Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Методическое пособие "ЗАКАЛИВАНИЕ" для детей с ЗПР
В сборнике рассказываться о том, как укрепить здоровье детей с помощью некоторых методов закаливания. Знакомит с тем, как правильно использовать методы закаливания с учащимися школы VIII вида.
Рекомендован воспитателям, учителям, помощникам воспитателей и для широкого круга читателей.

Составитель: Дзариева Н.Т.
При составление использовались также материалы, представленные медицинским службой школы: Рыбинцевой Т.С., Нартовой М.Л.
Технический редактор: Шурупова Л.В.



Ступи, мой товарищ, попробуй
И ты в холодок росы,
Сорви надоевшую обувь,
Пройдись по земле Босым
А. Яшин

Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова!" Трудно с этим не согласится.
Надеемся, что прочитанная брошюра пробудила у вас интерес к предложенным методикам, и поняв, какие ванны задачи стоят перед нашим педагогам, вы чаще будете посвящать свой досуг спортивным развлечением с детьми. Поверьте, такие занятия будут способствовать к созданию благоприятного психологического климата в классе.
Стремитесь к тому, чтобы занятия проходили живо и интересно.
Каждый ребенок - ярким индивидуальным. И нужно уметь найти к нему правильный подход.
Напомним закаливание, помимо укрепления здоровья, способствует развитию воображения, памяти, воспитывать самостоятельность решительность, смелость. Всё это пригодится учащимся, когда они выйдут из стен школы.
Мы призываем всех, желающих укрепить свое здоровье, разумно использовать эти древнейшее, но никогда не теряющие свой актуальности и обаяния средства закаливания и оздоровления организма. Никогда не упускайте случаи походить босиком, принять воздушную ванну и т.д.



Закаливание - система мероприятий, повышающий выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма и быстро и без вреда для здоровья приспособится к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение - одно из психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время дня проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители по возможности должны придерживаться его и не нарушать.
Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание,) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, в его жизни деятельности детского организма.
Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка, начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого тёплое время.
Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребёнок.
Постепенность - одно из основных правил закаливания.
Проводить закаливающие процедуры надо с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Так, детям, страдающим, например, малярией, противопоказаны солнечные ванны, купание в реке; физически ослабленные - передаются в особой дозировке закаливающих процедур.
Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, ми недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительны к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания. Здесь необходим совет врача.
Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.
Иногда ребенок плохо относится к закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять то, что ему не привычно. В таком случае надо проявить чуткость и настойчивость в вызывание привычки к закаливающим процедурам.
Опишем сначала закаливающие процедуры рекомендуемые для детей с ограниченными возможностями
Умывание - самый доступный в быту закаливание водой. Рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но так же шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30-320с)постепенно снижая её t до комнатной, а затем использовать воду из под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до лёгкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая на 20 выше утренний.
Ножные ванны - очень действенное средство закаливаний, поскольку ноги, особенно стоп, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начиная с температуры летом 33-350, зимой 35-360. Постепенно снижая через каждую неделю t воды на 10, доводя до 22-240 и ниже.
Обливание ног - производятся так. Ребёнок садится на низкую табуретку, ноги ставят на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура тура воды в начале 27-280, через каждые 10 дней её снижают на 1-2 градуса. Конечная t воды не должна быть ниже 180. После кожной ванны, обливания и обливания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до лёгкого покраснения.
Закаливание носоглотки - можно проводить в любое время года. Детям следует полоскать рот, горло кипяченной водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Снижать температуру воды через каждые 10 дней 1-2 градуса и перейти наконец на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.
Физические упражнения - к закаливающим факторам относятся также физические упражнения, в частности, утренняя гигиеническая гимнастика, которую следует делать по возможности на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещение. Чтобы не перехолодит организм в холодную погоду, занятие на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее продолжительное время. В жаркую погоду, в особенностях при повышенной влажности, следует принимать меры против перегревания. После занятий физкультурой рекомендуется принимать душ.
Прогулки на свежем воздухе - отлично закаляют детей. Гулять надо в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда должна быть в холодное время достаточно тёплой и лёгкой, чтобы не стеснять движений.
Хождение босиком - одним из древнейших приёмов закаливаний, широко практикуемый и сегодня во многих странах. Проходит тренировка мышц стопы, предохраняет от плоскостопия. Поэтому можно ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое и т.д. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.
Обтирание - это мягко действующее водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь. живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до лёгкого покраснения. Температура воды в начале 300, постепенно её снижают, доводя до комнатной.

Примерная температура воды для в лажных обтираний детей.

Возраст начальная предельная
4 - 5 320 300
6 - 7 300 280
8 и старше 300 22-240

Режим дня.

Процедура Время проведения Продолжительность Примечание.
Прогулки и игры на воздухе Утром, днём, вечером Осенью и зимой не реже 2 раза 1,5 и
2 ч. весной и летом как можно дольше.
Обтирание Рано утром 1-2 минуты Увеличивать
2-3 минуты
Хождение босиком Перед дневным сном начальная школа и вечерним сном 5-10 классы перед вечерним сном По одной минуте
Через 5-7 дней добавлять по 1 минуте. Общая продолжительность
8-10 минут.
Закаливание носоглотки Утром 850 вечером (1900) 1 - 2 минуте. Снизить t воды через каждые 10 дней на 1,2 градуса
Обливание ног.
Ножные ванны. Перед ночным сном. Начальная t
летом 33 - 350
зимой 35 - 360 Постепенно через 1 неделю t воды снижать на 10, доводя до 22 - 240 и ниже
Умывание. Ежедневно утром и вечером. t 30 - 320 постепенно снижать на 10 доводя до комнатной, а затем использовать из под крана. Вода для умывания на ноги более теплее на 20 выше утреней.

Но первым компонентом закаливающего комплекса являются воздушные ванны. Их действие основана разнице температур между воздухом и поверхностью кожи. В зависимости от внешней температуры воздушную ванну можно принимать одетыми или в частично обнаженном виде. Воздушные ванны можно применять и на улице и в классе при открытом окне. Продолжительность воздушных ванн при температуре воздух от 4 - 260С в покое и при отсутствие ветра составляет от 40 -80 до 30-60 минут с постепенным увеличением продолжительности. Эффективность воздушных ванн возрастает при сочетании их с движением на открытом воздухе (спортивные игры, ходьба и бег).
Часто задают вопрос, можно ли одновременно проводить сошкольниками несколько способов закаливания. При выборе количества процедур и определений их места в режиме дня надо учитывать, во первых, что сильно охлаждающие процедуры, охватывающие всю поверхность тела ребенка, можно назначать не чаще одного раза в день. Так, например, в тот день, когда дети купаются в реке, не следует проводить обливания. Это не значит, конечно, что в этот день не надо мыться до пояса или мыть ноги прохладной водой. Такие частички обмывания летом являются скорее гигиеническим средством, таким же, как мытье рук и лица. Во-вторых, допустимо проведение воздушной и водяной процедуры в один день. Это могут быть как самостоятельные мероприятия, например обливание до обеда, воздушные ванны во торой половине дня, так и связанные друг с другом: водная процедура после воздушной ванны. И наконец, не следует проводить перед сном сильнодействующие водные процедуры, например холодный душ. Они оказывают возбуждающее действие, которое очень полезно утром или днём, но не вечером. При разумном использовании естественных природных факторов дети за лето закаляются, становятся здоровее. Закрепить полученные результаты, сделать их стойкими можно лишь в том случае, если привычку к свежему воздуху и прохладной воде поддерживать в течение всего года.
Осенью и зимой выбор специальных мер закаливания ограничен, и потом особенно важно проводить их последовательно и систематически. Основное оздоравливающее средство в холодное время года - это свежий воздух. Дети должны проводить на улице максимально возможное время. Приобретенную летом привычку мыться до пояса прохладной водой надо сохранить и в зимних условиях. С наступлением осени температура водопроводной воды начинает постепенно снижаться, создавая тем самым естественные условия для привыкания к холодной воде. Если же умываться до пояса начинается с осени как новое мероприятие, то водопроводную воду разбавляют теплой водой, доводя до 20-250 и постепенно снижают ее температуру. Не следует забывать также и обмывание ног прохладной водой. Делать это лучше вечером, чтобы ложиться в постель с чистыми ногами.

Приложения.
Оборудования и инвентарь должны быть в количестве, достаточном для организации практических работ.
Необходимо иметь следующее:
• полотенца,
• стаканчики,
• ножные ванны,
• солевые дорожки,
• сбор трав,
• полотенце пуховые,
• ведра пластмассовые,
• тазы, скалки.
Категория: Особые дети | Добавил: Дубриян (2014-01-29) | Автор: Дзариева Наталья
Просмотров: 1508 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru