Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Учебные программы по труду предполагают формирование самых необходимых знаний и умений, овладение которыми помогает выпускнику вспомогательной школы начать самостоятельную деятельность. Данные исследований и собственные наблюдения говорят о том, что степень усвоений, подготовленность выпускников вспомогательной школы к самостоятельному труду низки. Они слабо владеют терминологией профессии, их сведения из теоретических разделов программы бедны и не систематизированы, им трудно планировать свою деятельность без помощи учителя. Умственно отсталым учащимся сложно выполнить задание, пользуясь письменной инструкцией. Таким образом, наблюдается значительный разрыв между уровнем подготовленности выпускников вспомогательной школы и требованиями, представляемыми к ним современной жизнью. Для выявления трудностей при изучении теоретических разделов программы и владении общетрудовыми навыками, можно взять такие сложные темы для умственно отсталых учащихся, как «Материаловедение» и «Построение чертежа швейного изделия», а также задания на выявление умений учащихся составлять план работы, опираясь на образец изделия и письменные инструкции. По теме «Материаловедение» следует выполнить следующие задания: 1.Назвать основные группы тканей и рассказать о сырье для получения; 2.Самостоятельно охарактеризовать физико-механические и технологические свойства каждой группы тканей; 3.Разложить образцы тканей по основным группам. Беседа строится так, чтобы ученица самостоятельно пришла к следующему выводу: для пошива различных по назначению изделий требуются различные по качеству ткани. В результате беседы, в ходе которой приходится пользоваться наводящими вопросами, могут быть названы основные виды тканей (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые, синтетические). Затем ученицы рассказывают о сырье, из которого получают ткани. При перечислении механических и технологических свойств тканей следует оказывать помощь, указывая основные свойства тканей (прочность, растяженность, гигроскопичность, устойчивость к нагреванию, а также осыпаемость и сминаемость). При раскладке образцов по группам оказываются знакомыми: хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые. А льняные и синтетические вызывают затруднения. Слабо усваивают учащиеся знания об источниках сырья для получения тканей. Так о получении хлопчатобумажного и шерстяного волокон знают почти все, а вот о льняных тканях могут рассказать только один-два ученика. О сырье получения синтетических тканей знания отсутствуют . При характеристике свойств групп тканей, ни одна из опрошенных учениц не дала самостоятельного развернутого ответа. Практически все высказывания строились по побуждающим и наводящим вопросам. По теме «Построение чертежа швейного изделия» были предложены следующие задания: 1. На чертеже юбки указать основные детали, назвать контурные линии. Рассказать, по каким параметрам ученица различила переднюю и заднюю часть юбки. Ответить на вопрос, почему чертеж строится на половину фигуры; 2. Рассказать о порядке снятия мерок, необходимых для построения чертежа, и объяснить на каком участке значения этих мерок используется; 3. Разложить в нужной последовательности карточки, на которых представлены этапы построения чертежа юбки. Первое задание обнаруживает умение учениц соотнести основные детали чертежа с реальной человеческой фигурой. Второе задание требовало умения соотнести размеры и параметры чертежа. Целью последнего задания было, выяснить понимание необходимой последовательности операций. Ответы детей были неполные, учащиеся были вынуждены заменять слова жестами. Не владели необходимой терминологией. Несмотря на достаточно высокое качество правильных ответов по ряду мерок, в целом знания о снятии мерок можно считать несформированным. Причина в том, что у них нет четкого представления о строении человеческого тела, человеческой фигуры, они не могут разделить ее при помощи воображаемых линий (вертикальное членение, горизонтальное членение). Очевидно, в восприятии большинства умственно отсталых школьников человеческая фигура – некоторое атмосферное целое, лишенное четкой системы координат. Последняя серия заданий имела целью исследовать у умственно отсталых учащихся умение планировать свою деятельность и пользоваться инструкцией при выполнении практического задания. 1. Предполагалось разложить карточки в соответствии с последовательностью обработки; 2. Затем ученицам следовало в нужной последовательности разложить технические рисунки, изображающие этапы работы; 3. Наконец, предлагались образцы, доведенные до той или другой степени готовности которые надо было разложить в определенной последовательности. С помощью этих заданий выявлялась степень сформированности у умственно отсталых учащихся планировать свою деятельность, а также пользоваться затем составленным планом-инструкцией в своей практической работе. Все учащиеся правильно определили детали юбки, но устно составить план работы не смогли. Анализ наблюдений показал, что работа с текстом, письменной инструкцией представляет значительные трудности для умственно отсталых учащихся. Сказались известные трудности чтения и понимание прочитанного, характерные для умственно отсталых учащихся. То, что учащиеся не смогли устно составить план работы с опорой на образец, в большинстве своем не справились с составлением текстовой инструкционной карты, несформированности одного из основных обще трудовых умений. Причины этих трудностей кроются как в особенностях восприятия учебного материала, характерных для умственно отсталых учащихся, так и в не разработанности методик преподавания конкретных тем. Учет этого может повысить уровень трудовой подготовленности умственно отсталых учеников, что в дальнейшем облегчит их вступление в самостоятельную жизнь. Список литературы: 1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 2.Щукина Д.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. M.,1991 г. 3.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника., М.2000. 4Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. 1992г. №4 . 5.Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. М., МГПИ,2003. | |
Просмотров: 703 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|