Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Новая технология ЖИПТО в специальном образовании Казахстана. Прибыткова Екатерина Евгеньевна Учитель-логопед КГУ «Детский сад - школа № 62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска «Интеллектуальная игра ЖИПТО в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста» Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями и их деятельности в образовательном процессе. Отмечается, на сегодняшний день рост количества детей с тяжелыми комплексными нарушениями, которые нуждаются в еще большей помощи и поддержке педагогов и специалистов. Как показывают исследования, нарушенная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. В связи с этим, «Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. Совокупность методов, приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи, затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры». [1. Г.В.Томский] Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа занимает применение и использование новых технологий, позволяющих активизировать мыслительную деятельность детей, а также познавательную их активность. [3. Г.В.Томский] Дошкольный возраст и начальная школа – это благоприятный период, в котором идет переход от игровой деятельности в детском саду к учебной деятельности в школе. Это период становления и развития игры как способа обучения и воспитания. Поэтому настоящей находкой для педагогов стало знакомство с интеллектуальной игрой ЖИПТО и последующее её внедрение в воспитательно-образовательный процесс. Большой интерес у детей вызывают игры, которые способствуют активизации мыслительной деятельности, предоставляют возможность проверить или развить свои способности. В коррекционной педагогике такие игры необходимы для того чтобы способствовать более эффективной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Одной из таких игр является интеллектуальная игра ЖИПТО. [2. Г.В.Томский] «ЖИПТО (интеллектуальна игра преследования) имеет версии для всех возрастов и на любой вкус (существует более 2400 версий), выступает эффективным стимулятором научного, профессионального, художественного, литературного и математического творчества. Такой игровой стимулятор является ценной находкой для интеллектуального и творческого развития одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями, от детского сада до университета в рамках здоровьесберегающего образовательного пространства» [ 3. Г.В.Томский ] Успех ЖИПТО и богатство возможностей его использования в образовании объясняется тем, что поле для игры представляет вертикальный триптих, а тема преследования дает неограниченные возможности для творческой фантазии. ЖИПТО – это средство для умственного развития детей дошкольного возраста. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. В процессе этой игры ребенок взаимодействует не только с педагогом, но также соревнуется с другими детьми. Совместная игра детей с педагогом, с родителями ведет их к самоутверждению, развивает настойчивость, а также постоянно стимулирует стремление к успеху, к самосовершенствованию. Использование игры ЖИПТО можно рассмотреть как новую технологию в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями в развитии. Применение игры ЖИПТО успешно отработанно в логопедической практике с детьми с общим недоразвитием речи. Для лучшего закрепления звуков в речи были разработаны игровые поля ЖИПТО по автоматизации трудных звуков. На их основе выпущено учебно-методическое пособие «Автоматизация трудных звуков в игре ЖИПТО» авторами Е.Е.Прибытковой, Т.Г. Задорожнюк, Н.В.Ахаевой. В этом учебно-методическом пособии можно найти ответы на вопросы: Что такое интеллектуальная игра ЖИПТО? Как заинтересовать ребенка автоматизировать трудные звуки? Какие трудности могут возникнуть при автоматизации звуков? Для автоматизации трудных звуков разработаны и созданы игровые поля ЖИПТО: - автоматизация звуков ( с, з, ц, ш, ж, л’, р’, р ); - пояснительная записка к каждой игре; - конспекты занятий по автоматизации звуков с использованием интеллектуальной игры ЖИПТО. (см. Приложение 2, 3, 4) Материал, подобранный в игре, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственная ориентировка. [13. Перегудова Т.С.] Работа по данной технологии способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекция лексико-грамматического строя речи, формированию навыков звукобуквенного анализа слов, активизации памяти, внимания, мышления, что в свою очередь является профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться комбинированно. [12. В.В.Коноваленко] Передвижение фишек по игровому полю ЖИПТО является вспомогательным приемом обучения. Этот прием помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать интерес на протяжении всей игры (продолжительность прохождения игры около 30-40 минут). Игровое поле по автоматизации звуков разделено на 5 уровней: 1. Уровень – произношение звука изолированно. 2. Уровень - автоматизация звука в слогах. 3. Уровень - автоматизация звука в словах. 4. Уровень - автоматизация звука во фразе, предложении. 5. Уровень - автоматизация звука в связной речи.(см.Приложение 1) На каждом уровне предлагаются различные игры и упражнения. [14. И.Л.Лебедева] Одно поле ЖИПТО может быть использовано несколько раз, игры и упражнения могут меняться в зависимости от поставленной задачи. В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Это могут быть такие варианты: - от 1 до 5 детей и логопед - от 2 до 6 детей - от 1 до 5 детей и родители. Игра может проводиться как индивидуальная работа с ребенком, подгрупповая работа и фронтальная (с группой, классом). Использование данной технологии в педагогической практике с уверенностью можно назвать успешным. Это дает возможность для творчества в работе, не отходя от традиционных принципов в коррекции, обучении и воспитании. Несомненно, интеллектуальная игра ЖИПТО дает свои положительные результаты. Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют. Список литературы: 1. Г.В. Томский « ЖИПТО 1001 игра для всех» 1988 г. 2. Г.В. Томский «ЖИПТО и система ДИП» 2005 г. 3. Г.В. Томский « ЖИПТО от детского сада до университета» 2005 г. 4. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях». Альбом дошкольника. Москва 2009 г. 5. В.В Коноваленко, С.В Коноваленко. Дидактический материал для логопедов. «Автоматизация звуков у детей». Москва 2006 г. 6. Перегудова Т. С., Османова Г. А. «Вводим звуки в речь». Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]. СПБ: КАРО, 2007 г. 7. И.Л. Лебедева. «Трудный звук, ты наш друг». Практическое пособие для логопедов. Москва 2005 г. | |
Просмотров: 1658 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|