Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Написание безударной гласной представляет большую трудность для детей c нарушениями письма и чтения: они не видят ее в слове, не могут подобрать родственные слова, не могут из них выбрать проверочное слово, даже хорошо зная правило, не пользуются им на практике. Для того чтобы преодолеть эти затруднения, необходима длительная целенаправленная и системная работа. Она начинается с того, что дети научаются выделять гласные звуки в слове, «прозванивая» их колокольчиками в ряду звуков, затем в отдельно произносимых звуках слов. При написании слов дети выделяют ударную гласную, ставя знак ударения, безударную гласную выделяют снизу жирной точкой. Важно, чтобы дети умели подбирать родственные слова, выделять в них корень. С этой целью хорошо использовать лото «Родственные слова». Каждый ребенок получает карточки с написанными словами (4 – 6 слов). Образец карточки.
Затем каждый из них по очереди бросает кубик, по выпавшему количеству точек, отбирает карточки с родственными словами из т.н. «базара», читает их, все участники игры разбирают подходящие и расставляют их в столбики под своими словами основных карт. После того, когда маленькие карточки разобраны, начинается основная часть работы. Нужно найти корень в каждой группе родственных слов, найти слова, в которых гласная в корне нуждается в проверке, т.е. проверяемые слова, и те, в которых гласная в корне не нуждается в проверке, т.е. проверочные слова. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. Лото позволяет обогатить словарный запас детей хорошим количеством родственных слов, помогает им осознать на практике, что слова имеют общую часть и близки по смыслу, в ходе игры дети научаются видеть слова, в которых безударную гласную надо проверять, а также подбирать к ним проверочные слова. На этом этапе полезны задания по подбору различных групп проверочных слов: единственное число существительных, множественное число существительных, уменьшительно – ласкательные формы существительных и т.п. Далее дети играют в лото «Безударные гласные». У детей на руках карты со словами с пропущенной безударной гласной. Логопед читает проверочные слова, а дети должны услышать проверочное слово, поднять руку, если слово ему нужно и сказать, какую букву нужно вставить. Логопед дает эту карточку с нужной буквой, и ребенок ставит ее на нужное место в карточке. Образец карточки детей
Образец карточки логопеда
После того, как дети научаются хорошо играть в лото, им предлагается домино на безударную гласную: имеются карточки, на которых написаны слова с пропущенной безударной гласной над чертой, а под чертой написана любая гласная, не принадлежащая этому слову. Выкладывается первая карточка, дети подбирают нужную гласную, находят ее на следующей карточке и подставляют, как в обычном домино. Образец
На этом этапе работы предлагаются традиционные задания, в которых нужно вставить безударную гласную. Очень нравятся детям заданий из книги Морозовой С.Л. «Ее Величество - орфография». Затем дается известная игра «Огонек». Детям предлагают карточку, на которой написано слово с пропущенной безударной гласной, за которым следуют несколько гласных, ребенку нужно цветной полоской закрыть нужную гласную. Когда все цветные полоски расставлены, сверху на карточку накладывается карточка - ключ в виде карточки с прорезанными отверстиями на месте гласной. Если во всех отверстиях видны цветные полоски, ребенок выиграл, «зажег огонек». Образец карточки
По окончании этого этапа детям даются задания, в которых нужно исправить слова с неправильно написанной безударной гласной. В завершении предлагаются задания, в которых даются схематическое изображение всех изучаемых правил русского языка, и карточки со словами на эти правила. Дети читают слова и поднимают карточку с соответствующим изображением правила. Данная система работы позволяет успешно усваивать это правило даже детям с тяжелыми нарушениями. Логопед – психолог школы «Арай» Ким А.Е. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1862 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|