Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Как помочь необычному ребенку почувствовать себя таким, как все
КАК ПОМОЧЬ НЕОБЫЧНОМУ РЕБЕНКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ, ТАКИМ КАК ВСЕ? Вопрос внедрения инклюзивного образования в нашей стране, является актуальным и требующим к себе большого внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом увеличивается. Индивидуальный подход является предпосылкой и одним из основных принципов инклюзивного образования, доступного для всех и ориентированного на потребности каждого отдельного ребенка. Обучение в общеобразовательной школе, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, почувствовать себя обычным, таким же, как его друзья и одноклассники. Инклюзивные классы могут и должны быть организованы, главной задачей в реализации этой проблемы остается создание оптимальных условий для их существования. Личный педагогический опыт подтверждает, что во многих школах наряду с обычными детьми учатся особые дети. Работая в сельской школе, обратила внимание, что дети с особыми образовательными потребностями занимают немалый процент от общего числа учащихся, нарушения развития весьма разнообразны. Среди них учащиеся с задержкой психического развития, с расстройствами поведения, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с легкой умственной отсталостью, с умеренной умственной отсталостью и даже с тяжелой умственной отсталостью. Большинство этих детей, занимается в обычных общеобразовательных классах, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с тяжелой умственной отсталостью обучаются на дому. В практике педагогической деятельности сталкивалась с детьми, имеющими различные речевые нарушения, сочетанные нарушения разной степени тяжести. Самым ярким из моих «особых» учеников, за время работы в общеобразовательной школе, был мальчик с сочетанным пороком развития. Врожденная расщелина твердого нёба, снижение возможности зрительного восприятия, аномалия развития верхней конечности. Самый маленький в классе, он всегда выделялся своей аккуратностью, сообразительностью и добротой. Все ребята в классе научились помогать ему, делая это незаметно (застегнуть молнию на портфеле, поднять карандаш, сложить спортивную форму). Все эти обычные действия, порой отнимали у него много времени и сил, но упорство помогало двигаться дальше. Следует отметить, что совместное обучение детей этого класса с мальчиком-инвалидом оказывало положительное влияние на обычных детей, они стали более внимательны друг к другу, рассказывали родителям о том, как помогают однокласснику в учебе, и сами стремились учиться лучше. К сожалению, педагоги массовой школы не подготовлены к работе с детьми с ОВ. Встречается множество трудностей и вопросов, с которыми учитель вынужден справляться самостоятельно. В работе с особыми детьми на дому, требуется большой объем специальной литературы, планирование индивидуальной коррекционной работы на год, система оценивания достижений ребенка с учетом его возможностей. Учителя массовых школ ориентированы на результат по итогам года, приравненный к образовательным стандартам, а не к уровню развития ребенка, что вызывает снижение показателей в классе и приводит к тому, что успехи особых учащихся иногда просто «подгоняются» по общий стандарт. Большие трудности вызывает грамотное сотрудничество с родителями, воспитание правильного отношения к данному ребенку остальных учеников, планирование дефектологических и логопедических занятий, (зачастую этой работой также занимается учитель начальных классов или в лучшем случае психолог). В своей практике мне пришлось заниматься на дому с четырьмя детьми, с разной степенью умственной отсталости. Сталкиваясь с тем, что нет единой программы, определенного количества часов, перечня тем для занятий, приходилось обрабатывать большой объем литературы, разрабатывать календарно-тематическое планирование для каждого ребенка, подбирать лексический материал, в соответствии со структурой дефекта и возрастом учащихся. Всеми наработками охотно делилась с коллегами, не имеющими дефектологического образования. Бесспорно одно: к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только работая совместно с педагогом, психологом и родителями, можно достичь положительной динамики развития, даже самого «проблемного» ученика. Обучение специалистов дефектологов, несомненно, очень важный аспект на пути внедрения инклюзивного образования. Во время обучения в институте, нам предлагалось несколько видов практики, при этом каждая из них проходила в коррекционных школах, интернатах, других учреждениях для детей с ОВ. К сожалению, процессу инклюзивного образования уделяется очень мало времени при обучении студентов дефектологического отделения. Именно поэтому возможно, было бы результативным применение ряда мероприятий, практик, семинаров, обучающих курсов, мастер-классов, где студенты смогут непосредственно принять участие в процессе обучения детей с ОВ, перенять опыт работы педагогов практиков, практически применить знания, полученные в ВУЗе. С целью повышения компетенции педагогов общеобразовательных учреждений в вопросах инклюзивного образования, возможно необходимым условием станет организация дополнительных курсов переподготовки и повышения квалификации. Только совместными усилиями всех структур, можно достичь того, чтобы наш социум принял в свою среду этих замечательных «особенных» детей. Список литературы 1. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE 2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М., учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды. 3. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска) 4. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 5. Конвенция «О правах инвалидов»
Категория: Особые дети | Добавил: CAD (2014-11-09) | Автор: Жигайло Анастасия Викторовна E
Просмотров: 605 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru