Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Статья. ТЕМА: «Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников».
Формирование речи у умственно отсталого ребенка резко отстает от нормы, это касается и ее коммуникативной функции. Школьники с нарушением интеллекта без специального обучения оказываются слабо подготовленными к общению с окружающими.
Работа по формированию у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования ложится полностью на учителя, и прежде всего на учителя русского языка и чтения. Коммуникативная направленность обучения умственно отсталых учащихся должна стать одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков русского языка и чтения.
Признание коммуникативной направленности ведущим принципом обучения русскому языку в специальной коррекционной школе требует перестройки всей системы работы с учащимися на учебных предметах этого цикла. В основу данной системы должна быть заложена логика развития речевой деятельности учащихся. В качестве основного учебного предмета для экспериментальной работы были выбраны уроки литературного чтения. Именно эти уроки создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками через изучаемый текст произведения. Не случай один из ведущих методистов нашего времени – Е.Н. Ильин говорил, что вопросы на уроках литературы нельзя задавать, ими надо общаться.
На уроках необходимо использовать приемы, которые позволили бы пробудить интерес учеников к тексту, побудить их высказаться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Естественно, что в пределах урока можно говорить о работе только над учебными диалогами. Однако уже они формируют ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам прежде всего относятся:
- проявление интереса к беседе;
- обеспечение внимания к собеседнику;
- умения;
- вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
- строить речь грамматически правильно, придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Совершенствование устной речи и ее коммуникативной функции имеет целью повышение уровня общего развития учеников. Большое значение имеет выработка у умственно отсталых детей умения спрашивать, отвечать, выслушивать разъяснения, указания, советы. Главное направление усилий при этом должно быть сосредоточено на создании у старшеклассников необходимости в общении, на побуждении к обмену и впечатлениями на основе все более усложняющейся различного рода выполняемой ими деятельности.
Побуждение к речи может быть усилено не только характером задания, но и эмоциональными моментами. Речь ученика во время уроков обусловлена главным образом требованиями учителя. Но побудительными могут быть эмоции, связанные с учебными интересами, со стремлением ребенка хорошо ответить и заслужить одобрение учителя. На уроках русского языка и литературного чтения учитель имеет возможность использовать такие, например, задания для речевого развития учащихся:
- постановка проблемных вопросов, ответ на которые потребовал бы от учащихся развернутого высказывания и подбора доказательств, подтверждающих правильность суждения;
- включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
- использование специальных речевых опорных схем в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;
- подготовка учащимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалогов типа: ученик-ученик, ученик-учитель;
- самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным выяснением их значения;
- организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные ( по внешней видимости) участники.
Рассмотрим использование данной методики на пример произведения В.Г. Короленко в 8 классе специальной коррекционной школы.
На протяжении нескольких уроков, на которых изучалось произведение, практиковались задания, вызывавшие класс на дискуссию с учителем, на диалог с ним, способствовавшие не только развитию коммуникативной функции речи учащихся, но и способности умственно отсталого ребенка доказывать и отстаивать свою точку зрения. Классу задается вопрос, учитель предлагал свой вариант ответа на него, а учащиеся либо соглашались с высказанным мнением, либо опровергали его. Пример такого вида работы:
1.О чем стал задумываться Максим? Как вы думаете, почему он решил все изменить? Я думаю, что Максиму просто надоело «нянчить» Петра. Согласитесь со мной или оспорьте мою точку зрения. Свой ответ начните словами: «Я согласен с вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра…» или «Я не согласен с Вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра…»
2. Как вы считаете, легко ли было Петру общаться с приглашенной Максимом молодежью? Я считаю, что нелегко. Согласны вы или не согласны со мной? Докажите свою точку зрения. Начните ответ так (образцы ответов, как и сам вопрос, лексика которого используется при ответе, записываются на доске): «Да, я согласен с Вами, что Петру было нелегко общаться с молодежью, приглашенной Максимом, потому что…» или «Нет, я не согласен с Вами, что Петру было нелегко общаться с молодежью, приглашенной Максимом, потому что…»
Школьники охотно вступают в диалог с учителем, опровергают умышленно неверную точку зрения, пытаются доказать свою правоту или же соглашаются с точкой зрения учителя, дополняя ее своими суждениями.
- Я не согласен с Вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра, Максим любил Петра, и он не мог ему надоесть. Максим хотел, чтобы Петр узнал обо всем, что делается на свете.
- Да, я согласен с Вами, что Петру было нелегко общаться с молодежью, потому что он не знал этих людей, стеснялся своей слепоты.
Зная по опыту работы о том, как трудно умственно отсталому школьнику дать грамматически верно построенный ответ, в помощь учащимся на доске записывался вопрос и предлагалась примерная схема построения ответа, например:
-« Как протекала жизнь в усадьбе?» Ответ начни с использования слов, которые есть в вопросе: «Жизнь в усадьбе протекала следующим образом…»
Это позволяло учащимся более свободно и правильно отвечать на задаваемые вопросы. Школьники, особенно слабоуспевающие, охотно принимают такую помощь, многим она просто необходима.
Интересным и полезным является прием, когда учащимся предлагается задание: прочитать 8-ую главу и самостоятельно составить несколько вопросов к ней. На уроке ребята должны были выступить со своими вопросами, задавая их классу. Основная масса вопросов, предложенных детьми, носила информационный характер или же не была существенной для понимания смысла данного текста, например: «Когда молодые люди вернулись?» (Через две недели.); «Как говорил студент?» (Пылко.) и т.п. Лишь немногие ребята смогли задать смысловые вопросы к тексту, такие, например, как «Чего испугалась Эвелина?», «О чем думала Эвелина в своих мечтах?»
Аналогичные задания по составлению вопросов к прочитанному тексту можно давать и на уроке, используя для этого небольшую по объему главу или часть произведения. Для выполнения задания дети объединяются в пары. Пару составляют слабый и сильный ученики, при этом ученик с лучшими коммуникативными возможностями ведет за собой товарища, помогая ему, подталкивая к ответу. В другом случае пара состоит примерно из равных по коммуникативным способностям учеников. Учитель должен заострять внимание учеников на необходимости продумывать вопросы, которые начинались бы со слов «почему», «зачем» и т.д. Подготовленные таким образом вопросы служат основой для проведения диалога.
Научить умственно отсталого ребенка, самостоятельно прочитав текст, осознать его, проанализировать, составить несколько вопросов к тексту, да еще и выступить в роли учителя, построив диалог с классом. Эта работа под силу далеко не каждому учащемуся специальной коррекционной школы. Но пытаться проводить работу в этом направлении, нацеливать учащихся на такие задания, требовать и добиваться хотя бы минимума просто необходимо.
Важна для умственно отсталых учащихся работа над новыми для них словами и выражениями. Например, спросить детей, как они понимаю фразу: «Петр вырос как тепличный цветок». Далеко не все учащиеся могут правильно истолковать смысл этого сравнения. Основная часть детей начнет рассказывать о том, как растут цветы в теплице, совершенно не понимая, что выражение дано в переносном смысле.
Продолжая работу по пополнению словарного запаса учащихся, можно практиковать такое задание, как самостоятельное нахождение в тексте слов, не понятных или не знакомых им. Школьникам предлагалось узнать их значение у товарища, сообщить, что сказал товарищ, обсудить с классом, прав он или нет и почему. Такое задание вызывает живой интерес у учащихся, заставляет их думать, сомневаться, рассуждать, вспоминать, догадываться, строить диалог с товарищем.
Не менее значимо умение учащихся предполагать развитие дальнейших событий в произведении, обмениваться мнением по этому поводу, доказывать, что одни предположения реальны, а другие нет. Так. Перед прочтением последней главы ребятам можно предложить ответить на вопросы: «Как вы думаете, чем закончится эта история? Как сложатся судьбы героев?»
Подводя итоги, необходимо отметить, что в работе над развитием коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников на уроках литературного чтения надо учитывать следующее:
- на протяжении всего урока важно предлагать задания и вопросы, которые побуждали бы учащихся вступать в диалог друг с другом;
- работая с диалогом, следует постоянно расширять его смысловую программу, увязывать ее с читаемым текстом;
- ситуации, в которых возникает диалог «учитель-ученик» или «ученик-ученик», должны иметь достаточный эмоциональный заряд, поддерживающий интерес к заданию до самого его завершения;
- в процессе работы по развитию коммуникативных навыков учащихся важно совершенствовать грамматическое оформление их высказываний.
Проводимая таким образом целенаправленная, планомерная и систематическая работа по развитию коммуникативной функции речи дает положительные результаты. Следует также отметить и тот факт, что постоянное обращение к тексту при выполнении заданий содействует развитию техники чтения, и в первую очередь такого его вида, как чтение про себя.



Список используемой литературы:
1. Алексеев Н.А. Личносто-ориентированное обучение в школе – Ростов н.Д: Феникс, 2006. – 332 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – м.: Педагогика 1999. 192 с.
3. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение, 1999.
5. Т.П. Чаплышкина, А.М. Садвакасова Русская словесность. Алматы. 2005.6
6. Галицких К.Г. Готовимся к уроку литературы. Литература., 1998, №8 с. 10
7. Коломинский Я.И. Межличностное взаимодействие на уроке. Сельская школа, 2004, №5
Категория: Особые дети | Добавил: scorpi (2014-11-20) | Автор: Сулейманова Алла Борисовна E
Просмотров: 1062 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru