Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
КГУ «Школа – интернат №4 для слабослышащих детей» г.Семей Воспитатель подготовительного класса Сысоева Галина Ирангалиевна Планирование результатов воспитания в разных возрастных группах Каждый педагог, работающий со слабослышащими детьми, должен соблюдать как общепедагогические приёмы, так и специальные сурдометодики. Только в этих условиях будет достигнут положительный результат. Воспитание не ради воспитания! Вся работа должна быть ориентирована на конечный результат - социализацию слабослышащих воспитанников, их успешную интеграцию в обществе. Вся работа педагогического коллектива должна проводиться планомерно на основе преемственности всех педагогов, работающих на классе. Всем известно, что на каждом этапе возрастного развития перед педагогом ставятся разные цели, что определено в особенностях работы коллектива коррекционной школы. Выделяют следующие этапы воспитания: I - адаптационный 0- 1 класс - малыши адаптируются к условиям школьного обучения, осознают собственное «я», учатся пользоваться слуховым аппаратом. II - формирующий 1- 4 класс - формируются основы правильного произношения и речи, развивается слуховое внимание, учебные навыки чтения и письма, воспитываются правила поведения на уроке, техника безопасности, выявляются творческие способности Ш-развивающий 5-9 класс - происходит развитие самостоятельной монологической речи, внятности, умения вести диалог, навыков работы с учебной литературой, развитие культуры общения. IV-совершенствующий 10-11 класс - совершенствуются учебные навыки, письменная речь (написание докладов, мини-сочинений), культура общения; ребята учатся объективно оценивать и распределять свои возможности, проявлять себя в окружающей среде. Без этой четкой системы процесс воспитания хаотичен, пущен на самотёк. Невозможно достичь положительного результата воспитания, если в классе происходит частая смена педагогов, что приводит к некомфортной психо - эмоциональной атмосфере, выражающейся в колебании настроения детей, повышенной обидчивости, плаксивости, раздражительности и даже агрессивности. Отсутствие системы, единых требований к коррекционно-учебно-воспитательной деятельности, игнорирование преемственности воспитания хотя бы одним из воспитателей, нарушает структуру процесса воспитания и не позволяет полноценно осуществлять задачи воспитательно-образовательного маршрута класса. Большое значение в коррекционно-воспитательном процессе имеет работа с родителями слабослышащих детей. Всем известно, что именно в семье дети с ранних лет начинают усваивать целостную систему нравственных идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культурные традиции общества. На нравственный облик слабослышащего ребенка влияет вся жизнь семьи с её повседневными заботами, бытом, устоями. Воспитатель должен хорошо знать социальный портрет семьи, условия быта, чтобы совместными действиями с родителями проводить систематическую коррекционную работу по воспитанию и образованию слабослышащего ребенка. Слабая связь воспитателей семьёй, неумение и нежелание вникнуть в социальные проблемы семьи приводят к тому, что невозможно достичь положительных итогов коррекции и воспитания. В условиях же, когда работа с родителями организована, состав воспитателей на группе стабилен, слаженно работает треугольник (классный руководитель + учитель-дефектолог + воспитатель), соблюдая единую систему в вопросах воспитания и коррекции, в классе формируются определенные традиции, правила межличностных отношений, коррекционных требований и воспитанники видят в своих педагогах добрых, заинтересованных в их судьбе наставников. Такая работа «треугольника» педагогов по реализации образовательно-воспитательного маршрута позволяет совершенствовать материал воспитательных занятий, создает условия педагогической цепочки-коррекции и воспитания слабослышащих учащихся на основе личностно-ориентированного подхода. Как же нужно планировать работу со слабослышащим ребенком, чтобы достичь положительного результата? 1. Изучить физическое состояние здоровья. 2. Степень дефекта. На основе этого определить «зону ближайшего и актуального развития» 3. Процесс воспитания корректируется особенностями семейного воспитания, морально-бытовыми условиями, а также социальным статусом семьи. 4. Разработка индивидуального плана воспитания слабослышащего ребенка совместно с педагогом-психологом индивидуального образовательного маршрута. 5. Постановка ближайшей цели развития на каждом возрастном этапе: 0- 1 класс—адаптация 1- 4 класс- формирование 5-9 класс- развитие 10-11 класс-совершенствование В итоге выходим на конечный результат - успешная социализация и интеграция в обществе (выбор профессии по своим возможностям) Большое складывается из малого. Поэтому очень важно правильно планировать ежедневный план коррекционно-воспитательного процесса. Каждый этап режимного момента должен быть четко сформулирован, с целями и обязательно с речевым материалом. Только в результате ежедневной систематической, продуманной, планированной работы можно добиться высоких результатов воспитательной деятельности. Исходя из коррекционных целей школы для слабослышащих учащихся, перед воспитателем стоят следующие задачи: - изучение индивидуальных слухо-речевых возможностей ребенка -подведение их к осознанию необходимости овладения словесной (диалогической, монологической) и письменной речью, как средством общения. - соблюдение круглосуточного слухоречевого режима на основе вспомогательных (сурдологических) средств обучения, наглядности (опорные таблички, картины, иллюстрации, видеоматериал), создание речевых и сюжетно-ролевых ситуаций -накопление и расширение словарного запаса -создание благоприятных условий для активизации речевой деятельности в ходе режимных моментов, самоподготовки, занятиях, работы по самообслуживанию, в столовой и т.д. На начальном этапе (0 класс) в первую очередь воспитатель стремится помочь своим воспитанникам психологически адаптироваться в новой среде. Этот процесс пройдет намного успешнее, если ему будут сопутствовать психоэмоциональный комфорт и уверенность в себе. Слабослышащий ребенок, который поступил в интернат и еще не научился говорить, должен почувствовать заботу, материнское отношение воспитателя, должен видеть ласку и улыбку на лице, понять и почувствовать неравнодушие воспитателя. Именно тогда он будет учиться доброжелательным отношениям со сверстниками, будет знакомиться с правилами проживания, стараться соблюдать режим дня и другие условия быта. Поддерживая первоначальный интерес слабослышащего ребенка к овладению речью в школе, воспитатель на всех этапах его речевого развития должен организовать работу по всем разделам воспитания (духовно-нравственного, патриотического, правового и т.д.), и, главное -по развитию речи и коммуникативных навыков в ходе различных видов деятельности. В итоге мы стремимся к Модели выпускника - говорящего, мыслящего, граждански активного, социально зрелого. Конечным результатом коррекционно-воспитательной деятельности является: Формирование объективного уровня притязаний и самооценки, осознание собственного «я», как «личности». В дальнейшем выпускник станет выполнять активную функцию в жизни. Из ученика, принимающего информацию, перенимающего навыки общения, он превратится в человека, стремящегося к сознательной деятельности, участвующего в освоении норм поведения и межличностных отношений, приобретет качества, необходимые для жизни в социуме, общественного труда, создания своей семьи. | |
Просмотров: 886 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|