Нейропсихологический подход к анализу развития детей с речевыми нарушениями, поступившими в 1 класс школы «Арай».
Логопедическое обследование в 2008 – 2009 учебном году учащихся первого класса выявило 13 учеников с нарушениями произношения фонем, фонетико-фонематическим недоразвитием, нерезко выраженным общим недоразвитием речи. При этом отмечались явления стертой дизартрии, которые позволили говорить об органической природе выявленных дефектов речи. С цель уточнения особенностей работы высших психических функций у этой группы детей было проведено нейропсихологическое обследование по Семенович А. В.. Результаты обследования показали: 1) недостаточный уровень сформированности у детей слухоречевой памяти: 38,5% детей показали суженный объем этого вида памяти, 24,% показали его средний уровень, 38,5% имели ее хороший объем. При этом только последние 38,5% учеников запомнили предложенный ряд слов нормативно (до 3 повторений), остальным 62,5% учащихся потребовалось большее количество повторений. И именно этому количеству детей при запоминании не удалось удержать порядок предложенных слов. У большинства учащихся (78%) отмечались главным образом литеральные, реже вербальные парафазии. Хорошую отсроченную слухо-речевую память имели только 24% учеников, остальные воспроизводили ряд заученных слов с потерей элементов. 2) зрительная память оказалась также недостаточной: у большинства обследованных (69,2%) оказался малым объем запоминаемых изображений, у 38,2% - средним, детей с хорошим объемом зрительного запоминания не было. Однако, для того, чтобы запомнить весь предложенный ряд изображений большинству детей потребовалось нормативное количество повторений (78%), лишь 22% вышли за допустимый уровень. 85% детей при запоминании нарушили порядок. При воспроизведении изображений дети допускали ошибки зеркального характера, повторы, пропуски, макро- и микрографию. Отсроченное воспроизведение зрительных образов оказалось более успешным у 69,2% учащихся, 30,8% допустили потерю элементов. 3) зрительный гнозис не сформирован у всех обследованных детей. Все учащиеся продемонстрировали инверсию вектора и многочисленные ошибки номинации. 4) у детей выявлена недостаточность зрительного поля: ограничение взора, нарушения слежения и конвергенции. 5) фонематический слух сформирован у 84,6% детей, у 15,4% учащихся отмечается его недостаточность. 6) у детей нарушены пространственные представления: фрагментарная стратегия - основная стратегия копирования (69,2%), отмечаются многочисленные случаи 90 градусной реверсии (69,2%), встречаются хаотичная и оболочечная стратегии (по 15,2%), нормативная стратегия проявилась только у 30,7% обследованных. При копировании наиболее часто встречаются структурно-топологические, метрические, координатные ошибки, есть пропуски, конфабуляции, персеверации. 7) особенности связной речи детей проявляются в том, что недостаточность зрительного восприятия препятствует полному осмыслению изображенного сюжета. При отсутствии полного или частичного понимания изображенного на картинке рассказы детей не соответствуют имеющимся логическим, причинно-следственным связям, изобилуют неточностями, искажениями и привнесениями. Излагаемый сюжет скуп, невыразителен, незакончен, отрывочен. Дети ограничиваются перечислением отдельных изображений, не связывают их в единое целое. В речевом оформлении представлены преимущественно простые нераспространенные предложения, встречаются единичные сложноподчиненные, сложносочиненные предложения. Дети используют главным образом существительные и глаголы. В текстах не присутствуют прилагательные и наречия. При составлении рассказов по серии картин дети лучше понимают содержание изображенного, но могут ошибаться при установлении последовательности картинок. 8) выполнение детьми тестов на мышление позволяет говорить о его сохранности. Следует отметить некоторые особенности выполнения заданий: очень много ошибок в ответах детей связаны с ошибочным называнием изображений, встречаются случаи обобщения по несущественным признакам, неправильная группировка картинок для выполнения задания, т.е. низкая зрительная помехоустойчивость, трудности удержания образца формулировки ответа, импульсивность, необдуманность ответов. 9) отмечаются трудности в выполнении заданий на изучение состояния двигательного анализатора. Праксис поз выполняется детьми преимущественно в медленном темпе, иногда с подбором пальцев, ошибками в выборе пальцев, зеркальности в работе правой и левой рук. Выполнение проб динамического праксиса сопровождается, снижением темпа выполнения, соскальзыванием, упрощением программы выполнения. 10) работоспособность детей в ходе тестирования быстро снижалась, дети давали быстрые, неконтролируемые ответы, снижалось качество работы, дети начинали вставать, ложиться на парту, говорить о том, что им надоело работать, просились в класс, либо замирали. Если перечисленные особенности ВПФ соотнести с нейропсихологическими синдромами (Семенович А.В.), то обследованных учащихся можно отнести к следующим синдромам: дисгенетический синдром – 6 человек, синдром функциональной несформированности правого полушария – 2 человека, синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий – 2 человека, синдром функциональной несформированности левого полушария – 2 человека, синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга – 1 человек. Данная работа позволяет предположить, что обучение этой категории детей будет представлять значительную трудность для педагогов. Чтобы успешно преодолеть имеющиеся особенности, необходимо: • Улучшать работу двигательного анализатора. • Способствовать расширению зрительного поля • Проводить работу по формированию зрительного, слухового восприятия. • Развивать пространственные представления. • Совершенствовать память, связную речь. • Улучшать работоспособность. Понятно, что ни учитель, ни логопед не смогут в полной мере выполнить эти задачи, т.к. речь идет о формировании базы, на которой возможно дальнейшее обучение. Для этих целей необходимо подключить комплексную методику психомоторной коррекции, которая используется наряду с традиционной когнитивной работой. Данная методика позволяет улучшать функции мозга ребенка двигательными упражнениями, а, следовательно, преодолевать выше перечисленные особенности, создавая здоровую основу для усвоения знаний. Данная методика используется в работе нескольких психологических центров и школ города.
Литература 1. Архиров Б.А., Воробьева Е.А., Назарова Л.С., Семенович А.В., Шегай В.М. «Комплексная методика психомоторной коррекции», М. 1998 2. Семенович А.В. «Нейропсихология детского возраста», альбом, М., 1998 3. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М., Генезис, 2005
Ким А. Е. логопед – психолог школы «Арай», г Алматы.
|