане оказывается за пределами дошкольного образования. Это ухудшеает возможности их включения в социум, создает дополнительные проблемы для последующего обучения в школе. Родители таких детей не знают, как общаться с ними дома, боятся сделать что-то не так, думают прежде всего о том, чтобы найти новый способ лечения, который позволил бы сразу все изменить и сделать абсолютно здоровым. В этом они всецело ориентируются на мнение специалистов, которые «должны спасти ребенка от всех проблем, в том числе эмоциональных и социальных». Так потепенно формируется родительская беспомощность, возникает барьер между родителями и детьми. Дети практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической). Взаимодействовать с такими детьми очень сложно. Для этого и созданы лекотеки, в которых специалисты будут оказывать коррекционную помощь детям с особыми образовательными потребностями.
Игра – это шаг вперед для вашего малыша

Игровая деятельность развивает у ребенка речь, сенсорно-перцептивные задачи, восприятие, вооброжение, внимание, мелкую моторику, память, мышление.
Игра может проходить в комнате, которое могут осуществлятся игровые действия. Дети могут сидеть на полу, на ковре, за столом, стоять у стены.

1. Рыбаки и рыбки»
Цель: развитие моторной ловкости.
Материал: два –три набора для рыболова (удочка, и светящиеся рыбки),лукошко, аудио запись со звуками природы.
Количество играющих: двое, группа детей
Описание игры: выбирают двух « рыбаков», остальные дети наблюдают за рыбаками.
1. Задача рыбаков поймать за минуту как можно больше рыбок. (можно записывать баллы)
2. Поймать красную рыбку, потом синюю, зеленную. Рыбка должна засветиться, положить ее в лукошко.
3. Поработаем на криативное мышление… Жили были – рыбка мама, рыбка папа и…
Комментарий: в игре принимают участие все дети, о очередности обговариваем в начале игры.
2. «Повторяй за мной»
Цель: развитие моторной координации.
Материал: кукла Даша с записями считалки, школьные принадлежности.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: выбирается ведущий. Даша проговаривает считалку и взрослый одновременно ритмично совершает повторяющиеся движения : хлопает себя по коленям, поднимает руки, кивает. Дети должны точно повторить движения. В какой-то момент ведущий меняет порядок движений. Ребёнок, который вовремя не заметил этого, выбывает из игры, а ни разу не ошибившийся становится ведущим.
Комментарий: считалки с детьми нужно разучивать заранее. Игра всегда проходит весело, дети играют увлечённо.

3. «Кто больше?»
Цель: развитие речи и мышления.
Материал: логический машина - камаз
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: детям предлагают какое - нибудь слово (ехать, убежать, стоять, остановиться, давить), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например, убежать может: мальчик, молоко, и т.д.

Комментарий: задание можно разнообразить, если предложить подбирать не только существительные, но и прилагательные. Например: ехать быстро, бежать медленно, резко остановиться и т.д.
4.«Опиши по памяти».

Цель: развитие памяти, внимание.
Материал: кукла Даша
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: кукла.
Описание игры: ведущий показывает детям куклу. За 30 секунд они должны внимательно рассмотреть её и попытаться запомнить мельчайшие детали: во что она одета, какого цвета её волосы, глаза, и т. д., а затем ответить на вопросы ведущего.
Комментарий: наводящие вопросы необходимо задавать лишь в случае затруднений.


5.«Продолжи слово»

Цель: развитие речи, внимания, коммуникативные качества.
Материал: Мяч, и жираф
Количество играющих: 1 или группа детей.

Описание игры: дети встают друг за другом . Бросая мяч в кольцо «жирафа» играющий произносит половину слова, а тот кто, поймал под обручем жирафа , должен быстро слово закончить. Бросать мяч можно по очереди
Комментарий: игра проходит интереснее, если ведется в высоком темпе. Детям по старше можно предложить придумывать разные слова по одному началу: ма- ма, ма-шина, ма -лина, мото- роллер, мото- циклист, мото- р, фото- аппарат, фото- графия.

6.«Вопросы»

Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Материал: кубики
Количество играющих: 1 и более детей.
Описание игры: Складываем слова из двух наборов кубиков. Далее ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными. Например: дом - муха, писатель- сорока. Почему писатель пишет о сороке? Какие новости принесла писателю сорока? Что делает сорока на окне у писателя?
1. Озеро – мысль.
2. Лампа - компьютер.
3. Шофер – тропинка.
4. Улица – пылесос.
5. Магнитофон – травинка.

Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, не объединяемое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.

7.«Внимательные руки»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Материал: логические машинки
Количество играющих: 2- или более.
Описание игры: 1 ребенок проделывает несколько последовательных действий с машинкой, второй наблюдает. Задача второго игрока повторить все действия предедущего.
Комментарий: часто неуверенные дети ориентируются в ответах на других более активных детей, которые, тем не менее, могут допускать ошибки. В таком случае игру необходимо остановить и напомнить детям о том, что каждый из них многое знает и умеет, поэтому должен сам решать, как ответить.

8. «И хорошо, и плохо»

Цель: развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.
Материал: «Аптека Неболейка», чемоданчик Айболита
Количество играющих: любое
Описание игры: взрослый предлагает ребенку пользуясь категориями «хорошо» и «плохо», оценить явления природы , если не учитывать особенностей природы можно простудиться. Охарактеризуйте времена года, действия или предметы которые связаны с ними:
• Зима, весна, лето, осень;
• Солнце, вода, огонь, снег, ветер;
• Болеть, есть, спать, гулять, дружить;
• Чистить зубы, умываться, делать зарядку;
• Ложка, тарелка, чайник, укол.
После того как ребенок ответит на все предложенные вопросы, можно предложить ему самостоятельно назвать какие- либо предметы и охарактеризовать их по той- же схеме, сходить в Аптеку Неболейку, поговорить с Айболитом.
Комментарий: часто дети, как и взрослые, «страдают» однотипностью мышления, стереотипностью. Им трудно сразу найти что-то хорошее в чем-то, на первый взгляд, неприятно. Эти стереотипы распространяются , к сожалению, и на восприятие жизни вообще, определяют пессимистичную точку зрения многих людей. Эта игра учит находить приятное в неприятном, искать выход из проблемы, а не виноватого.

9. «Аквариум»

Цель: развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения.
Материал: миска с водой, пуговицы, рыбки, кораблик
Количество играющих: 1-2 , не более
.
Описание игры: в миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в аквариум и найти рыбок, которые жили в аквариуме изначально.
Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить.
Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом, он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений.
В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т.д.
10. «Спичечный узор»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.
Материал : три спички.
Количество играющих: двое.
Описание игры: спички прячут в ладонях ,затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает образовавшуюся фигуру : как
Легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его – найти брата (сестру) первой фигуре.
Комментарий: для ребенка это задание может оказаться сложным, по этому взрослый может с начало делать все сам, называя вслух каждое свое действие.
Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.

11. Большой глаз

Цель: Развитие зрительной памяти .
Материал : построение из конструктора, с номерами дома, с машинами
Количество играющих : 4-5 человек.

Описание игры: предметы выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, показывают предметы в течение 10 сек. А затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 сек.- дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого, взрослый меняет положение 2-3 предметов и вновь показывает детям в течение 10 сек. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка.
Комментарий: Как вариант можно предложить убирать какую-либо игрушку,
выставлять их на вертикальной стойки. Можно предложить детям называть их справа на лево и наоборот.

12. Четыре стихии

Цель: Развитие внимания.
Материал : Ванька-встанька, кубики, машинка
Количество играющих : группа детей.
Описание игры:
1.дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «Земля» опустить руки вниз, при слове «Вода»- вытянуть вперед, при слове «Воздух»- поднять вверх, при слове «Огонь» - вращать кистями. Ошибившийся выходит из игры.
2. Усложняем игру, движение + игрушка,
Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!»- а показать движение «Земли», или взять в руки другую игрушку.

13. «Угадай и найди»

Цель: развитие внимания, памяти.
Материал : набор игрушек
Количество играющих: любое кол-во.

Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой- либо игрушки. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чём идёт речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.
Комментарий: при описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д.

14. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики руки.
Материалы : набор пазлов- паровоз, машина
Количество играющих: один , двое
Необходимые приспособления: карточки с изображением какого-то предмета, разрезанного на несколько частей.
Описание игры: ребёнку предлагают собрать картинку из частей, разложенных на столе так, чтобы получился весь предмет.
Комментарий: детям 4-5 лет предлагают простые картинки с крупным изображением.

15. Математика.

Цель: развитие мелкой моторики руки, внимания, формирование навыков ориентации на листке бумаги в клеточку, на доске- мелом , фломастером.
Материалы : доска, мел, фломастеры
Количество играющих: любое кол-во
Ход занятия
1. Поставить точку; поставить точку на линейке.
2. Поставить точку на пересечении линеек.
3. Поставить точку в середине клеточки; поставить точку в левом (правом) верхнем (нижнем) углу клеточки.
4. Поставить точку по образцу, данному на доске.
5. Провести отрезок от точки до точки.
6. Сделать по образцу контурные рисунки по клеточкам.

16. На ощупь.

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности.
Количество играющих: любое кол-во
Материалы : мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза.
Описание игры: в мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребёнок, ощупывая мешок, должен сказать, что в нём находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовёт больше всех предметов.
Комментарий: детям младшего возраста предварительно показывают предметы, которые складывают в мешок. Во время обследования мешка ребёнок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа.

17. Нехотелка.

Цель: Развитие двигательной активности, мыслительных процессов. Материалы : доска, мел, фломастеры, магниты, фигурки- алгоритмы
Количество играющих: любое.
Описание игры: чтение стихотворения дети сопровождают соответствующими движениями.
Некий мальчик, мой знакомый, (дети шагают)
Убежал вчера из дома. (дети бегут)
Не хотел он и умываться (машут головой, затем имитируют умывание)
Одеваться, (имитируют одевание)
Убираться, (имитируют подметание)
Надоело есть и пить (имитируют процесс еды и питья)
И спасибо говорить (кланяются)
Не хотел на пианино (имитируют игру на пианино)
Гаммы нудные играть
И за ручку с мамой чинно (ходьба)
Час по улице гулять.
Не хотел остаться дома (машут головой)
И ушёл вчера из дома. (ходьба)
Он один на белом свете, (разводят по кругу руками)
Он свободен, словно ветер. полет птицы
Что захочет-то захочет, (хватательные движения)
Что не хочет -не захочет (отталкивающие движения)
Шёл, он шёл, и вот ему (ходьба)
Скучно стало одному (опустить голову)
Кто возьмёт его за руку, (пожимание плечами)
Кто развеет сказкой скуку? (имитация движений «утят»)
Слово не кому сказать.
Захотел он есть и спать, (имитация еды и сна)
Захотел увидеть маму, («бинокль»)
Захотел он даже гамму
Громко, весело сыграть (имитация игры на пианино).
Тут же мальчик мой знакомый
Повернул обратно к дому. (ходьба)
Всё что раньше не терпел,
Не хотелка захочет (кивки в знак согласия).
Комментарий: такие игры очень нравятся детям. Но кроме того, они способствуют общему развитию

18. Что бывает?

Цель: развитие речи и мышления.
Материалы : мяч, мягкая игрушка.
Количество играющих: два и более
Описание игры: Ведущий придумывает прилагательные, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.
Радостный: праздник, человек, день и т.д.
Красный арбуз, помидор, розы, мак и т.д.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу; ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребёнку и т.д.Таким образом, участники концентрируются на игре.

19. Пирамида.

Цель: выявление уровня мелкой моторики руки.
Материал: деткая пирамидка, из пяти –семи элементов.
Описание: взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимания ребенка на том, чтоб пирамидка ровная: «посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребенком в случайном порядке. Ребенка просят собрать пирамидку как было. Если ребенок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.
Оценка результатов
Высокий уровень - выполнение задания на основе зрительного соотнесения.
Средний уровень - примеревание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.
Низкий уровень- отсутствие самостоятельного решения. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

20. Дотронься до...»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.
Материал: детская пирамидка, из пяти –семи элементов, можно цветной конструктор, цветные флажки
Количество играющих: группа детей .
Описание игры : выбирают ведущего . Ведущий кричит «Дотронься до» ( и называет какой – нибудь цвет ) – а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот кто не успел, становится ведущим . Взрослый следит , чтобы все дети принимали участие в игре .
Комментарий : после того как дети найдут источник нужного цвета ,
Взрослый командой «Замри» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

21. «Найди общее»

Цель: развитие мышление.
Материал: развивающие игры
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов .
Описание игры : ведущий показывает по две карточки , а дети должны сказать , что общего между этими предметами . Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них – бензин, шумят, когда заводятся и т .д .
Комментарий: в тех случаях, когда для рассмотрения детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимуллировать деятельность детей наводящими вопросами, касающимися свойств, размеров, действий с этими предметами.

22. «Замок»

Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: гимнастические палки
Количество играющих: любое.
Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули...
Покрутили...
Постучали...
И- открыли!

23. «Раздувайся пузырь»
Цель: развитие внимание.
Материал: свободная комната.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно- это «сдутый пузырь»
Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад-«пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру или разбегаются по комнате.
Комментарий: ведущему необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действие.

24. «Чей голосок?» (автор — Я. Калинина)
Цель: развитие внимание.
Материал: дудочка, металафон, барабан, свисток.
Количество играющих: группа.
Описание игры: Дети садятся полукругом, ведущий впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей берет инструмент ивоспроизводит звук. Он, не оборачиваясь, должен назвать того, каким инструментом воспроизведен услышанный звук. Можно ввести к либо персонаж и условные слова.
Комментрий: у детей развивается внимание и умение работать в группе.

25. «Найди игрушку» (автор – Р. Колинина )
Цель: развитие внимания, восприятия и памяти.
Материал: игрушки.
Количество играющих: группа.
Описание игры: Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке». Затем сложнее:« Игрушка лежит в спальной комнате под подушкой на Надиной кровати». После того, как игрушка найдена надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)
• Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения(«Моет посуду»), через ее действия (.Лежит тихо, закрыв глаза.) и т. д.
Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками;, Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.
Комментарий: перед началом игры дети должны внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга.

26. В гости к Ежу
Цель: произвольное внимание, тактильные ощущения, воображение, координация рук, графомоторные навыки, трудовые умения, навыки кооперативной деятельности.
Материал: игровое тактильное панно «Ежик», сенсорная тропа, набор материалов для фланелеграфа, шариковые ручки, детские ножницы, коробка для деталей панно, аудиозапись «Театральные шумы» (звуки леса), мелодий: тревожной и спокойной, музыкальный инструмент – барабан.
Количество играющих: группа.
Описание игры: Дети вместе с педагогом входят в комнату, оформленную декорациями осеннего леса. Педагог предлагает детям тихонько погулять... В это время слышатся звуки леса (шум деревьев, шелест листьев, журчанье ручейка и т.п). Дети ходят по ковру из листьев, перебирают их.
Педагог говорит о том, что в лесу живут разные звери, среди них... Он просит детей догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправятся. Взрослый загадывает загадки:
Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами.

Вот иголки и булавки вылезают из – под лавки.
На меня они глядят, молоко они хотят.

Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.

Не елка, а колко. Не кот, а мыши боятся.

Словно елка, весь в иголках.
Педагог просит детей еще раз назвать того, о ком были все эти загадки. Они преглашает их пройти к ухоронке ежа. Рассказывает о том, как еж готовится к зиме: собирает листья, веточки, мох, делая свое жилище. Оно и называется – ухоронка. Но до ухоронки ежа добраться трудно, надо идти по тропе, не сворачивая с нее. Дети отправляются по «сенсорной тропе» и доходят до елки. Под ней находится имитация ухоронки. Дети аккуратно приподнимают листья, но ежа там нет. Взрослый просит детей подумать и сказать, где он может быть. Затем педагог предлагает детям представить, что они – ежи, и изобразить их.
Педагог предлагает детям подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа.
Звучит тревожнач музыка. Педагог просит детей показать, что делают ежи, если испуганы, боятся. Дети сворачиваются в клубочки(сгибают спину).
Звучит спокойная музыка. Взрослый сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, лечь на полянке и закрыть глаза, отдыхая потом встать, погулять и собрать листья, травинки и все интересное , что они найдут на лесной полянке.
Педагог приглашает детей подойти к ковролинографу – основе для панно «Ежик» и принести те предметы, которые они нашли на полянке.

27.. «Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание задания. Психолог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко; Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого психолог перемешивает яблоки. Затем ребёнок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, психолог дарит его ребенку.

28. «Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ко¬вер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тет¬радь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

29. «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переклю¬чения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Пси¬холог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секундомера фиксирует Время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

30. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.

31. «Жмурки»
Цель: снятие напряжения, повышение эмоционального тону¬са; инициирование тактильных контактов.
Дидактический материал: шарф.
Описание задания. Ребенок с завязанными глазами должен поймать взрослого (или другого ребенка).

32. «Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла.
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

33. «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журналах достаточно большим шрифтом, которая применялась на занятии (1.3) (10x10 см); карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается вырезка. Психолог: «На этом листочке написано много разных букв. На прошлом занятии ты уже зачеркивал знакомую тебе букву. Какую букву ты зачер¬кивал? Сейчас ты должен опять найти ту же букву и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв, и сравнивает результат с предыдущим. После этого он указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

34. «Слушай музыку»
Цель: развитие активного внимания.
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с весе¬лой мелодией.
Описание задания. Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танце¬вать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

35. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз¬витие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.

36. «Отражение»
Цель: обучение моделированию внешних проявлений чувств.
Описание задания. Ребенку предлагается исполнить роль зер¬кала, отражающего эмоции и чувства психолога. Затем психолог исполняет роль зеркала.

37. «Ушки на макушке»
Цель: обучение способности концентрировать внимание на слу¬ховых сигналах; умению слушать и слышать.
Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

38. «Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переклю¬чения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: бланк с заданием (приложение 2).
Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполне¬ние задания, и число ошибок.

39. «Бубен и колокольчик»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен хо¬дить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней.

40. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз¬витие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, все упражнения.

41. «Ловушка»
Цель: обучение рефлексии; снятие эмоционального напряже¬ния.
Описание задания. Психолог рассказывает ребенку историю, состоящую из нелепостей: «Летом я была в деревне. В первый летний месяц март мы собирали яблоки. Они уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт — синие яблоки. Собирать яблоки приходилось в перчатках — ведь на вет¬ках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений...»
Психолог спрашивает у ребенка, почему он смеется.

42. «Ушки на макушке»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать звуки в новых условиях.
Описание задания. Упражнение нужно проводить в шумной (иг¬ровой) комнате или на улице. Попросить детей сфокусироваться! на звуках, которые им удается услышать. Ребенок должен пере¬числить как можно больше услышанных звуков. Обратить внима¬ние ребенка на различие звуков в новых условиях.

43. «Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переклю¬чения, устойчивости внимания. j
Дидактический материал: бланк с заданием (приложение 2).
Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполне¬ние задания, и число ошибок.

44. «Бубен, колокольчик, дудочка»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок дЬлжен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания коло¬кольчика — бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки — стоять на месте.

45. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото¬рики рук.
Описание задания. Приложение 3, упражнения 1—3.

46. «Делай то, что я говорю и показываю»
Цель: тренировка на дифференциацию заданий взрослого.
Описание задания. Взрослый медленно совершает разные дви¬жения и называет их. («Сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...») Часть движений не должна совпадать со словесным описанием. Ребенок должен выполнять задания «правильные», а «неправильные» (ло¬вушки) выполнять не должен.

47. «Пульс»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Дидактический материал: секундомер ил и часы.
Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин (время фиксируется).

48. «Узор»
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Описание задания. Ребенок под диктовку психолога рисует узор.
Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

49. «Выложи кружочки»
Цель: увеличение объема внимания.
Дидактический материал: два набора по пять кружочков од¬ного диаметра, но разного цвета.
Описании задания. Психолог выкладывает на столе пять кру¬жочков в люфой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрыва¬ются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выло¬жил психолог. Повторить 2—3 раза.

50. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото¬рики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 4—6.



Рекомендации педагогам и родителям
♦ Развивать умственные способности через овладение дей¬ствиями замещения и наглядного моделирования в раз¬личных видах деятельности:
♦ Учить составлять группу из отдельных предметов.
♦ Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
♦ Учить классифицировать предметы и обобщать их по харак¬терным признакам или назначению.
♦ Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
♦ Учить сравнивать предметы.
♦ Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
♦ Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
♦ Побуждать делать самостоятельные выводы.
♦ Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
♦ Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
♦ Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моде¬лей реальных предметов посредством изобразительной дея¬тельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
♦ Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуа¬ций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
♦ Учить устанавливать причинно-следственные связи.
♦ Развивать мышление, используя сказки, поговорки, мета¬форы, образные сравнения.
♦ Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
♦ Способствовать переходу к решению задач в уме.


Смашникова Ф.С.
Зам директора
КГУ «Центр по оказанию
специальных социальных
услуг» ВКО город Семей

Источник: http://специальная литература
Категория: Особые дети | Добавил: СФС (2013-05-15) | Автор: Смашникова Флюра Саттаровна E W
Просмотров: 1903 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru