Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Из опыта работы историко-краеведческого кружка «Булак» при Областной специальной коррекционной школе – интернате г. Павлодара Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования. Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся. Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта. Краеведческий материал даёт возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации социализации в обществе. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относится к людям другим национальностей и вероисповеданий. $IMAGE1$ Я, воспитатель ГУ «Областная специальная коррекционная школа – интернат» г. Павлодара А.Т. Рахимжанова разработала программу краеведческого кружка «Булак». Основой послужил краеведческий материал. В программе, в зависимости от формы исходных мероприятий, которые планировались заранее, выделены следующие разделы: «Моя Родина – Казахстан»; «Павлодар: взгляд в историю»; Любить природу – значит любить родину; Известные люди; Общение; Экскурсии; Поисковая деятельность; Нахождение ребёнка в школе-интернате имеет и негативные стороны. В первую очередь влечёт за собой обеднение среды, уменьшение коммуникаций с окружающими – социальной депривации. Краеведение – средство, позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Систематические запланированные экскурсии и посещения музеев позволили создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка. Учитывая неустойчивый характер внимания и восприятия школьников с нарушением интеллекта, музей следовало посещать несколько раз, поэтапно. Такой подход в ознакомлении позволил формировать представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже), которое у умственно отсталых учащихся затруднено. Также, после каждого посещения музея, проводилось обсуждение, закрепление услышанного. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, нравственные качества, расширяет интересы воспитанников. Далее увеличили круг общения. Благодаря посещению музеев школ города то есть дозировке материала, его повторению, эмоциональной насыщенности с подкреплением наглядными средствами, у учащихся возникает своё отношение к событиям и их участникам; уважение к результатам человеческого труда. Это значит, что ребята не только усваивают материал, но и эмоционально откликаются на него. Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира. Возможность совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности. Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений. Восприятие учащихся с нарушением интеллекта характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью. Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся школы-интерната. После посещения экскурсии, задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов конкретизации, различных видов наглядности. Однократный рассказ или показ для умственно отсталых детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. На занятиях кружка помогает повторение не дословное, а модифицированное. Показывая фотографии из залов посещённого музея, различные исторические справки, разные картины, иллюстрирующие одно и те же события, работая вместе с детьми над текстом будущей книги Памяти, воспитатель добивается лучшего обобщения. Таким образом, “единичное и случайное не рассматривается учащимися как всеобщее и обязательное, и их представления о прошлом становятся гибкими и подвижными”, - писала Ж. И. Шиф. Не все формы внеклассной работы могут быть полезны детям коррекционной школы. Нецелесообразно использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, написание рефератов. Разнообразные встречи с интересными людьми могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. В современных условиях такая форма внеклассной работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ воспитателя, чтение книг. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий. Встречи с интересными людьми могут проходить в классе, актовом зале. Необходимо определить: тему и цель встреч, место и время её проведения, воспитательную направленность его рассказа, контингент учащихся, с которыми предстоит встреча, обговорить наглядность, которая поможет при рассказе гостя. Беседа, как известно, существеннейший из методов психологической психотерапии, коррекционной педагогической практики. У детей коррекционной школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях. Встречи лучше начать с близких знакомых всем учащимся школы интерната – работниками своего учреждения, родителями. Очень важно, что во время бесед создавалась атмосфера взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека, способствуют эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создают положительный настрой. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют формированию умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать объект, любуясь красотой родного края, его неповторимостью. Посещение архитектурных и исторических памятников позволяет узнавать новое об истории города. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Благодаря непроизвольности, новизне, ненавязчивости такая форма внеклассной работы как экскурсия пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности педагога и учащихся по ознакомлению с предметами, объектами, явлениями действительности в естественных условиях. У детей, обучающихся в школе-интернате, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место. Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направления развития личности и её отношение к действительности. Следует помнить, что как раз формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразий всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку приспособиться к жизни. Л.С. Выготский рекомендовал искать “обходные” пути в решении этого вопроса. Общение – как определённые вид деятельности, вот на что следует обратить особое внимание, планируя воспитательную работу по краеведению с детьми. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен “вписаться” в неё, найти оптимальное соотношение между “Я” и “Не Я”. Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребёнок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствует содержательные формы делового общения, а само общение носит характер самодемонстрации с расчётом на ответную эмоциональную реакцию. Воспитательную работу следует проводить не только в специально отведённое на это время (урок, беседа и т.д.) но, развивая коммуникативные способности детей, увеличивать масштаб общения, расширять границы познания учащихся. При всех возможных различиях между экскурсиями, организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ. Это и определение темы и цели; выбор места и объектов для знакомства и изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с объектом, о деятельности которого предстоит узнать; подготовка учащихся к экскурсии; постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала. Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после “нерадивых” гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся. Педагогам коррекционной школы, занимающимся краеведческой работой нужно донести до сознания своих воспитанников, что они сами – настоящие патриоты своего края, его будущее. Воспитать ребят в окружении краеведческого материала – существенная и осуществляемая задача патриотического воспитания учащихся коррекционных школ. Таким образом, развитие краеведения является актуальным направлением современного коррекционного образования, т. к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения | |
Просмотров: 1355 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|