Спасение одного ребенка не изменит Мир...
Но Мир, несомненно, изменится
для этого одного ребенка.
Задумайтесь... <br /><br /> Алексей Топсекрет <br /><br /> Данный доклад посвящен относительно новому явлению в казахстанской системе образования – инклюзивному обучению детей - инвалидов. Данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, школах, профлицеях и ВУЗах.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе.Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми.
Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и называется инклюзивным образованием.
Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке. Один из путей преодоления их проблем – продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные.
В настоящее время в Казахстане работает 58 психолого-медико-педагогических консультаций, финансируемых местными бюджетами. Согласно нормативам, таких организаций в республике должно быть 80. Методическое руководство данными консультациями закреплено за Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией, расположенной в Алматы. По состоянию на 01.01.2012г. в РК зарегистрировано 151 216 детей с ограниченными возможностями, это составляет 3,1% от всего детского населения страны. По данным республиканской психолого-медико-педагогической консультации, на 01.01.2012г. в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных организациях образования и специальных классах (группах) при организациях образования, обучается и воспитывается – 20 912 детей или 13,8% от общего числа детей с ограниченными возможностями. 111 405 детей с ограниченными возможностями школьного возраста были охвачены обучением в 2011 году (в общеобразовательных школах, специальных классах, на дому, впрофшколах и колледжах). Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году неправительственными организациями республики была проведена Акция «Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В результате были выделены средства из местного бюджета, для продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях г. Астаны и включению дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об образовании» на 2005-2011 г. C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
– Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, – говорит директор департамента среднего образования Министерства образования и науки НургалиАршабеков. – Нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из опросов показал: более 68% казахстанцевсчитают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.
Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов к получению образования.И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни.
Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование.
Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей.Главный эксперт Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦКП) Роза Сулейменова считает, что без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить. Сейчас в год выпускается до тысячи, специалистов-дефектологов. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Ведь сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи.
Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.
Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.
Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические особенности в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.
Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Казахстане инклюзивного образования, нацеленного на:
• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
• социализация детей-инвалидов в современном обществе;
• создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
• умение превращать свои недостатки в достоинства;
• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования.
По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:
- Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями.
У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.
- Отсутствие специально подготовленного педагогического состава.
Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.
- Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений.
Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.
- Барьер физического доступа.
Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.
- Жесткие требования государственного стандарта.
Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения
Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу.
У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. В завершении доклада, приведу примеры успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей школе.
На базе Аманкарагайской средней школы им. Н.Островского отдела образования Аулиекольского района обучается 74 учащихся с особыми образовательными потребностями, что составляет 11,5 % от общего количества учащихся школы. Среди них: учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР), с умеренной умственной отсталостью (УУО), с легкой умственной отсталостью (ЛУО), с тяжелой умственной отсталостью (ТУО), с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), с расстройствами поведения, со специфическими расстройствами арифметических навыков, с тяжелыми соматическими нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.
Имеют нарушения речи, как сопутствующий дефект - 53 учащихся (ПМПК).
Посещают логопедический пункт учащиеся с сохранным интеллектом – 23 человека. В школе имеется 3 класса коррекционно-развивающего обучения, где обучается 23 учащихся с ЗПР.
Дополнительное логопедическое занятие проводится в 3-4 коррекционном классе. Дефектологом проводятся коррекционные занятия на дому с 4 учащимися.
Большинство детей, из данного списка, занимается в обычных общеобразовательных классах. К сожалению, педагоги массовой школы не подготовлены к работе с данной категорией детей. Встречается множество трудностей и вопросов, с которыми учитель вынужден справляться самостоятельно.
Мне, как логопеду приходится видеть разных детей с нарушениями речи, как умственно сохранных, так и имеющих тяжелые отклонения в интеллектуальном развитии. Бесспорно одно: к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только в этом случае можно достичь положительной динамики развития, даже самого «проблемного» ученика.
Логопедические занятия на школьном логопедическом пункте Аманкарагайской средней школы им. Н.Островского посещают дети с нормальным интеллектом (в соответствии с Положением об организации и деятельности логопедических пунктов). Среди моих учеников, двое имеют тяжелые нарушения речи: учащийся 4 класса Андрей Р. и ученик 2 класса Роман П.
Андрей был зачислен на школьный логопедический пункт в 2009 году с диагнозом: общее недоразвитие речи 2-3 уровня, стертая дизартрия, неврозоподобный синдром (тики), аденоидит. Работа с Андреем требует больших временных затрат и системы коррекционных логопедических занятий. Систематически проводится логопедический массаж, работа над исправлением недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, работа над обогащением словарного запаса, образного и логического видов мышления. На сегодняшний день заметно улучшилось состояние звукопроизношения, письменной речи, удалось значительно улучшить коммуникативные способности мальчика.
Ученик 2 класса Роман П. имеет сложный врожденный дефект развития: врожденная расщелина твердого неба, аномалия глаза, аномалия развития верхней конечности (кисти). Работа с Романом продолжается уже в течение 8 месяцев в индивидуальном порядке. Проводятся занятия по развитию речевого дыхания, снятию гнусавости в голосе, исправлению недостатков звукопроизношения. Заметны положительные результаты. Хотя работа предстоит длительная и трудоемкая, мальчик относится к занятиям положительно, всегда охотно выполняет задания, несмотря на быструю утомляемость.
Оба ученика занимаются в обычных классах, общаются со сверстниками и не чувствуют себя обделенными или не такими как все. Учителя и одноклассники относятся к ним с пониманием, помогают, а иногда даже и спрашивают совета. Очень отрадно то, что эти дети с особым энтузиазмом относятся к учебе, стараются узнать больше информации, чем дает, школьная программа и делятся своими знаниями с одноклассниками.
Я уверена, обучение в общеобразовательных классах благоприятно сказывается на общем развитии моих подопечных. Преодолеть особенности развития помогает среда и общество, которое гуманно и лояльно относится к этим добрым и отзывчивым мальчишкам.
Делать любую работу с душой – залог успеха!!! <br /><br /> Список использованной литературы
1. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE
2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы:Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М.,
учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.
3. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы,
перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска)
4. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
5. Конвенция «О правах инвалидов»
|