Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Планирование результатов воспитания в разных возрастных группах
КГУ «Школа – интернат №4 для слабослышащих детей» г.Семей
Воспитатель подготовительного класса Сысоева Галина Ирангалиевна

Планирование результатов воспитания в разных возрастных группах

Каждый педагог, работающий со слабослышащими детьми, должен соблюдать как общепедагогические приёмы, так и специальные сурдометодики. Только в этих условиях будет достигнут положительный результат. Воспитание не ради воспитания! Вся работа должна быть ориентирована на конечный результат - социализацию слабослышащих воспитанников, их успешную интеграцию в обществе. Вся работа педагогического коллектива должна проводиться планомерно на основе преемственности всех педагогов, работающих на классе. Всем известно, что на каждом этапе возрастного развития перед педагогом ставятся разные цели, что определено в особенностях работы коллектива коррекционной школы. Выделяют следующие этапы воспитания:
I - адаптационный
0- 1 класс - малыши адаптируются к условиям школьного обучения, осознают собственное «я», учатся пользоваться слуховым аппаратом.
II - формирующий
1- 4 класс - формируются основы правильного произношения и речи, развивается слуховое внимание, учебные навыки чтения и письма, воспитываются правила поведения на уроке, техника безопасности, выявляются творческие способности

Ш-развивающий
5-9 класс - происходит развитие самостоятельной монологической речи, внятности, умения вести диалог, навыков работы с учебной литературой, развитие культуры общения.

IV-совершенствующий
10-11 класс - совершенствуются учебные навыки, письменная речь (написание докладов, мини-сочинений), культура общения; ребята учатся объективно оценивать и распределять свои возможности, проявлять себя в окружающей среде.
Без этой четкой системы процесс воспитания хаотичен, пущен на самотёк. Невозможно достичь положительного результата воспитания, если в классе происходит частая смена педагогов, что приводит к некомфортной психо - эмоциональной атмосфере, выражающейся в колебании настроения детей, повышенной обидчивости, плаксивости, раздражительности и даже агрессивности.
Отсутствие системы, единых требований к коррекционно-учебно-воспитательной деятельности, игнорирование преемственности воспитания хотя бы одним из воспитателей, нарушает структуру процесса воспитания и не позволяет полноценно осуществлять задачи воспитательно-образовательного маршрута класса.
Большое значение в коррекционно-воспитательном процессе имеет работа с родителями слабослышащих детей. Всем известно, что именно в семье дети с ранних лет начинают усваивать целостную систему нравственных идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культурные традиции общества.
На нравственный облик слабослышащего ребенка влияет вся жизнь семьи с её повседневными заботами, бытом, устоями. Воспитатель должен хорошо знать социальный портрет семьи, условия быта, чтобы совместными действиями с родителями проводить систематическую коррекционную работу по воспитанию и образованию слабослышащего ребенка.
Слабая связь воспитателей семьёй, неумение и нежелание вникнуть в социальные проблемы семьи приводят к тому, что невозможно достичь положительных итогов коррекции и воспитания.
В условиях же, когда работа с родителями организована, состав воспитателей на группе стабилен, слаженно работает треугольник (классный руководитель + учитель-дефектолог + воспитатель), соблюдая единую систему в вопросах воспитания и коррекции, в классе формируются определенные традиции, правила межличностных отношений, коррекционных требований и воспитанники видят в своих педагогах добрых, заинтересованных в их судьбе наставников.
Такая работа «треугольника» педагогов по реализации образовательно-воспитательного маршрута позволяет совершенствовать материал воспитательных занятий, создает условия педагогической цепочки-коррекции и воспитания слабослышащих учащихся на основе личностно-ориентированного подхода.
Как же нужно планировать работу со слабослышащим ребенком, чтобы достичь положительного результата? 1. Изучить физическое состояние здоровья.
2. Степень дефекта. На основе этого определить «зону ближайшего и актуального развития»
3. Процесс воспитания корректируется особенностями семейного воспитания, морально-бытовыми условиями, а также социальным статусом семьи.
4. Разработка индивидуального плана воспитания слабослышащего ребенка совместно с педагогом-психологом индивидуального образовательного маршрута.
5. Постановка ближайшей цели развития на каждом возрастном этапе:
0- 1 класс—адаптация
1- 4 класс- формирование
5-9 класс- развитие
10-11 класс-совершенствование

В итоге выходим на конечный результат - успешная социализация и интеграция в обществе (выбор профессии по своим возможностям)

Большое складывается из малого. Поэтому очень важно правильно планировать ежедневный план коррекционно-воспитательного процесса. Каждый этап режимного момента должен быть четко сформулирован, с целями и обязательно с речевым материалом. Только в результате ежедневной систематической, продуманной, планированной работы можно добиться высоких результатов воспитательной деятельности.
Исходя из коррекционных целей школы для слабослышащих учащихся, перед воспитателем стоят следующие задачи:
- изучение индивидуальных слухо-речевых возможностей ребенка -подведение их к осознанию необходимости овладения словесной
(диалогической, монологической) и письменной речью, как средством общения.
- соблюдение круглосуточного слухоречевого режима на основе вспомогательных (сурдологических) средств обучения, наглядности (опорные таблички, картины, иллюстрации, видеоматериал), создание речевых и сюжетно-ролевых ситуаций
-накопление и расширение словарного запаса
-создание благоприятных условий для активизации речевой деятельности в ходе режимных моментов, самоподготовки, занятиях, работы по самообслуживанию, в столовой и т.д.
На начальном этапе (0 класс) в первую очередь воспитатель стремится помочь своим воспитанникам психологически адаптироваться в новой среде. Этот процесс пройдет намного успешнее, если ему будут сопутствовать психоэмоциональный комфорт и уверенность в себе.
Слабослышащий ребенок, который поступил в интернат и еще не научился говорить, должен почувствовать заботу, материнское отношение воспитателя, должен видеть ласку и улыбку на лице, понять и почувствовать неравнодушие воспитателя. Именно тогда он будет учиться доброжелательным отношениям со сверстниками, будет знакомиться с правилами проживания, стараться соблюдать режим дня и другие условия быта.
Поддерживая первоначальный интерес слабослышащего ребенка к овладению речью в школе, воспитатель на всех этапах его речевого развития должен организовать работу по всем разделам воспитания (духовно-нравственного, патриотического, правового и т.д.), и, главное -по развитию речи и коммуникативных навыков в ходе различных видов деятельности.
В итоге мы стремимся к Модели выпускника - говорящего, мыслящего, граждански активного, социально зрелого.
Конечным результатом коррекционно-воспитательной деятельности является: Формирование объективного уровня притязаний и самооценки, осознание собственного «я», как «личности».
В дальнейшем выпускник станет выполнять активную функцию в жизни. Из ученика, принимающего информацию, перенимающего навыки общения, он превратится в человека, стремящегося к сознательной деятельности, участвующего в освоении норм поведения и межличностных отношений, приобретет качества, необходимые для жизни в социуме, общественного труда, создания своей семьи.
Категория: Особые дети | Добавил: Сысоева (2014-01-27)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru