Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] Цель: - закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи; - развивать фонематический слух, звуковой анализ; развивать логическое мышление, внимание, память. Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки с изображением вишневого варенья, грушевого компота, пшенной каши, шоколадного мороженого. Ход занятия 1. Организационный момент – Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь. 2. Артикуляционная гимнастика – Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мышик. Он никому не говорил “Доброе утро” . Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором. Упражнение «Забор» Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышика морковкой. Обрадовался мышонок, побежал дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. Упражнение «Бублик» Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал : “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок. Упражнение « Уставший язычок» Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай. Упражнение « Чашечка» 3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам. – К нам в гости пришел этот Мышонок Мышик. Какие звуки повторяются в словах Мышик и Мышонок? – Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем. – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) - Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш]. - А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. – Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха. 4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах. – Ребята, наш гость Мышик очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь. – Ребята, как шуршал Мышика? (шу-шу-шу) - Верно, произнесем по цепочке: шу – шу – шу. – А теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу. – Последний слог шу-шу-шу. – Какой звук стоит в начале этих слов? 5. Характеристика по акустическим признакам. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. – Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? – Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? – Глухой. – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. 6. Формирование фонематических представлений. Играем в игру «Найди звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Мышонок Мышик любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! 7. Произношение звука [ш] в скороговорках. ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь. шей-шей-шей-я боюсь мышей ыш-ыш-ыш-боится кошки мышь ошка-ошка-ошка-лови мышку кошка - Молодцы. 8. Развитие звукового анализа и синтеза. – Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышик? – Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.. 9. Физкультминутка – Ребята Мышонок Мышик очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”. 10. Развитие звуко-слогового анализа. - Когда мышонок шумит, то мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам – ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ. Какой третий звук в слове шум? – Назовите все звуки по порядку. – Назовите гласный звук. – Назовите согласные звуки. Дети выкладывают звуковую схему слова. 11. Согласование существительных с прилагательным. Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям. – А после того как Мышик поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое? – Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой? – Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая? – Пшенная. – Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое? - Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать? Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям. 12. Произношение звука [ш] в предложениях. – А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое. – Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мышик остался очень доволен вами. 13. Итог занятия. – Итак, кто сегодня к нам приходил в гости? – А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]. – Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук) – Чем мы еще занимались на занятии? – Понравилось ли вам занятие? | |
Просмотров: 1837 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|