Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Школа Искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО. Тришина Т. П., концертмейстер театрально – музыкального отделения. Коррекция дефектов речи у детей посредством музыкально – двигательных и речевых упражнений. В тех случаях, когда у ребенка сохранены зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, мы говорим о категории детей с речевыми нарушениями. Дети с заиканием и другими нарушениями речи, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы, или дети с речевыми нарушениями, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата – это разные дети и их проблемы имеют разные причины. И я думаю, что каждому педагогу в своей практике приходилось сталкиваться с такими детьми. Целью данной работы является изучение коррекционных методов, направленных на устранение дефектов речи у детей. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, так как ранняя медицинская и педагогическая коррекция дает больше шансов для скорейшего устранения дефектов. Один из наиболее тяжелых дефектов речи – это заикание. Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результате нервных потрясений и врожденной предрасположенности. Заикание у детей нередко проводит к логофобии – страху речи, закомплексованности, отчужденности и замкнутости. Лечение заикания обычно производится с помощью гипноза или психотропных препаратов, однако эти методы не всегда дают положительный результат. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова – логоритмика. Ее задачи: - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирование правильного дыхания; - развитие способностей ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - формирование навыков релаксации; - развитие и коррекция музыкально – ритмических движений. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе и включает в себя разнообразные упражнения. 1. Ритмическая разминка. Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку. Музыкально – ритмические движения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Формы музыкально – ритмических упражнений могут быть разнообразны: речевые игры, танцы и пляски, пение, мелодекламация, изменения темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, свободная маршировка под музыку со сменой направлений, чередование ходьбы на носочках и в полуприседе и т. д. 2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, выработка пластичности движений. Используются специальные упражнения на натяжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т. п. Например: 1. Дети стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед – назад, качание правой рукой и ногой в стороны, качание левой рукой и ногой в стороны. 2. Дети выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в сторону, кисть сжата в кулак. Внезапно расслабляют кисти, руки падают вниз, свободно качают руками, шагая на месте под музыку. 3. Упражнения для развития темпа и ритма. Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных. Используется отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы. 4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпоритм, который позволит детям сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворений, а позже прозаических текстов. Например, под музыку заикающиеся дети проговаривают стихотворный текст «нараспев», одновременно сопровождая слово соответствующими движениями: Перед нами луг широкий. (Разводят руки широко в стороны). А над нами дуб высокий. (Поднимаются на носки, поднимая руки вверх). А над нами сосны, ели Головою зашумели. (Ритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками). Грянул гром. (Делают хлопок). Сосна упала. (Делают наклон вперед и вниз, опуская руки). Только ветками качала. (Ритмично покачивают опущенными руками). Постепенно темпоритм усложняется и меняется. Упражнение «Зайчики»: Жили – были зайчики (показывают на голове заячьи ушки) На лесной опушке. (разводят руками перед собой, описывая окружность) Жили – были зайчики (показывают на голове заячьи ушки) В серенькой избушке. (складывают руки над головой в форме домика) Мыли свои ушки, (проводят руками по воображаемым ушкам) Мыли свои лапочки. (имитируют мытье рук) Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваясь в обе стороны в полуприседе) Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставляя вперед правую и левую ноги) 5. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагменного дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «с», «з», «ш», «ж», «р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох через рот и выдох через рот, произнося на выдохе согласные. Например, упражнение «Гусь» - вдох и выдох через рот. На выдохе – произнесение звука «ш – ш - ш». Широко используется метод дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., направленный, прежде всего, на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой А. Н. для лечения заикания, следует поставить перед собой три основные задачи: - научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие целиком наполнялись воздухом; - постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании; - тесно смыкать голосовые связки во время фонации. Примечание: все упражнения по методике Стрельниковой А. Н. должен проводить опытный педагог, правильно и осмысленно, давно имеющий дело с данной методикой, не навредя детскому голосовому аппарату. 6. Упражнения для развития мелкой моторики. (Пальчиковые игры). Ученые установили прямую зависимость между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики ребенка, мы развиваем его речь. 7. Пение. Занятия пением особенно полезны для заикающихся детей. Во время пения они, как правило, не заикаются. Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата – дыхательный, артикуляционный, голосообразовательный. Песни, сопровождаемые движениями рук, развивают плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память, координационные навыки. Пропевание отдельных фраз – прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. «Ленивый язык», так же как и вялость работы губ и нижней челюсти, - часто встречающиеся причины дефектов речи. В таких случаях можно использовать сочинение мелодий к скороговоркам, что поможет решить определенные артикуляционно – фонетические задачи. 8. Сюжетно – ролевые игры. Они развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, психологически раскрепощают ребенка. Играя, дети уточняют свои представления о реальности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали, либо были их свидетелями, перевоплощаются в своих героев. И в заключении хочется сказать, что каждый ребенок индивидуален и у каждого имеются свои психофизические особенности. Важно найти правильные методы и приемы в работе с заикающимися детьми, которые будут наиболее благоприятными для решения коррекционных задач. Список литературы: 1. Андронова Л. З. «Коррекция интонационной стороны речи заикающихся». Дефектология 1988 г. №6. 2. Зееман М. «Расстройство речи в детском возрасте» - М., 1962 г. 3. Лохов М.И. «Псизофизиологические механизмы коррекции речи при заикании» - М.,1994 г. 4. Павалаки И. Ф. «Темпо – ритмическая организация движений и речи заикающихся детей». Авторефф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М.,1996 г. <br /><br /> Автор: Тришина Т. П., концертмейстер театрально – музыкального отделения. Школа Искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО. Источник: http://указанная внизу литература | |
Просмотров: 1585 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|