Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Игры и упражнения на умение вступать в контакт,вести диалог,располагать к себе «О чём можно спросить при встрече?» Цель: учить детей вступать в контакт. Описание Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета: цветок, осенний листок, красивая палочка. Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после слов приветствия, а затем ответить на него. Один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает: «Как живёте?», «Что нового?» и т.д. Дважды повторять вопросы нельзя. «Паутинка» Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплочённости группы. Описание Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени. «Игра с мячом» Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени. Описание Игра имеет несколько вариантов. 1-й вариант: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому предназначен мяч. Взрослы обращает внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее бросать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, смотреть в глаза ребёнку. 2-й вариант: Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч и кричит: «Саша!» Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя разные варианты имён. Игры на развитие умения слушать и слышать партнёра «Испорченный телефон» Цель: учить детей внимательному слушанию других. Описание Выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передаёт его своему соседу, и т.д. Слово доходит до последнего игрока, который объявляет его всем. Если оно совпадает со словом ведущего, значит, телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какое они услышали слово. Кто ошибся, тот занимает место последнего в ряду. Игры на использование и понимание жестов, позы, пантомимики «Поприветствуем друг друга без слов» Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении. Описание Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия. «Скульптор и глина» Цель: учить детей помогать друг другу занимать определённые позы, тренировать выразительность поз. Описание Выбирается пара: один ребёнок – «скульптор», другой – «глина». Скульптор пытается придать глине ту форму, какую он захочет. Глина старается принять форму, которую её придаёт скульптор. Законченная скульптура застывает. Остальные дети наблюдают и дают ей название. Игры и упражнения на телесный контакт «Возьмёмся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Описание Педагог и дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает взрослый: он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. После того, как ребёнок взял за руку взрослого, он берёт за руку соседа. Постепенно круг замыкается. Взрослый обращает внимание на последовательность действий: сначала берёт твою руку сосед, а потом ты предлагаешь свободную руку стоящему с другой стороны. «Поздороваемся с закрытыми глазами» Цель: дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, близость и тепло другого человека. Описание Дети садятся на ковре в круг. Педагог предлагает закрыть глаза: «Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так дальше, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся с другой стороны». Взрослый может предлагать различные приветствия: положить руку на плечо, взять за руку, погладить по спине. «Рисунок на спине» Цель: развивать тактильную чувствительность и способность развивать тактильный образ. Описание Дети делятся на пары. Один ребёнок становится впереди другого. Стоящий сзади «рисует» указательным пальцем на спине стоящего впереди образ: домик, солнышко, ёлку, лесенку и т.д. Ребёнок определяет, что нарисовано, затем дети меняются местами. «Колечко» Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт. Описание У ведущего в руках небольшой предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет этот предмет у кого-нибудь в руках. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача владельца колечка – выбежать вперёд. Задача всех остальных – постараться не выпустить участника с колечком из ряда. Игры на развитие эмпатии «Зеркало настроения» Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра. Описание Упражнение выполняется в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребёнок играет роль зеркала, другой – того, кто смотрится в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния: человек грустит, радуется, улыбается, удивляется и т.д., а «зеркало» повторяет выразительные движения партнёра. «Посочувствуйте другому» Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание. Описание Упражнение выполняется в парах. Взрослый предлагает разнообразные ситуации. 1. Девочка упала, ей больно (один ребёнок с помощью мимики, жестов, позы выражает эмоциональное состояние девочки, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь). 2. Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (даётся задание показать, как встречаются два друга после долгой разлуки). 3. Малыш потерялся и плачет, нужно показать, как должен себя вести старший ребёнок. 4. Девочку обидели. Её пожалела подружка (показать, как поступает подружка). 5. Дети нашли на улице голодного котёнка (нужно показать, как поступили бы дети). 6. Друг угощает конфетами (у одного ребёнка – пакет с воображаемыми конфетами, он протягивает его другому, тот берёт конфету и благодарит). Пары по очереди показывают этюды, остальные дети смотрят и оценивают. Игры на развитие навыков группового взаимодействия «Дракон кусает свой хвост» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Описание Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи. Первый ребёнок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». Голова пытается поймать хвост, а тот уворачивается от неё. В ходе игры роли меняются: ребёнок, который в роли хвоста не дал себя поймать, становится головой. Если же его поймали, он становится в середину. «Мы ходим, ходим, ходим» Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание. Описание Дети врассыпную передвигаются по группе, произнося: «Мы ходим, ходим, ходим…» Через определённые отрезки времени педагог даёт команды: «Копна» – дети соединяют руки над головой; «Кочка» – дети приседают, положив руки на голову; «Тропинка» – выстраиваются по ходу движения друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. «Истории из чудо-мешочка» Цель: учить детей взаимодействовать развивать навыки совместной творческой деятельности. Описание В руках у педагога мешочек. В нём находятся предметные картинки или предметы повседневного пользования, мелкие игрушки. Дети, предварительно разбившись на пары, достают для себя предмет или картинку. Пара игроков находит удобное место и придумывает небольшой рассказ, в котором были бы задействованы оба предмета, порой не связанные между собой. Через определённое время дети собираются в круг, и каждая пара рассказывает свою историю. Игры на снятие конфликтности «Ссора» Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания (дружелюбие и враждебность); знакомить детей с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций. А также способствовать их усвоению и использованию. Описание Для игры необходимы «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Педагог обращает детей на волшебную тарелочку, на которой лежит картинка с изображением двух девочек: «Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц: как вы думаете, что там произошло? (Поссорились). Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга, Помириться нужно нам. Я её не обижала – Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам» (А.Кузнецова) Вопросы для обсуждения - Подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки? - А вы когда-нибудь ссорились с друзьями? Из-за чего? - Что чувствуют те, кто ссорится? - А можно ли обойтись без ссор? - Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, педагог предлагает один из способов примирения. Автор закончил свое стихотворение так: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дай трамвай И скажу: «Играть давай!» Педагог акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен признать свою вину. «Моделирование конфликтной ситуации» Цель: отработка навыков реагирования в конфликтной ситуации, приобретение умений встать на позицию другого, распознавать его чувства и переживания. Описание Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, например, Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, выступающие на стороне каждого из персонажей, либо дать детям возможность выбрать самим, чьи интересы защищать.Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, в которых чаще всего возникают конфликты в группе. Как реагировать, если товарищ не отдаёт нужную тебе игрушку? Что делать, если тебя дразнят? Как поступить, если тебя толкнули, и ты упал? И т.д.Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть известные из детских книг ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино?» Однако прежде чем ставить такую сценку, дети должны обсудить, почему герои повели себя так, а не иначе. Необходимо, чтобы дети попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. «Сладкая проблема» Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблем в свою пользу. Описание В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью. А каждой паре детей – по одной салфетке. Воспитатель: «Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, нам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке лежит печенье, его пока, пожалуйста, не трогайте. В этой игре есть одна проблема: печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнёра брать печенье не можете». Педагог ждёт, пока пары примут решение, и наблюдает, как они действуют. Воспитатель: «А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз». Воспитатель наблюдает за детьми и в этом случае отмечает, что дети действуют по-разному. Вопросы для обсуждения – Дети, кто из вас отдал печенье своему товарищу? Скажите, что вы при этом чувствовали? – Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?– Чего вы ожидаете, когда вежливо общаетесь с кем-нибудь? – В этой игре с каждым ребёнком обошлись справедливо? – Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться? – Как иначе можно прийти к единому мнению? – Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился отдать печенье? «Коврик мира» Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий при разрешении конфликтов в группе. Наличие такого коврика мира в группе побуждает детей отказаться от драк и споров, заменив их обсуждением проблем друг с другом. Описание Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы – всё, что может понадобиться для оформления декорации. Воспитатель: «Ребята, расскажите мне, о чём вы спорите друг с другом? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла вам коврик, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, противники могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения конфликта. Давайте посмотрим, что из этого получится».Воспитатель кладёт в центре комнаты коврик, а на него – красивую книжку с картинками или игрушку. «Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку, но она одна, а девочек – двое. Они вдвоем присядут на коврик мира, а я рядом, чтобы помочь им в обсуждении своей проблемы. Никто из них не имеет права взять игрушку просто так. Может быть, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы решить эту ситуацию?»После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы с вами можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей группы, а помогите украсить наш коврик».Со временем дети могут применять «коврик мира» без помощи воспитателя; к этому следует стремиться, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой игры. «Коврик мира» придаёт детям уверенность и покой, а также помогает им сконцентрироваться на поиске взаимовыгодного решения. Это прекрасный символ отказа от вербальной и физической агрессии.Вопросы для обсуждения – Почему так важен для нас «коврик мира»? – Что происходит, когда в споре побеждает сильный? – Почему недопустимо применение в споре насилия? – Что вы понимаете под справедливостью? | |
Просмотров: 3474 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|