Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Программа развития социального интеллекта подростков с умственной отсталостью
Программа развития социального интеллекта подростков с умственной отсталостью.

Пояснительная записка.
Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей.
Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для подростка с умственной отсталостью проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как он готовится перейти в совершенно иную, новую для него социальную среду. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации подростка с интеллектуальными нарушениями.
На сегодняшний день отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта подростков с умственной отсталостью. Исходя из этого, была предпринята попытка систематизации своей деятельности с четко определенными поставленными целями:
• развитие социального интеллекта;
• умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах;
• умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.
Процессом осуществления целей стало формирование среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе подростков мы постоянно поддерживаем, контролируем общение школьников между собой, наблюдаем за подростками в ситуациях межличностного взаимодействия и учебной деятельности, изучаем их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого мы делаем выводы о развитии социального интеллекта каждого подростка группы.

Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной и коммуникативной сферы и формирование социального интеллекта у подростков с нарушением интеллекта.

Задачи программы:
-расширение знаний подростков об эмоциональных проявлениях человека,
-развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции,
--формирование коммуникативных умений у детей.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия:
• игры-коммуникации
• индивидуальные упражнения
• этюды
• беседы
• визуализация
• техника релаксации

Содержание программы.
Предлагаемый курс может быть реализован как на уроках культуры поведения, так и во внеурочной деятельности.
Программа условно разделена на блоки: «Самопознание», «В мире людей», «Психогимнастика», «Адаптация».
Темы первого блока направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к самому себе, своим поступкам, словам, мыслям, чувствам, своим возможностям, способностям, желаниям и т.д., повысить самооценку, снизить уровень тревожности и агрессивности.
Во втором блоке акцент делается на то, что гармоничное существование отдельных людей возможно только тогда, когда люди будут владеть искусством диалогического общения в любой жизненной сфере. Человек живет среди людей. Взрослые и дети, одноклассники и педагоги, друзья и приятели, соседи и просто прохожие и т.д. составляют окружение каждого человека. Как строить отношения с ними? Как научиться в мире и согласии? Как выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими? Как найти друзей? Развитие социального интеллекта обязательно предполагает развитие речевого общения. Знание речевого этикета позволит умственно отсталому ребенку правильно обратиться к незнакомому человеку, разрешить сложившуюся жизненную ситуацию. Доброжелательный тон в разговоре поможет расположить к себе собеседника. Решению этих вопросов направлен второй блок программы.
Проявление эмоций в процессе общения играет важную роль при выстраивании взаимоотношений. Третий блок направлен на формирование эмоций и осознание способов их адекватного проявления и привлечения внимания к себе. Уметь управлять своими эмоциями очень важно при развитии социального интеллекта. Это приятно и полезно как для самого человека, так и для его окружения. Доброжелательность есть не что иное, как умение контролировать свои чувства и сдерживание отрицательных эмоций. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, выражая свое горе или свою проблему, толкать или дергать окружающих, ребенка необходимо научить выражать свои эмоции при помощи мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, снижаются импульсивные эмоциональные состояния ребенка.
Разнообразие, занимательность форм работы – одно из главных условий того, чтобы подростки с интересом относились к занятиям. Так как умственно отсталые дети находятся в некоторой изоляции от окружающего мира, овладение приемами и способами взаимодействия непосредственно в социуме окажет, несомненно, большое влияние на практическое закрепление навыков общения и успех социально психологической адаптации таких детей.
Практическому закреплению полученных теоретических основ общения посвящен четвертый блок программы. Основная форма проведения занятий четвертого блока – экскурсии в общественные места и по городу.
Программа предусматривает проведение психолого-педагогических занятий с элементами тренинга в обучающих группах. Программа предполагает 35 часов в течение учебного года (одно занятие в неделю). Рассмотрение одной темы рассчитано на один час. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия трех блоков проводятся в сенсорной комнате, заключительный четвертый блок проводится в форме экскурсий.

Предполагаемый результат:
- способность к общению на основе взаимного уважения;
- повышение коммуникативной активности;
- способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих;
- умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение;
- сформированность основ общекультурных навыков поведения.

Тематический план занятий

№ Тема занятий Цели занятий Содержание занятий Кол.
час
Блок «Самопознание» 8 часов
1 Знакомство Организовать пространство психологического комфорта Обсуждаемые вопросы:
Как меня зовут?
Как бы я хотел, чтобы меня называли?
Как бы я не хотел, чтобы меня называли? 1
2 Какой я? Развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей. Обсуждение, выработка группового правила:
«Другим интересно узнать про меня. В группе я рассказываю, что у меня получилось сегодня хорошо и что понравилось» 1
3 Я талантливый Развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей. Выполнение упражнения «Я хвалюсь». Рассказ о своих способностях, которые еще не известны одноклассникам.
Обсуждение: понравилось ли вам рассказывать о том, что вы умеете делать лучше других? Интересно ли вам узнать о других? Что нового узнали о своих друзьях? 1
4 Я добрый Формирование навыков самооценки, умения находить глубокий смысл в мелочах. Игра «Закончи предложения»: «Я добрый, как…», «Я не такой добрый, как…», «Я добрее, чем…». Выбрать одно из предложений, закончить его сравнением «как кто» или «как что»(бабушка, сестра, солнышко, Чебурашка и т.д.). Построить рассказ – доказательство, используя примеры из своей личной жизни. 1
5 Я счастливый Развитие уверенности в себе, умения моделировать свое настроение. Чтение сказки Андерсена «Какая из роз самая счастливая». Обсуждение сказки: какая из роз самая счастливая? Почему? Остальные розы несчастные? От чего зависит счастье? Почему люди хотят быть счастливыми? Как ощущается счастье?
Упражнения: «Мои ощущения в лучах солнца», «Мой портрет в лучах солнца», «Я очень хочу…». 1
6 Я красивый Развитие умения замечать в себе привлекательность, красоту и внешнюю индивидуальность, находить преимущества в том, чем ты обладаешь. Задание: по фотографиям или репродукциям портретов определить, чем тебе нравятся эти люди? Можно ли назвать их красивыми? Что ты скажешь о своем лице? Что в твоем лице красивое? Что бы ты изменил в своем лице?
Упражнение: взять зеркало и внимательно посмотреть на себя сердитого, хмурого, грозного, задумчивого, веселого и т.д. Подобрать как можно больше прилагательных, соответствующих выражению лица. Какое выражение тебе больше идет? 1
7 Я здоровый человек Развитие уверенности в своих возможностях управлять собственным здоровьем. Беседа на тему: «Что значит быть здоровым человеком?». Проследить взаимосвязь настроения и самочувствия. 1
8 Я нравлюсь себе Убеждение детей в том, что они по – своему умны, красивы, талантливы, сильны. Заключительное занятие. Упражнение «Это Я». Дети поочередно стараются назвать как можно больше прилагательных, соответствующих своему образу и самоощущению. 1
Блок «В мире людей» 13 часов
1 Я и другие Освоение коммуникативных умений; развитие интереса к другим людям, принятие их, повышение значимости другого. Беседа «Люди вокруг меня». Обсуждаемые вопросы: люди каких профессий работают в школе? Почему нужно с уважением относиться к их труду? Кого в школе ты считаешь самым важным?
Упражнение «Маленький художник». Ребенок, повернувшись спиной к группе, описывает выбранную натуру. Дети стараются угадать, кто был его моделью. 1
2 Я общаюсь! Освоение разных способов коммуникации. Игры «Два барашка» и «Объятие». Обсуждение двух игр в сравнении.
Упражнение в микрогруппах «Поделись своей радостью, поделись неудачей». Обсуждение. 1
3 Волшебные слова Развитие уважения, вежливого отношения к людям. Чтение сказки «Вежливый Кролик». Обсуждение сказки: почему нужно быть вежливым? Как Кролику помогла привычка быть вежливым?
Игры «Вежливые слова», «Магазин вежливых слов». 1
4 Доброе слово и кошке приятно Формирование навыков употребления вежливых слов в повседневной жизни. Слова – благодарности и слова – приветствия. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа по содержанию.
Тренинг «Использование слов приветствия и благодарности в повседневной жизни».
Игра «Магазин вежливых слов». 1
5 Помни о других Развитие коммуникативных умений; развитие интереса к другим людям, принятие их, повышение значимости другого. Беседа «Люди вокруг меня»: легко ли быть одному? Зачем нужны друзья? Что можно сделать вместе?
Выполнение упражнений «Тропинка», «Маленький художник», «Прикосновение». Обсуждение. 1
6 Один за всех, и все за одного Развитие чувства эмпатии. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Упражнения на внимание друг к другу, которые помогают ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие дети, которые принимают его, хотят с ним поиграть и общаться, и к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой: «Робот», «Скульптор», «Слепой и поводырь». 1
7 Почему люди ссорятся? Освоение коммуникативных умений, выбор средств успешного взаимодействия; развитие умений узнавать чувства других людей и эффективно строить процесс коммуникации. Беседа «Почему люди ссорятся?»: отчего возникает ссора? Что нужно сделать, чтобы помириться?
Упражнение «Ссора». Как угадать «ссору»? ссора и настроение. Обсуждение. 1
8 Дружбой нужно дорожить Развитие нравственных форм общения. Повышение значимости дружеских форм общения. Беседа «Много ли у тебя друзей?»: что ты знаешь о своих друзьях? Почему ты с ними дружишь? Как ты выбираешь друзей? Что для тебя самое важное: внешний вид, речь или поступки?
Составление рассказа о своем друге.
Упражнения «Передай улыбку другу», «Ты – хороший!». Обсуждение. 1
9 Комплименты Развитие умения различать положительные стороны другого и говорить комплименты; развитие уверенности в себе. Беседа «Что такое комплимент?»: зачем нужны комплименты? Что вы чувствуете, когда вам говорят комплименты?
Упражнения «Комплименты», «Ты – хороший». Обсуждение. 1
10 Самое страшное Добиться осознания детьми того, что самое страшное, когда от тебя отвернутся друзья и близкие. Формирование умений находить выход из конфликтных ситуаций. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
Обсуждение: почему все боялись Вовы? Чем он гордился? Почему все отвернулись от него? Что для мальчика оказалось самым страшным? Какие еще поступки и черты характера могут привести к тому, что от тебя могут отвернуться друзья?
Упражнения «Тропинка», «Прикосновение». Обсуждение. 1
11 Покупатель Освоение коммуникативных правил в общественных местах. Игра – коммуникация «В магазине». Проигрывание ситуаций: «в очереди», «выбор товара или продукта», «подбор подарка» и т.д. обсуждение. 1
12 На улице Освоение коммуникативных правил в общественных местах Игра – коммуникация «Встреча друзей на улице». Проигрывание ситуаций, когда друзья занимают весь тротуар, громко смеются и обсуждают события, не обращая внимания на прохожих. Обсуждение.
Инсценировка «Скажите, пожалуйста, как пройти…?». Обсуждение. 1
13 В гостях Развитие навыков общения при встрече гостей Практикум – тренинг «Представление – знакомство».
Чтение рассказа Е. Ильиной «Машины гости». Беседа по содержанию. 1
Блок «Психогимнастика» 7 часов
(используется музыка, настроение которой
приближается к изображению эмоций)
1 Азбука настроения Формирование навыков выражений различных эмоциональных состояний Игра - тренинг «Азбука настроения». Дети получают набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с различными эмоциональными состояниями. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. 1
2 Живые картинки. Удивление Освоение адекватных способов проявления эмоций и привлечения внимания к себе. Этюды на выражение удивления: «Фокусник», «Круглые глаза», «Вожатый удивился» (использование отрывка из стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной» 1
3 Живые картинки. Гнев Формирование способностей выражать справедливый гнев. Этюды с использованием В. Приходько «Король Боровик», В. Викторова «Хмурый орел»,
М. Чистякова «Гневная гиена». Этюд «Два сердитых мальчика» 1
4 Живые картинки. Страдание, печаль Осознание своего собственного состояния, формирование сочувствия и понимания печали других. Этюды «Северный полюс» или «Цветик – семицветик». 1
5 Живые картинки. Вина Снятие эмоционального напряжения, формирование соответствующих реакций на общепринятые в обществе правила. Этюды «Ваське стыдно», «Чуня просит прощения». Рассказы детей, когда они в жизни испытывали чувство вины. 1
6 Живые картинки. Страх Повышение устойчивости к страху. Этюды «Один дома», «Я потерялся в чужом городе», «Ночные звуки». Рисование страхов, проигрывание тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых. 1
7 Живые картинки. Удовольствие, радость Формирование эмоций, помогающих устанавливать контакт с другими людьми. Этюды «Цветок», «первый снег», «Встреча с другом», «Два клоуна», «Чунга – чанга». 1
Блок «Адаптация» 7 часов
1 Поездка в транспорте Формирование навыков поведения в общественном транспорте Экскурсия, связанная с поездкой в автобусе или трамвае, с самостоятельной оплатой проезда. Проследить за использованием детьми вежливых слов «будьте добры», «скажите, пожалуйста», «пройдите, пожалуйста» и т.д. Обсуждение. 1
2 Беседа по телефону Формирование навыков общения по телефону Звонки по телефону по заранее подобранным номерам. Проследить, чтобы дети использовали слова – приветствия и слова – прощания. Обсуждение. 1
3 Посещение поликлиники Формирование навыков обращения в регистратуру поликлиники. Экскурсия в поликлинику. Подготовить детей к тому, чтобы они правильно назвали свои имена и фамилии, даты рождения, домашний адрес. Обсуждение. 1
4 Как пройти? Формирование навыков обращения к помощи. Экскурсия по городу. Моделирование ситуаций, когда необходимо узнать у прохожих направление движения к выбранному объекту. Обсуждение. (Возможно, что среди детей не найдется того, кто бы осмелился обратиться к постороннему, тогда педагогу необходимо показать пример, как это осуществляется.) 1
5 Посещение магазина Отработка навыков общения в магазине при совершении покупки. Экскурсия в магазин проводится по предварительной договоренности. Обыгрывание ситуации «Подарок другу». Наблюдение за совершением покупок посетителями магазина. Обсуждение. 1
6 Посещение музея Формирование интереса к экспозициям выставочных залов. Развитие коммуникативных способностей в процессе общения с работниками музея и обмена впечатлениями. Экскурсия в музей. Организация беседы по тематике представленных экспозиций. Обсуждение. 1
7 Заключительное занятие Подведение итогов работы за год Заключительное занятие «Путешествие по городу вежливых» 1

Использованная литература:
1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов. М.: Просвещение, 1978.
2. Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. М.: «Школьная пресса», 2005.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
4. Малисова В. Культура общения или искусство диалога. М.: Московская школа прав человека, 1996.
Категория: Особые дети | Добавил: Lusanna1978 (2014-11-14) | Автор: Дробяцко Люсанна Юрьевна E
Просмотров: 3266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru