Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Коррекционно- развивающее занятие "Весенний калейдоскоп"
Коррекционно- развивающее занятие «Весенний калейдоскоп»
Коррекционно-образовательные цели:
 Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
 Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
 Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
 Развивать художественные и творческие способности.
Коррекционно-развивающие цели:
 Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
 Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование: ИД, компьютер, презентация, иллюстрации с сезонными пейзажи, аудио запись: рёв медведя; клип «Весенние капели», маски- шапочки для сценки, конверты с карточками и картинками для работы в группах.
Ход занятия
1.Подготовительный этап.
1) Организующее начало. Введение в тему
Д/и «Что за окном?»: педагог просит детей подойти к окну и посмотреть внимательно в него. Затем спрашивает:
- Солнце светит ярко? (Да).
- Небо чистое? (Да).
- Снег растаял? (Да).
- Почки на деревьях набухают? (Да).
- Птицы с юга прилетают? (Да).
- Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто так тихо прошагал за окном?
/по ходу чтения стихотворения демонстрируются слайды презентации № 1-2/
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… весна.
- Вы уже догадались, о каком времени года сегодня мы будем говорить?
2) Актуализация знаний и постановка проблемы
- ВНИМАНИЕ на экран! Запомните всё, что увидите и услышите.
Просмотр клипа «Весенние капели»
- Назовите признаки весны. /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
- Какое время года она сменяет? /зиму/
- А теперь посмотрите на доску.
Игра «Размести по порядку».
Ребята, проказник ветер перепутал все на свете!
- Давайте подумаем и разместим картинки в правильном порядке.
- Год начинается с зимы, потом придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года. (дети хором повторяют название времен года по порядку).
- Скажите, без чего не бывает весны?
- Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода).
Игра «Четвертый лишний» (в группах) –
- Посмотрите на картинки и определите, какая из них лишняя. Почему?
/по 1человеку от группы выходят и обосновывают свой ответ/
- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.
Д/и «Да-нет» в виде физминутки /если «да»- прыгают на месте, если «нет»- приседают/
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2.Основной этап.
1) Беседа о весенних месяцах /слайд презентации № 3/
- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
2) Чтение стихотворения учащимися
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
3)Продолжение работы
- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
(Проводится массаж лица).
- Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо - поглаживание.
- Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
- По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание
- А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
- А теперь вместе с вами назовем, с чем можно сравнить солнце.
Игра «Сравни и назови»
- Солнце желтое, как … (одуванчик)
- Солнце круглое, как … (мячик)
- Солнце ласковое, как … ( бабушка)
- Солнце румяное, как … (яблоко)
- Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц.
- Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?
4) Беседа об изменениях в живой природе
Беседа о птицах
- Каких перелётных птиц знаете? /слайд презентации № 4/
Гимнастика для глаз /слайды презентации № 5-7/
- Каких перелётных птиц ещё не называли?
- А кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач) /слайд презентации № 8/
- Грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
- Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.
Инсценирование сказки
- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А гусеница тут как тут. Подползла к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
- Какую пользу приносят перелетные птицы?
Игра на внимание «Сидели птицы» (если услышат неправильное- дети хлопают)
Сидели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Сидели птиц: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Сидели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы (дети не хлопают, потому что все верно)
Все мы молодцы!
Беседа о медведе.
Поддерживание воображаемой игровой ситуации.
- Дети, тихо, я, кажется, кого- то заметила! /слайд презентации № 9/
- Посмотрите в «бинокли». А где всю зиму был медведь? Почему он спит зимой?
1.У всех медведей имеется одна отличительная черта – каждую зиму они залегают в спячку. Зимой медведю сложно добыть себе достаточное количество корма, поскольку вся растительность скрыта под плотной пеленой снежного покрова. Вот и приходится ему спать, пока земля не оттает.
Длиться спячка может от 4 месяцев до полугода, в зависимости от вида. Питается зимой медведь исключительно запасами подкожного жира, нагулянного за летний период. Причем за зиму животное теряет половину своего веса.
2. Некоторые наивно предполагают, что он во сне сосет свою жирную лапу. На самом деле, никакой лапы медведь не сосет – он облизывает подошвы лап, чтобы ускорить их линьку. Этот процесс совпадает со спячкой. А к весне нужно, чтобы старая кожа заменилась новой.
Зимой бурые медведи приносят детенышей. Медвежата рождаются в берлоге, и всю зиму находятся рядом с мамой, питаясь ее молоком. К весне они становятся уже достаточно крепкими, чтобы самостоятельно перемещаться по лесу в поисках пищи. /слайд презентации № 10/
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна. (Хлопки)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой
ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
- Чем питаются медведи?
Задание «Найди и раскрась медведя» /наложенный рисунок/
Д/И «Кто как весну встречает» ( в группах)- наклеивают ответы на листочки и защищают
Животные весну встречают,
Что-то в жизни изменяют.
Карточки передвигай,
Предложенья составляй.
Зайка беленький и он вылез из берлоги
Белка серую дубленку вылез из норочки раньше всех погреть иголочки
Вода подмочила мишке ноги меняет костюм на серенький
Ёжик поменяла на лёгенькую шкурку
У волчихи сменила на рыженькую шубёнку
Лиса тепленькую шубку в лесной хатке появляются волчатки
- Что же вы узнали о животных?
3. Заключительный этап.
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). /слайды презентации № 11-12/
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
Проверка по слайду
- Просмотр презентации «Что такое весна» /слайды презентации № 13-21/
Рефлексия.
На столе у учащихся фигурки птичек, на доске рисунок дерева. Учащиеся выбирают птичку и прикрепляют её на рисунок:
На верхние ветки – «Всё удалось»
На середину - «Старался, но не всё удалось»
На землю – « Затруднялся выполнять задания»
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.
Категория: Особые дети | Добавил: razgulyaeva1976 (2014-10-15) | Автор: Разгуляева Надежда Викторовна E
Просмотров: 2110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru