Развитие одаренных детей. Школа убивает таланты... Как горько это слышать, нам, учителям… Время перемен требует от нас новых подходов к работе, к детям. Моя школа не исключение. Главная педагогическая проблема нашего коллектива внедрение личностно-ориентированных технологий, направленных на развитие творческих способностей каждого ребенка. Современные личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания этих технологий целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей в соответствии с природными задатками. Еще в студенчестве я увлеклась психологией, это мое хобби, которое помогает мне в работе с детьми. В школу приходят разные дети (для их родителей: они самые умные, самые талантливые, самые творческие…). Они видят в них Пушкиных, Гейцев, Ростроповичей… Когда ко мне приходят новые ученики, я пытаюсь выявить их скрытые возможности, таланты. Здесь мне помогает психология. В первую очередь я определяю «полушарность» ребенка, т.е. его склонность к мыслительной и художественной деятельности. Этот момент имеет большое значение в выборе методов и форм работы с одаренными детьми. Все мы знаем, что люди делятся на праворуких (их больше, т.к. этот признак является доминантным) и леворуких, что связано с полушариями головного мозга. Ученые установили, что среди леворуких чаще встречаются одаренные и талантливые дети. Было время, когда левшей переучивали, тем самым нарушали их внутреннюю гармонию. У таких детей происходило затормаживание восприятия окружающего мира, нарушался мыслительный процесс. Дети замыкались, уходили в себя, трудно шли на контакт, часто конфликтовали с учителями, видя в них угнетающую силу. Сейчас к леворуким особое отношение, даже трепетное, ведь им характерна гениальность. Оглянитесь вокруг, сколько великих людей обладает леворукостью. Возможно, они достигли таких высот именно потому, что их не переучивали, не нарушали их природой заложенную гармонию. Но нельзя умалять достоинства и праворуких, среди них огромное число великих ученых и политиков. Им, как правило, легко даются точные науки, где необходимы логика и мышление. Делаем вывод: нет бездарных детей! Просто кому-то не повезло с учителями, а может быть и с родителями, которые не смогли или не захотели разглядеть гениальность в своем ребенке. Как же определить «полушарность» ребенка? Проведем маленький тест: А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или, правой (П)? Запишите результат. Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? В. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Теперь посмотрим, что у вас получилось. Если вы обладатель ЛЛПП или ППЛЛ, либо ЛПЛП или ПЛПЛ вам повезло это золотая середина. Природа наделила вас хорошим мышлением и умением видеть красоту окружающего мира (смешанный тип: и художник и мыслитель). Если у вас преобладает Л – это художественный тип (люди одаренные в области искусства), а если П – это мыслители (люди одаренные в области точных наук). Обладатели ЛЛЛЛ или ПППП очень ранимые, часто незащищенные люди. Как правило, в чистом виде они встречаются нечасто, в основном мы наблюдаем смешанный тип. Это подтверждает утверждение, что бездарных детей не бывает. Проведя такой тест со своими учениками, я прошу их записать сочетание букв на обложке тетради. При проверке самостоятельных, домашних и контрольных работ легко оценивать каждого ученика по его способностям. Кого-то необходимо похвалить, за «3», а кого-то пожурить за «4», растут дети, растут запросы. Те, кому дается все легко надо давать усложненные задания, а те, кому трудно давать щадящую нагрузку, т.е. дифференцировать работу с учетом индивидуальных особенностей. Дифференциация обучения - один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образования с современными задачами обучения детей. Биологию учащиеся начинают изучать с 6 класса. Именно с 6 класса необходимо постепенно переходить на эту систему, так как она положительно влияет на развитие одаренного ребенка. Сначала провожу учет индивидуальных особенностей учеников в классе. Затем начинаю работу в трех направлениях: I - разноуровневый подход к детям, II - обучение самостоятельной работе и III -обучение исследовательской работе. В 6-8 классах больше делается акцент на разноуровневые задания. Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”. I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”) II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”) III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”) Учиться работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу, т.к. дети по природе своей исследователи. С большим интересом, особенно в среднем звене, они участвуют в самых различных исследовательских делах. Больше характерно это для одаренных детей. У них проявляется неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляется желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Но, чтобы уже с 6 класса вовлечь ребят в самостоятельный творческий поиск, их нужно этому научить. Поэтому на начальном этапе вовлекаю в эту работу весь класс, чтобы каждый мог попробовать себя в роли исследователя. Для этого даются одинаковые карточки-задания на весь класс, где описывается весь ход работы и дается план отчета. Работа №2 Опыт. Испарение воды листьями КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Испарение воды листьями 1. Налейте в бутылку воды и поставьте в нее побег с листьями. 2. Долейте немного растительного масла так, чтобы оно покрывало всю поверхность воды в бутылке. 3. Отметьте уровень воды в начале опыта. Запишите его в дневник наблюдений. 4. Поставьте побег на 2 - 3 дня в теплое освещенное место (можно вблизи настольной лампы). 5. Отметьте уровень воды в конце опыта. Поясните причину изменения уровня воды. 6. Оформите отчет об опыте для проверки по предложенному учителем плану. ПЛАН ОТЧЕТА 1. Цель опыта. 2. Ход опыта. 3. Результат (рисунок с указанием уровня воды в начале и в конце опыта). 4. Вывод о причинах изменения уровня воды. Работа №2 Опыт. Рост корня КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Рост корня 1. Вырастите несколько проростков фасоли или гороха. 2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх. 3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте “колоколом” 4. Наблюдайте, какое направление примут корни через 1-2 дня. 5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы. 6. Оформите отчет для проверки по предложенному учителем плану. ПЛАН ОТЧЕТА 1. Цель опыта (Что хотим выяснить?) 2. Ход опыта (Что для этого делаем?) 3. Результат опыта (Что получили?). Календарь наблюдений: Число. Что делаю. Что наблюдаю. 4. Выводы (Что выяснили?). Проделав несколько таких работ, предлагаю каждому придумать свою исследовательскую работу. Если ученику трудно выбрать тему, то ему помогаю, предлагаю темы на выбор. Например: “Проращивание семян”, “Определение состояния устьиц у комнатных растений”, “Осенние явления в жизни растений” и т. д. Выбор темы должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов). Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Выбрать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить. Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Самые интересные и лучшие работы идут на областную конференцию по линии МАН и Дарын. В нашей школе научные конференции проходят каждый год. И мои ученики успешно выступают и занимают призовые места. Например: Аманкулова Роза заняла первое место на областной и второе место на республиканской конференции с темой “Воздействие загрязнителей окружающей среды на здоровье человека». Проектирование системы работы с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности учащихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
|