КАК ПОМОЧЬ НЕОБЫЧНОМУ РЕБЕНКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ, ТАКИМ КАК ВСЕ?
Вопрос внедрения инклюзивного образования в нашей стране, является актуальным и требующим к себе большого внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом увеличивается. Индивидуальный подход является предпосылкой и одним из основных принципов инклюзивного образования, доступного для всех и ориентированного на потребности каждого отдельного ребенка. Обучение в общеобразовательной школе, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, почувствовать себя обычным, таким же, как его друзья и одноклассники. Инклюзивные классы могут и должны быть организованы, главной задачей в реализации этой проблемы остается создание оптимальных условий для их существования.
Личный педагогический опыт подтверждает, что во многих школах наряду с обычными детьми учатся особые дети. Работая в сельской школе, обратила внимание, что дети с особыми образовательными потребностями занимают немалый процент от общего числа учащихся, нарушения развития весьма разнообразны. Среди них учащиеся с задержкой психического развития, с расстройствами поведения, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с легкой умственной отсталостью, с умеренной умственной отсталостью и даже с тяжелой умственной отсталостью. Большинство этих детей, занимается в обычных общеобразовательных классах, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с тяжелой умственной отсталостью обучаются на дому. В практике педагогической деятельности сталкивалась с детьми, имеющими различные речевые нарушения, сочетанные нарушения разной степени тяжести.
Самым ярким из моих «особых» учеников, за время работы в общеобразовательной школе, был мальчик с сочетанным пороком развития. Врожденная расщелина твердого нёба, снижение возможности зрительного восприятия, аномалия развития верхней конечности. Самый маленький в классе, он всегда выделялся своей аккуратностью, сообразительностью и добротой. Все ребята в классе научились помогать ему, делая это незаметно (застегнуть молнию на портфеле, поднять карандаш, сложить спортивную форму). Все эти обычные действия, порой отнимали у него много времени и сил, но упорство помогало двигаться дальше. Следует отметить, что совместное обучение детей этого класса с мальчиком-инвалидом оказывало положительное влияние на обычных детей, они стали более внимательны друг к другу, рассказывали родителям о том, как помогают однокласснику в учебе, и сами стремились учиться лучше.
К сожалению, педагоги массовой школы не подготовлены к работе с детьми с ОВ. Встречается множество трудностей и вопросов, с которыми учитель вынужден справляться самостоятельно. В работе с особыми детьми на дому, требуется большой объем специальной литературы, планирование индивидуальной коррекционной работы на год, система оценивания достижений ребенка с учетом его возможностей. Учителя массовых школ ориентированы на результат по итогам года, приравненный к образовательным стандартам, а не к уровню развития ребенка, что вызывает снижение показателей в классе и приводит к тому, что успехи особых учащихся иногда просто «подгоняются» по общий стандарт. Большие трудности вызывает грамотное сотрудничество с родителями, воспитание правильного отношения к данному ребенку остальных учеников, планирование дефектологических и логопедических занятий, (зачастую этой работой также занимается учитель начальных классов или в лучшем случае психолог). В своей практике мне пришлось заниматься на дому с четырьмя детьми, с разной степенью умственной отсталости. Сталкиваясь с тем, что нет единой программы, определенного количества часов, перечня тем для занятий, приходилось обрабатывать большой объем литературы, разрабатывать календарно-тематическое планирование для каждого ребенка, подбирать лексический материал, в соответствии со структурой дефекта и возрастом учащихся. Всеми наработками охотно делилась с коллегами, не имеющими дефектологического образования. Бесспорно одно: к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только работая совместно с педагогом, психологом и родителями, можно достичь положительной динамики развития, даже самого «проблемного» ученика.
Обучение специалистов дефектологов, несомненно, очень важный аспект на пути внедрения инклюзивного образования. Во время обучения в институте, нам предлагалось несколько видов практики, при этом каждая из них проходила в коррекционных школах, интернатах, других учреждениях для детей с ОВ. К сожалению, процессу инклюзивного образования уделяется очень мало времени при обучении студентов дефектологического отделения. Именно поэтому возможно, было бы результативным применение ряда мероприятий, практик, семинаров, обучающих курсов, мастер-классов, где студенты смогут непосредственно принять участие в процессе обучения детей с ОВ, перенять опыт работы педагогов практиков, практически применить знания, полученные в ВУЗе.
С целью повышения компетенции педагогов общеобразовательных учреждений в вопросах инклюзивного образования, возможно необходимым условием станет организация дополнительных курсов переподготовки и повышения квалификации. Только совместными усилиями всех структур, можно достичь того, чтобы наш социум принял в свою среду этих замечательных «особенных» детей.
Список литературы
1. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE
2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М.,
учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.
3. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы,
перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска)
4. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
5. Конвенция «О правах инвалидов»
|