Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Применение инновационных методов в формировании творческого воображения слабослышащих учащихся. (из опыта работы воспитателя Асмановой Р.А) «Вся жизнь может быть выражена через искусство» С.Монне Как сделать занятие живым, интересным и полезным, чтобы воспитаник, закончив его, снова хотел продолжить работу? Ответ очевиден – это активное использование инновационных методов воспитания и психокоррекции слабослышащих детей. Одним из педагогических приемов, который я широко применяю в воспитании у детей творческого воображения, является метод артпедагогики. Артпедагогика – это мягкий, щадящий способ создания условий для выявления потенциальных творческих возможностей у воспитанников, диагностики их психоэмоционального состояния и коррекции поведения, через такие виды творческой работы, как рисование. Арт педагогика. ✿ Помогает устанавливать отношения между детьми и взрослыми. Посредством изодеятельности дети не только выражают себя, но и больше узнают друг о друге, об окружающем мире. ✿ Является хорошим способом социальной адаптации, особенно для развития . роо коммуникативных навыков слабослышащих детей, так как они чаще всего . ждлддл социально дезадаптированы, не умеют общаться. ✿ Дает возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, обогащать и развивать словарный запас, расширять кругозор. Педагогическая коррекция с помощью артпедагогики у детей с ограниченными возможностями по слуху – очень актуальное и востребованное направление. Основываясь на коррекционно- личностном компенсаторном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика преследует цель – гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством изодеятельности, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Существуют направления артпедагогики: -изобразительная -музыкальная -танцевальная -театральная Изодеятельность является одно из направлений арт- педагогики. Рисование – именно то, что позволяет полностью раскрыться потенциалу ребёнка с ограничениями по слуху. Изодеятельность определяет: душевность и духовность, доброту и красоту жизни – качество, которое необходимо формировать у слабослышащих детей с раннего возраста. Положительным влиянием изодеятельности детей является знание и закрепление «азбуки цвета» , которая помогает мне правильно определять эмоциональный настрой каждого ребенка и откорректировать его в процессе занятия. Зеленый цвет- успокаивает, создает хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при ослабленном зрении. Розовый цвет- тонизирует при подавленном настроении . Желтый цвет- цвет радости, покоя, теплоты,нейтрализует негативные действия При работе мои воспитанники применяют в своих рисунках теплые тона,что позволяет формировать положительный эмоциональный фон . Для слабослышащих детей важно что изодеятельность способствует более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества, ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать. Давая детям рисовать, анализируя их рисунки, я узнаю много нового об их душевном состоянии, настроении, проблемах в семье. Это дает мне возможность эффективно, результативно планировать свою воспитательную работу. На протяжении 4х лет работы со своим классом используя изодеятельность на начальных этапах воспитания предлагала задания, выполняемые во внешнем плане, при манипулировании непосредственно предметами и их образами, затем задания решаемые в плане внешней речи с использованием наглядных опор. Например темы: «Одежда», «Посуда», «Домашние животные» и т.д. способствует узнавание предметов, сравнения нахождение сходства и различия. Из года в год задания усложняются. Каждый рисунок живет и говорит. От того как расположены фигуры, какая цветовая палитра используется, кто изображен на рисунке зависит настроение ребенка и итог моего анализа. Так рисуя на заданную тему «Моя семья», каждый ученик по - своему раскрывает сюжет. На одном рисунке папа стоит в стороне, одежда окрашена в темный цвет. Понятно, что в семье проблема. Выясняется - родители находятся на грани развода. Планирую беседу с родителями ребенка,провожу индивидуальную беседу, рекомендую занятия с психологом. После окончания работы, учащиеся рассказывают, как они понимают понятие «семья». Приходят к выводу, что «семья» - это и дедушка, и мама, и сестра и кошка, одним словом, все то, что близко и дорого ребенку. По ходу занятия закрепляю имена членов семьи, родственные отношения. Так в непринужденной обстановке, на знакомом речевом материале отрабатывается и закрепляется активный словарь. В ходе изодеятельности формируются различные стороны общения- коммуникативная, ↓ интерактивная и ↓ перцептивная Коммуникативная- развитие диалогической речи, обмен информацией, усвоение названия форм, цветов и их оттенков. Интерактивная- совместная деятельность детей способствует сочувствовать друг другу, порадоваться за другого. Например: «Никита, не расстраивайся! Давай я помогу». Перцептивная- в ходе творческого процесса дети сравнивают работы, выявляют у кого получилось лучше. Например: «Куаныш, у тебя отлично получилось! Какой красивый рисунок! Я рад за тебя!», «Никита, ты мне очень помог, большое спасибо!». Сотрудничество, равнопортнерские отношения в деятельности, диалогическое общение есть выражение личностно- ориентированного подхода. Изодеятельность использую и на внеклассном чтении, как форму работы над понятиями, занятия разбиваю на несколько этапов, одним из этапов является рисование главных героев сказки , (рассказала) выполнение иллюстрации что дает возможность детям более точно понять содержание прочитанного. При драматизации сказки, вместе с детьми выполняем декорации, костюмы, маски. Во время прогулки, так же применяю изодеятельность : «Листья- листочки», «Птицы- наши друзья», «Мой любимый цвет» свои впечатления дети выражают в своих рисунках, происходят активизация внимания, выработка положительного эмоционального настроя на занятиях. В ходе занятия проводится работа по РСВ, на слух предъявляются слова, предложения, вопросы по теме рисунка. Рисунки на тему «Времена года», «Моя деревня», «Мой дом», «Кто в лесу живет?» дают возможность тренировать слух неречевыми звучаниями: восприятие музыки, звуков природных явлений, голосов птиц, домашних животных, бытовые шумы, а рисунки детей позволяют оставлять в памяти радостные, волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему миру, к окружающим людям. Формы проведения разнообразны: -✿ Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение: что понравилось, как выглядит рисунок, как подобраны краски и т.д. -✿ Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему. Например: «Что я вижу на дороге?» После окончания процесса рисования происходит обсуждение. Этот вид работы дает неограниченные возможности для совершенствования речи слабослышащих учащихся и развития самокоррекционных навыков. -✿ Совместное рисование. Несколько человек рисуют на одном листе. По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада в общее дело. Слухозрительное, активное обсуждение работ расширяют рамки восприятия. Это прекрасный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных творческих достижений ребенка. В творческих работах я вижу мир ребенка, насыщенный детским восприятием, не редко с внутренним накалом переживаний, а творческие задания- это художественная и литературная версии музыкального произведения, где дух выражается в рисунке, слове и дается внутреннее его наполнение. Изодеятельность носит не только развивающий характер, но и творческий. Мои ученики любят рисовать и добились на этом поприще значительных успехов. Мой девиз «Социализация через творчество» реализуется через модуль «Я и творчество» общешкольные программы «Экология детства». Я являюсь руководителем кружка изобразительного искусства «Онер». Кружковцы - активные участники, призеры и победители конкурсов и викторин, проводимых как внутри школы, так и городских, областных, Республиканских фестивалях творчества детей с ограниченными возможностями «Синяя птица», «Жулдызай», «Солнечные Мир». Мои воспитанник Марат Куаныш , принял участие в1 Международном конкурсе рисунков «Радуга звуков»- получил приз зрительских симпатий. Цель конкурса – дать возможность детям с нарушением слуха с помощью красок, карандашей рассказать о своей Родине, о том, как маленькие граждане Казахстана видят свое будущее – Токтарханова Нурай стала лауреатом фестиваля «Солнечный Мир» «Вся жизнь может быть выражена через искусство» - эти слова великого Моне точно передают мое мироощущение и помогают слабослышащим учащимся в раскрытии и реализации творческого потенциала. КГУ «Школа- интернат №4 для слабослышащих детей» г. Семей Воспитатель Асманова Р.А. Список используемой литературы: 1. «Сурдопедагогика» И.Г.Багров. 2. «Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета артпедагогики» В.П. Анисимов. 3. «Виды терапии и творческой деятельностью» Ю.А. Аксенов. | |
Просмотров: 1420 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|