Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Программа развития социального интеллекта подростков с умственной отсталостью. Пояснительная записка. Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей. Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для подростка с умственной отсталостью проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как он готовится перейти в совершенно иную, новую для него социальную среду. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации подростка с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта подростков с умственной отсталостью. Исходя из этого, была предпринята попытка систематизации своей деятельности с четко определенными поставленными целями: • развитие социального интеллекта; • умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах; • умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях. Процессом осуществления целей стало формирование среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе подростков мы постоянно поддерживаем, контролируем общение школьников между собой, наблюдаем за подростками в ситуациях межличностного взаимодействия и учебной деятельности, изучаем их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого мы делаем выводы о развитии социального интеллекта каждого подростка группы. Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной и коммуникативной сферы и формирование социального интеллекта у подростков с нарушением интеллекта. Задачи программы: -расширение знаний подростков об эмоциональных проявлениях человека, -развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции, --формирование коммуникативных умений у детей. Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия: • игры-коммуникации • индивидуальные упражнения • этюды • беседы • визуализация • техника релаксации Содержание программы. Предлагаемый курс может быть реализован как на уроках культуры поведения, так и во внеурочной деятельности. Программа условно разделена на блоки: «Самопознание», «В мире людей», «Психогимнастика», «Адаптация». Темы первого блока направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к самому себе, своим поступкам, словам, мыслям, чувствам, своим возможностям, способностям, желаниям и т.д., повысить самооценку, снизить уровень тревожности и агрессивности. Во втором блоке акцент делается на то, что гармоничное существование отдельных людей возможно только тогда, когда люди будут владеть искусством диалогического общения в любой жизненной сфере. Человек живет среди людей. Взрослые и дети, одноклассники и педагоги, друзья и приятели, соседи и просто прохожие и т.д. составляют окружение каждого человека. Как строить отношения с ними? Как научиться в мире и согласии? Как выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими? Как найти друзей? Развитие социального интеллекта обязательно предполагает развитие речевого общения. Знание речевого этикета позволит умственно отсталому ребенку правильно обратиться к незнакомому человеку, разрешить сложившуюся жизненную ситуацию. Доброжелательный тон в разговоре поможет расположить к себе собеседника. Решению этих вопросов направлен второй блок программы. Проявление эмоций в процессе общения играет важную роль при выстраивании взаимоотношений. Третий блок направлен на формирование эмоций и осознание способов их адекватного проявления и привлечения внимания к себе. Уметь управлять своими эмоциями очень важно при развитии социального интеллекта. Это приятно и полезно как для самого человека, так и для его окружения. Доброжелательность есть не что иное, как умение контролировать свои чувства и сдерживание отрицательных эмоций. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, выражая свое горе или свою проблему, толкать или дергать окружающих, ребенка необходимо научить выражать свои эмоции при помощи мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, снижаются импульсивные эмоциональные состояния ребенка. Разнообразие, занимательность форм работы – одно из главных условий того, чтобы подростки с интересом относились к занятиям. Так как умственно отсталые дети находятся в некоторой изоляции от окружающего мира, овладение приемами и способами взаимодействия непосредственно в социуме окажет, несомненно, большое влияние на практическое закрепление навыков общения и успех социально психологической адаптации таких детей. Практическому закреплению полученных теоретических основ общения посвящен четвертый блок программы. Основная форма проведения занятий четвертого блока – экскурсии в общественные места и по городу. Программа предусматривает проведение психолого-педагогических занятий с элементами тренинга в обучающих группах. Программа предполагает 35 часов в течение учебного года (одно занятие в неделю). Рассмотрение одной темы рассчитано на один час. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия трех блоков проводятся в сенсорной комнате, заключительный четвертый блок проводится в форме экскурсий. Предполагаемый результат: - способность к общению на основе взаимного уважения; - повышение коммуникативной активности; - способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих; - умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение; - сформированность основ общекультурных навыков поведения. Тематический план занятий № Тема занятий Цели занятий Содержание занятий Кол. час Блок «Самопознание» 8 часов 1 Знакомство Организовать пространство психологического комфорта Обсуждаемые вопросы: Как меня зовут? Как бы я хотел, чтобы меня называли? Как бы я не хотел, чтобы меня называли? 1 2 Какой я? Развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей. Обсуждение, выработка группового правила: «Другим интересно узнать про меня. В группе я рассказываю, что у меня получилось сегодня хорошо и что понравилось» 1 3 Я талантливый Развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей. Выполнение упражнения «Я хвалюсь». Рассказ о своих способностях, которые еще не известны одноклассникам. Обсуждение: понравилось ли вам рассказывать о том, что вы умеете делать лучше других? Интересно ли вам узнать о других? Что нового узнали о своих друзьях? 1 4 Я добрый Формирование навыков самооценки, умения находить глубокий смысл в мелочах. Игра «Закончи предложения»: «Я добрый, как…», «Я не такой добрый, как…», «Я добрее, чем…». Выбрать одно из предложений, закончить его сравнением «как кто» или «как что»(бабушка, сестра, солнышко, Чебурашка и т.д.). Построить рассказ – доказательство, используя примеры из своей личной жизни. 1 5 Я счастливый Развитие уверенности в себе, умения моделировать свое настроение. Чтение сказки Андерсена «Какая из роз самая счастливая». Обсуждение сказки: какая из роз самая счастливая? Почему? Остальные розы несчастные? От чего зависит счастье? Почему люди хотят быть счастливыми? Как ощущается счастье? Упражнения: «Мои ощущения в лучах солнца», «Мой портрет в лучах солнца», «Я очень хочу…». 1 6 Я красивый Развитие умения замечать в себе привлекательность, красоту и внешнюю индивидуальность, находить преимущества в том, чем ты обладаешь. Задание: по фотографиям или репродукциям портретов определить, чем тебе нравятся эти люди? Можно ли назвать их красивыми? Что ты скажешь о своем лице? Что в твоем лице красивое? Что бы ты изменил в своем лице? Упражнение: взять зеркало и внимательно посмотреть на себя сердитого, хмурого, грозного, задумчивого, веселого и т.д. Подобрать как можно больше прилагательных, соответствующих выражению лица. Какое выражение тебе больше идет? 1 7 Я здоровый человек Развитие уверенности в своих возможностях управлять собственным здоровьем. Беседа на тему: «Что значит быть здоровым человеком?». Проследить взаимосвязь настроения и самочувствия. 1 8 Я нравлюсь себе Убеждение детей в том, что они по – своему умны, красивы, талантливы, сильны. Заключительное занятие. Упражнение «Это Я». Дети поочередно стараются назвать как можно больше прилагательных, соответствующих своему образу и самоощущению. 1 Блок «В мире людей» 13 часов 1 Я и другие Освоение коммуникативных умений; развитие интереса к другим людям, принятие их, повышение значимости другого. Беседа «Люди вокруг меня». Обсуждаемые вопросы: люди каких профессий работают в школе? Почему нужно с уважением относиться к их труду? Кого в школе ты считаешь самым важным? Упражнение «Маленький художник». Ребенок, повернувшись спиной к группе, описывает выбранную натуру. Дети стараются угадать, кто был его моделью. 1 2 Я общаюсь! Освоение разных способов коммуникации. Игры «Два барашка» и «Объятие». Обсуждение двух игр в сравнении. Упражнение в микрогруппах «Поделись своей радостью, поделись неудачей». Обсуждение. 1 3 Волшебные слова Развитие уважения, вежливого отношения к людям. Чтение сказки «Вежливый Кролик». Обсуждение сказки: почему нужно быть вежливым? Как Кролику помогла привычка быть вежливым? Игры «Вежливые слова», «Магазин вежливых слов». 1 4 Доброе слово и кошке приятно Формирование навыков употребления вежливых слов в повседневной жизни. Слова – благодарности и слова – приветствия. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа по содержанию. Тренинг «Использование слов приветствия и благодарности в повседневной жизни». Игра «Магазин вежливых слов». 1 5 Помни о других Развитие коммуникативных умений; развитие интереса к другим людям, принятие их, повышение значимости другого. Беседа «Люди вокруг меня»: легко ли быть одному? Зачем нужны друзья? Что можно сделать вместе? Выполнение упражнений «Тропинка», «Маленький художник», «Прикосновение». Обсуждение. 1 6 Один за всех, и все за одного Развитие чувства эмпатии. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Упражнения на внимание друг к другу, которые помогают ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие дети, которые принимают его, хотят с ним поиграть и общаться, и к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой: «Робот», «Скульптор», «Слепой и поводырь». 1 7 Почему люди ссорятся? Освоение коммуникативных умений, выбор средств успешного взаимодействия; развитие умений узнавать чувства других людей и эффективно строить процесс коммуникации. Беседа «Почему люди ссорятся?»: отчего возникает ссора? Что нужно сделать, чтобы помириться? Упражнение «Ссора». Как угадать «ссору»? ссора и настроение. Обсуждение. 1 8 Дружбой нужно дорожить Развитие нравственных форм общения. Повышение значимости дружеских форм общения. Беседа «Много ли у тебя друзей?»: что ты знаешь о своих друзьях? Почему ты с ними дружишь? Как ты выбираешь друзей? Что для тебя самое важное: внешний вид, речь или поступки? Составление рассказа о своем друге. Упражнения «Передай улыбку другу», «Ты – хороший!». Обсуждение. 1 9 Комплименты Развитие умения различать положительные стороны другого и говорить комплименты; развитие уверенности в себе. Беседа «Что такое комплимент?»: зачем нужны комплименты? Что вы чувствуете, когда вам говорят комплименты? Упражнения «Комплименты», «Ты – хороший». Обсуждение. 1 10 Самое страшное Добиться осознания детьми того, что самое страшное, когда от тебя отвернутся друзья и близкие. Формирование умений находить выход из конфликтных ситуаций. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Обсуждение: почему все боялись Вовы? Чем он гордился? Почему все отвернулись от него? Что для мальчика оказалось самым страшным? Какие еще поступки и черты характера могут привести к тому, что от тебя могут отвернуться друзья? Упражнения «Тропинка», «Прикосновение». Обсуждение. 1 11 Покупатель Освоение коммуникативных правил в общественных местах. Игра – коммуникация «В магазине». Проигрывание ситуаций: «в очереди», «выбор товара или продукта», «подбор подарка» и т.д. обсуждение. 1 12 На улице Освоение коммуникативных правил в общественных местах Игра – коммуникация «Встреча друзей на улице». Проигрывание ситуаций, когда друзья занимают весь тротуар, громко смеются и обсуждают события, не обращая внимания на прохожих. Обсуждение. Инсценировка «Скажите, пожалуйста, как пройти…?». Обсуждение. 1 13 В гостях Развитие навыков общения при встрече гостей Практикум – тренинг «Представление – знакомство». Чтение рассказа Е. Ильиной «Машины гости». Беседа по содержанию. 1 Блок «Психогимнастика» 7 часов (используется музыка, настроение которой приближается к изображению эмоций) 1 Азбука настроения Формирование навыков выражений различных эмоциональных состояний Игра - тренинг «Азбука настроения». Дети получают набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с различными эмоциональными состояниями. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. 1 2 Живые картинки. Удивление Освоение адекватных способов проявления эмоций и привлечения внимания к себе. Этюды на выражение удивления: «Фокусник», «Круглые глаза», «Вожатый удивился» (использование отрывка из стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной» 1 3 Живые картинки. Гнев Формирование способностей выражать справедливый гнев. Этюды с использованием В. Приходько «Король Боровик», В. Викторова «Хмурый орел», М. Чистякова «Гневная гиена». Этюд «Два сердитых мальчика» 1 4 Живые картинки. Страдание, печаль Осознание своего собственного состояния, формирование сочувствия и понимания печали других. Этюды «Северный полюс» или «Цветик – семицветик». 1 5 Живые картинки. Вина Снятие эмоционального напряжения, формирование соответствующих реакций на общепринятые в обществе правила. Этюды «Ваське стыдно», «Чуня просит прощения». Рассказы детей, когда они в жизни испытывали чувство вины. 1 6 Живые картинки. Страх Повышение устойчивости к страху. Этюды «Один дома», «Я потерялся в чужом городе», «Ночные звуки». Рисование страхов, проигрывание тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых. 1 7 Живые картинки. Удовольствие, радость Формирование эмоций, помогающих устанавливать контакт с другими людьми. Этюды «Цветок», «первый снег», «Встреча с другом», «Два клоуна», «Чунга – чанга». 1 Блок «Адаптация» 7 часов 1 Поездка в транспорте Формирование навыков поведения в общественном транспорте Экскурсия, связанная с поездкой в автобусе или трамвае, с самостоятельной оплатой проезда. Проследить за использованием детьми вежливых слов «будьте добры», «скажите, пожалуйста», «пройдите, пожалуйста» и т.д. Обсуждение. 1 2 Беседа по телефону Формирование навыков общения по телефону Звонки по телефону по заранее подобранным номерам. Проследить, чтобы дети использовали слова – приветствия и слова – прощания. Обсуждение. 1 3 Посещение поликлиники Формирование навыков обращения в регистратуру поликлиники. Экскурсия в поликлинику. Подготовить детей к тому, чтобы они правильно назвали свои имена и фамилии, даты рождения, домашний адрес. Обсуждение. 1 4 Как пройти? Формирование навыков обращения к помощи. Экскурсия по городу. Моделирование ситуаций, когда необходимо узнать у прохожих направление движения к выбранному объекту. Обсуждение. (Возможно, что среди детей не найдется того, кто бы осмелился обратиться к постороннему, тогда педагогу необходимо показать пример, как это осуществляется.) 1 5 Посещение магазина Отработка навыков общения в магазине при совершении покупки. Экскурсия в магазин проводится по предварительной договоренности. Обыгрывание ситуации «Подарок другу». Наблюдение за совершением покупок посетителями магазина. Обсуждение. 1 6 Посещение музея Формирование интереса к экспозициям выставочных залов. Развитие коммуникативных способностей в процессе общения с работниками музея и обмена впечатлениями. Экскурсия в музей. Организация беседы по тематике представленных экспозиций. Обсуждение. 1 7 Заключительное занятие Подведение итогов работы за год Заключительное занятие «Путешествие по городу вежливых» 1 Использованная литература: 1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов. М.: Просвещение, 1978. 2. Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. М.: «Школьная пресса», 2005. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997. 4. Малисова В. Культура общения или искусство диалога. М.: Московская школа прав человека, 1996. | |
Просмотров: 3266 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|