Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Введение. Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. В наш век научно-технического процесса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать математические задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, привить любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, воображение. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений. РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ. 1. В детях надо пробуждать любовь к чтению. 2. Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать. 3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально. 4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребенка. 5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путем индивидуального чтения перед всем классом. 6. Домашнее задание должно быть с творческом характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки. 7. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы учащихся. 8. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами. 9. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины. 10. Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ 1. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА (куда входит работа над артикуляцией) Гласные :А, О, У, Ы, И, Э. Сочетания :А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О. Согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С. Согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА. Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением. 2. «ФОТОГЛАЗ» За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем слово, которое произносит ведущий. Например: урок город Перемена лес Школа дорога Книга красивый Ручка богатство Учитель автомобиль 3.НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО. - Береза, цветы, осина, опушка, трава, портфель. -Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка. Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами. Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. 3. ЧТЕНИЕ «СПРИНТ» Упражнения по совершенствованию техники чтения по системе И.Г. Пальченко. Многократное чтение одного предложения, оно осуществляется в таком порядке: 1-раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов; 2- раз – повторное чтение без учителя; 3 – раз – плавное, слитное чтение слов; 4 – раз – чтение в темпе разговорной речи; 5 – раз предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове. 6 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки. 4. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ (методика профессора И.Т. Федоренко) На доске пишется 6 предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. После написания всех 6 предложений предлагается учащимся проверить написанное. 5. ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ. ( развивает поле зрения). Работа выполняется за 10 секунд. У каждого ученика карточки, в каждую клеточку вписаны цифры от1 до 10 и от 1 до 20 ( 1 класс) и от 1 до 25 ( 2-3 класс). В работе с таблицами используется памятка: 1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом. 2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком. РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. 1.ВАЖНА НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧИСТОТА ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами , а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. 2 ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. 3.ЕЖЕУРОЧНЫЕ ПЯТИМИНУТКИ ЧТЕНИЯ. У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ. 1. ПОМОГИ СЛОВУ НАЙТИ ПОСЛЕДНЮЮ БУКВУ. Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начало слов и их последние буквы. СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и читает получившееся слово. 1. СЛОГ ИЛИ СЛОВО. Описание игры: учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее причитать написанное и выписать в тетрадь только слова. Запись на доске: сад, мак, рот, сон, шум, кро, луч, шки, нит. 2. ПОЙМАЙ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО. Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его или обводит кружочком. Например: ЛИСА липа, лиса, лира, киса ЛАК лук, лак, лик, мак, рак ЛАПА липа, лапа, папа, лиса 3. СЛОВО ИЛИ НЕ СЛОВО? Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом. Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на нец словом или бессмысленным набором слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат «Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом. 4. ДЕЖУРНАЯ БУКВА. Описание игры: учитель показывает букву, дети хором произносят ее. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подает сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слов на заданную букву. 5. НАЙДИ СЛОВО. Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен как можно быстрее найти названное учителем слово. 6. ПОДБЕРИ СЛОВА. Оборудование: карточки слов. Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов. БАНТ ВЫСОКОЕ РЕКА СИНИЙ КНИГА ГЛУБОКАЯ ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ Вызванный к доске ученик составляет пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево. 7. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв ( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом ( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось в сравнении с первым. 8. НАЙДЕМ ОШИБКУ. Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голоса животные, названия действий перепутаны: «Корова лает»,»Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и т.п. Вызванный ученик исправляет ошибку в предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик. 9. ЧИТАТЕЛЬ МОЛНИЯ. Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске. Список использованной литературы. 1. В.В. Васильева Занимательное азбуковедение. – М., 2001. 2. Н.Н. Максимук. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.ВАКО. 3. Е.Н. Потапова Радость познания. М., 2007. 4. З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов Мир родной речи. М.,Знание, 1999. 5. Е.И. Галицких Готовимся к уроку чтения. Литература., 1998. №8, с.10 6. И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, №3, с. 115-117. | |
Просмотров: 739 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|