Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Обучение учащихся вспомогательной школы Фонетически правильному письму.
Обучение учащихся вспомогательной школы
Фонетически правильному письму.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Материальной основой нашей речи являются звуки. В долговременной памяти ребёнка хранится от 30 до 60 звуковых элементов, составляющих системный фонд. У умственно отсталых детей в связи с нарушенным интеллектом и слабостью звуковых и кинетических дифференцировок этот фонд недостаточно системен. Начиная с первого класса, во вспомогательной школе специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие этой системы, но осознание учащимися законов фонетики.
Умственно отсталые школьники младших классов должны научиться должны научиться грамотно писать слова, опорой для правописания которых является произношение. То есть использовать в данном случае фонетический принцип русской орфографии, при котором требуется определить звуковой состав записываемых слов и обозначить их соответствующими буквами.
Сложность в том, что все учащиеся вспомогательных школ имеют своеобразие речевого развития: недостаточность и замедленность фонематического восприятия, трудность овладения произносительной стороной речи, сниженные познавательные возможности. Умственно отсталые дети овладевают навыками грамотного письма с большим трудом, постепенно, в результате систематической практики.
Работа над этим материалом заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, уточнению их артикуляции, зрительных восприятий и развитию тонко координированных движений пальцев рук. В результате ученики должны в достаточной степени овладеть правильным звуковым анализом, а также умением обозначать звуки буквами.
Одним из основных упражнений по формированию навыков грамотного письма, как и списывания, является письмо под диктовку. Обучение этому навыку должно проходить в три этапа.
Главный этап включает развитие звукобуквенного анализа. Формирование фонематического слуха у детей младших классов следует на основе большого количества.
Второй этап заключается в применении системы упражнений, способствующих формированию фонетически грамотного письма под диктовку.
На третьем этапе ведется непосредственное обучение умственно отсталых детей умению писать под диктовку.
Важным этапом является обучение интонационному выделению звука в слове, предшествующим обучению детей звуковому анализу. Интонационное выделение – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче. И здесь надо строго следовать правилу: выделение любого звука независимо от места нахождения его в слове, должно обязательно осуществляться на фоне слитного проговаривания слов.
Развитию фонематического слуха способствуют упражнения, направленные не на многократное выделение из различных слов какого-либо звука, а на дифференцировку сходных (глухого и звонкого, твердого и мягкого, свистящего и шипящего).
Анализируя слова, школьники не выделяют из некоторых звуков, в силу тех или иных причин воспринимаемых менее четко. Наиболее часто гласные звуки оказываются неотделенными от согласных. В результате дети при письме пропускают их. А иногда справившись с выделением звуков и их распознаванием, ученик не может установить их последовательность в слове. Это приводит к перестановке букв, т.е. к нарушению строения слова.
Для коррекции недостатков зрительного и пространственного восприятия и представления, а также моторики, использую приемы, направленные на уточнение образа буквы, его графического оформления, расположение слова на строчке, установление последовательности букв в слове, слов в предложении (Например: «Живые грибы», «Собери слово», «Слова перепутались»). Для развития движений мелких мышц руки помимо предварительных упражнений продолжается обучение письму отдельных букв, слов и слогов.
Итак, весь смысл работы по развитию навыков фонетически правильного письма на первом этапе заключается в глубоком и всестороннем уяснении изучаемого написания. Все упражнения на этом этапе направлены на воспроизведение образца (списывание). Списывание завершает сложную познавательную деятельность школьников, направленную на звукобуквенную и слоговой анализ слов. Поэтому выполнение всех без исключений упражнений, входящих в первую группу обязательно должно сочетаться с прочитыванием и анализом слов, как уже подлежащих написанию, так и уже написанных детьми.
При прохождении каждой темы рекомендуется три основные группы упражнений, которые ставят пред учащимися задачи списывания словесного материала, дополнения слов буквами или слогами и самостоятельного написания слов или предложений. В последней группе упражнений на самостоятельное написание словесного написания сначала идут относительно лёгкие задания: написать названия изображённых на картинках хорошо знакомых детям предметов. В последующих упражнениях от учеников требуется произвести подбор и написание отдельных слов, в состав которых входит указанная буква.
Вариантность упражнений достигается различными путями: 1) характером заданий; 2) формулированием их; 3) подбором словесного материала.
Варьирование характера заданий воспитывает у умственно отсталых детей привычку приступать к выполнению упражнения только после тщательного ознакомления с ним. Ученику вначале необходимо хорошо понять, какая именно задача в настоящий момент перед ним ставится.
В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонематическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение. На эту группу детей: следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений в списывании для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может послужить опорой в обучении.
Сложным для них является овладение всеми этапами письма по слуху: разделением слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности.
Работа с учащимися, у которых нарушена работоспособность, заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить все задания, в варьировании упражнений, в стимулировании учебной деятельности. Например, можно предложить таким ученикам выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. При снижении интереса можно изменить вид работы.
Категория: Особые дети | Добавил: Наталия343 (2013-07-26) | Автор: Ильиных Наталия Юрьевна E
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru