Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Обучение учащихся вспомогательной школы Фонетически правильному письму. Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Материальной основой нашей речи являются звуки. В долговременной памяти ребёнка хранится от 30 до 60 звуковых элементов, составляющих системный фонд. У умственно отсталых детей в связи с нарушенным интеллектом и слабостью звуковых и кинетических дифференцировок этот фонд недостаточно системен. Начиная с первого класса, во вспомогательной школе специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие этой системы, но осознание учащимися законов фонетики. Умственно отсталые школьники младших классов должны научиться должны научиться грамотно писать слова, опорой для правописания которых является произношение. То есть использовать в данном случае фонетический принцип русской орфографии, при котором требуется определить звуковой состав записываемых слов и обозначить их соответствующими буквами. Сложность в том, что все учащиеся вспомогательных школ имеют своеобразие речевого развития: недостаточность и замедленность фонематического восприятия, трудность овладения произносительной стороной речи, сниженные познавательные возможности. Умственно отсталые дети овладевают навыками грамотного письма с большим трудом, постепенно, в результате систематической практики. Работа над этим материалом заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, уточнению их артикуляции, зрительных восприятий и развитию тонко координированных движений пальцев рук. В результате ученики должны в достаточной степени овладеть правильным звуковым анализом, а также умением обозначать звуки буквами. Одним из основных упражнений по формированию навыков грамотного письма, как и списывания, является письмо под диктовку. Обучение этому навыку должно проходить в три этапа. Главный этап включает развитие звукобуквенного анализа. Формирование фонематического слуха у детей младших классов следует на основе большого количества. Второй этап заключается в применении системы упражнений, способствующих формированию фонетически грамотного письма под диктовку. На третьем этапе ведется непосредственное обучение умственно отсталых детей умению писать под диктовку. Важным этапом является обучение интонационному выделению звука в слове, предшествующим обучению детей звуковому анализу. Интонационное выделение – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче. И здесь надо строго следовать правилу: выделение любого звука независимо от места нахождения его в слове, должно обязательно осуществляться на фоне слитного проговаривания слов. Развитию фонематического слуха способствуют упражнения, направленные не на многократное выделение из различных слов какого-либо звука, а на дифференцировку сходных (глухого и звонкого, твердого и мягкого, свистящего и шипящего). Анализируя слова, школьники не выделяют из некоторых звуков, в силу тех или иных причин воспринимаемых менее четко. Наиболее часто гласные звуки оказываются неотделенными от согласных. В результате дети при письме пропускают их. А иногда справившись с выделением звуков и их распознаванием, ученик не может установить их последовательность в слове. Это приводит к перестановке букв, т.е. к нарушению строения слова. Для коррекции недостатков зрительного и пространственного восприятия и представления, а также моторики, использую приемы, направленные на уточнение образа буквы, его графического оформления, расположение слова на строчке, установление последовательности букв в слове, слов в предложении (Например: «Живые грибы», «Собери слово», «Слова перепутались»). Для развития движений мелких мышц руки помимо предварительных упражнений продолжается обучение письму отдельных букв, слов и слогов. Итак, весь смысл работы по развитию навыков фонетически правильного письма на первом этапе заключается в глубоком и всестороннем уяснении изучаемого написания. Все упражнения на этом этапе направлены на воспроизведение образца (списывание). Списывание завершает сложную познавательную деятельность школьников, направленную на звукобуквенную и слоговой анализ слов. Поэтому выполнение всех без исключений упражнений, входящих в первую группу обязательно должно сочетаться с прочитыванием и анализом слов, как уже подлежащих написанию, так и уже написанных детьми. При прохождении каждой темы рекомендуется три основные группы упражнений, которые ставят пред учащимися задачи списывания словесного материала, дополнения слов буквами или слогами и самостоятельного написания слов или предложений. В последней группе упражнений на самостоятельное написание словесного написания сначала идут относительно лёгкие задания: написать названия изображённых на картинках хорошо знакомых детям предметов. В последующих упражнениях от учеников требуется произвести подбор и написание отдельных слов, в состав которых входит указанная буква. Вариантность упражнений достигается различными путями: 1) характером заданий; 2) формулированием их; 3) подбором словесного материала. Варьирование характера заданий воспитывает у умственно отсталых детей привычку приступать к выполнению упражнения только после тщательного ознакомления с ним. Ученику вначале необходимо хорошо понять, какая именно задача в настоящий момент перед ним ставится. В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонематическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение. На эту группу детей: следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений в списывании для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может послужить опорой в обучении. Сложным для них является овладение всеми этапами письма по слуху: разделением слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности. Работа с учащимися, у которых нарушена работоспособность, заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить все задания, в варьировании упражнений, в стимулировании учебной деятельности. Например, можно предложить таким ученикам выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. При снижении интереса можно изменить вид работы. | |
Просмотров: 1367 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|