Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Личностно - ориентированное обучение и воспитание младших школьников с нарушениями слуха
На современном этапе специальная педагогика испытывает влияние трёх тенденций в специальном образовании:
1. Гуманистическая направленность образования, согласно которой дети с различными отклонениями в развитии признаны как личность и имеют право на образование в соответствии со своими возможностями, а также на специальную педагогическую, психологическую помощь.
2. Нарастание роли социального воспитания в связи с тем, что семья всё больше отстраняется от воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, теряет своё значение как институт первичной социализации ребёнка.
3. Значимость процессов интеграции, протекающих на разных уровнях в системе специального образования.
В связи с современными гуманистическими тенденциями в школьном образовании:
- признание личности любого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья высшей социальной ценностью;
- уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- признание их социальных прав и свобод;
- ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат показатель эффективности воспитания;
- становится актуальным новое качество воспитания учащихся с нарушениями слуха.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Можно ли воспитать такие качества в ребёнке, имеющем множественные проблемы в здоровье и развитии? Что мы, как педагоги, можем сделать, чтобы воспитать учащегося с такими качествами? Что помогает и что препятствует этому?
Этому в значительной степени препятствует имеющийся слуховой дефект, который влияет не только на речевые возможности и состояние других психических функций, но и на формирование целостной картины мира. Дети со слуховой депривацией плохо понимают взаимосвязи между явлениями жизни. Из-за слухоречевых нарушений они испытывают трудности в познавательной деятельности и общении с окружающими, недостаточно овладевают социальным опытом.
Но школа, педагоги могут способствовать личностному развитию детей с помощью организации процесса воспитания, создавая условия:
- для развития разговорной речи, как средства коммуникации и общения в среде говорящих.
- для включения учащихся в личностно-значимую деятельность: познавательную, спортивную, физкультурно-оздоровительную, трудовую, художественно-творческую, общественную и т. д., с целью формирования умений и навыков, соответствующих интересам и возможностям детей и развития природных задатков.
- для получения опыта взаимодействия с окружающими людьми (выезды на соревнования, концерты, экскурсии и т.д.)
Применение личностно-ориентированного подхода может обеспечить качество обучение и воспитания младших школьников с нарушениями слуха на современном этапе. Полноценное развитие личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания даёт: дополнительные возможности для социальной адаптации и интеграции неслышащего школьника, сказывается на качестве его будущей самостоятельной жизни, выполнении социальных ролей в обществе.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель личностно-ориентированного обучения заложить в ребёнке механизмы:
- самореализации
- саморазвития
- адаптации
- саморегуляции
- самозащиты
- самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
- разноуровневый;
- дифференцированный;
- индивидуальный;
- субъективно-личностный.
В своей работе воспитатели начального звена опираются на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания:
1. Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
2. Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.
3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка.
4. Формировать положительную самооценку ребёнка.
5. Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
6. Жить интересами, переживаниями ребёнка.
7. Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.
8. Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.
9. Учитывать состояние и настроение воспитанника.
10. Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.
Непосредственно образовательную деятельность необходимо строить на основе модели личностно-ориентированного занятия.
Модель личностно-ориентированного занятия:
1. Первичная задача педагога: определить чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.
2. Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребенка.
3. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей.
4. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
5. Управлением самостоятельным поиском.
6. Совместное подведение итогов.
Кроме того необходимо придерживаться рекомендаций к проведению занятия:
1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении занятия.
2. Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
3. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
6. Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использовать парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
10. Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
В основу воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха, в соответствии с принципом личностно-ориентированного подхода, ставится личность – развитие её самобытности, самоценности, формирование субъективного опыта.
Целью воспитания является создание условий для развития личностных качеств (нравственных, духовных, физических), личностного роста воспитанника, приобретения им не только общественного опыта (т.е. социальная полноценность), но и становления его индивидуальности, успешная интеграция в обществе.
Личностно ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.
Когда ребёнок приходит в школу, то классный коллектив становится реальным миром, и отношения в нём носят не только "учебный" характер. "Фон" положительного воспитания в классе оказывает сильное влияние и на процесс обучения.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаются педагоги начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу педагоги стараются учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.
За несколько десятилетий существования в нашей школе сложились традиции, определяющие её лицо и позволяющие педагогам, учащимся, родителям проявить свои творческие способности, расширить кругозор, а также способствующие развитию культурного человека, формированию общечеловеческих, нравственных ценностей. К таким традициям можно отнести ежегодные праздники: «Праздник урожая», «Новогодний утренник», «День именинника», «Прощай школа» и др.
Наши дети постоянно живут в интернате и, чтобы им было в школе хорошо и уютно, чтобы они чувствовали тепло семейного очага, в нашей школе созданы традиции: проводим день именинника, где поздравляем каждого ребёнка. А для наших детей это не просто славный праздник и ожидание сюрпризов, подарков, поздравлений от друзей и одноклассников, но и весёлые игры, викторины, где можно проявить себя. В прошлом учебном году воспитателями начального звена было проведено 6 «Дней именинников» - «Карамельная страна», «Кот Леопольд и мыши», «Дети – цветы жизни», «Весёлый клоун» и др. Во внеурочное время воспитателями начального звена проводятся различные тематические праздники: « Мой Казахстан – моя Родина», «Знай свои права и обязанности», «Спаси себя и других», «Вежливость и доброта – мои лучшие друзья», «Моя семья – моя радость», «Колесо безопасности», «Семейный турнир» и др.
В школе-интернате созданы благоприятные условия для проявления творческих способностей воспитанников. Младшие школьники принимают активное участие в различных творческих конкурсах рисунков. В прошлом году было проведено 10 творческих конкурсов, во время которых ребятам была предоставлена возможность совершенствовать свои изобразительные навыки, творчески самореализовываться: «Мой родной край», «Золотая осень», «Лесные фантазеры», «Мы - мамины помощники», «Мастерская весёлого карандаша» и др.
В классах проводятся различные стандартные и нестандартные занятия по видам деятельности:
• сюжетно-ролевые игры,
• драматизации различных литературных произведений,
• интеллектуальные викторины,
• заочные экскурсии в различные времена года,
• весёлые старты,
• путешествия в страну «Здоровья» и др.
Нетрадиционные формы проведения занятий учат детей наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, переносить знания из одной ситуации в другую. Используя в своей работе личностно-ориентированный подход, мы направляем свои усилия на моделирование и построение воспитательной системы класса, содействующих интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию детей, становлению их индивидуальности.
В начале учебного года при составлении перспективного плана воспитательной работы мы выделили следующие воспитательные задачи:
• осуществлять личностный подход в воспитании;
• активизировать и разнообразить формы воспитывающей деятельности;
• изучать личность каждого воспитанника, его физическое и психологическое состояние, семью;
• способствовать сплочению коллектива;
• активизировать работу классных коллективов и родителей через участие в школьных мероприятиях;
• обеспечить воспитанникам условия для максимальной реализации.
Над этими задачами мы работаем в течение учебного года. Составляем план индивидуальной работы с детьми, проводим изучение личности детей, пополняем портфолио каждого ребёнка новыми достижениями. Отмечаем мир увлечений и интересов каждого ребенка, основные его личные достижения, а также проблемы, способы и формы поддержки.
Индивидуальность ребенка значима, но социализация и приобщение к культуре тоже важны, поэтому мы в течение учебного года организуем экскурсии в музеи, походы в кукольный театр, кино, цирк, на стадион и т.д.
Осуществляя организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов школы, воспитанников, родителей мы, в конечном итоге, выполняем свою цель - формирование личности нужной и полезной обществу, способной адаптироваться, интегрироваться и самоопределиться в социуме.
Категория: Особые дети | Добавил: Irina_kz_sko (2013-11-22) | Автор: Бестик Ирина Викторовна E
Просмотров: 2425 | Теги: личностно-ориентированное занятие, воспитание, личностно-ориентированное воспитани | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru