Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро¬сы, связанные с подготовкой подраста¬ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос¬ти являются чрезвычайно важными. Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Одним из путей решения данной задачи является включение активных методов в процесс обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркивают исследователи В. Оконь, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно [1]. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии. Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Учителю специальной школы необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение необходимо осуществлять так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. Только в этом случае ученики учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию. Также необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность. Актуальность метода проектов в современной специальной педагогике и его широкое применение (на логопедических занятиях, уроках трудового обучения, русского языка) обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры поведения, что способствует в целом успешной социальной адаптации выпускников вспомогательной школы. Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы- интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, возможно применение метода проектов во вспомогательной школе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у умственно отсталых школьников информационной компетенции. А именно, как научить (использовать эти умения в жизни после окончания школы): поиску информации, умению извлекать необходимую информацию, выделять главное, находить связи, усваивать информацию в виде новых знаний. В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу вести целенаправленно, планомерно, соблюдая педагогические условия применения педагогической технологии, то положительных результатов можно добиться. Познавательные интересы умственно отсталых детей отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности в процессе обучения пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо обязательно учитывать психофизические особенности и способности школьников. В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков технологии, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной активности умственно отсталых учащихся. Основная задача вспомогательной школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности. Доказано, что для взрослых творческий процесс - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей - это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс. Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка. Исследования учёных показали, что дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушение работы всех психических функций, и, как следствие этого, низкий уровень развития познавательной деятельности. Анализ имеющихся исследований личности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у них накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоциональные и эстетические впечатления могут стимулировать их заниматься творчеством. Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладают уроки технологии, так как на этих занятиях происходит их всестороннее развитие. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают а уроках технологии воедино, органично связаны друг с другом, перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки. Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности. Введение в процесс образования на уроках технологии во вспомогательной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин. Метод проекта во вспомогательной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. В своей работе мы используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта совместно с учащимися собирается вся необходимая информация, осваиваются основные операции по изготовлению данного изделия. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. В результате диагностического эксперимента можно сделать следующие выводы: 1) оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса. В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные. Поэтому шкале «Оригинальность» естественно больших изменений не обнаружено, но все же мы увидели изменения, касающиеся элементов нестандартности. Если в первом срезе в основном преобладали обычные сюжеты - буква, очки, лицо человека, яблоко, шар, волны и т.д. То во втором срезе сюда добавились рисунки, менее связанные с предметами окружающего пространства – ракета, бытовая техника, корабль и т.д.; 2) при анализе шкалы «Сопротивление замыканию» при первом срезе фигуры в большинстве замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания. Во втором срезе стали встречать задания, при которых решение превосходит простое замыкание фигуры. Умственно отсталые дети стали быстро замыкать фигуру, и после дополнять ее деталями снаружи; 3) по шкале «Разработанность» в некоторой степени обнаружились изменения в сторону дополнения деталей. Умственно отсталые учащиеся стали больше добавлять вариантов деталей. На наш взгляд этому способствовали уроки технологии «Швейное дело», т.к. на них происходила целенаправленная и постоянная стимуляция развития инициативности и элементов необычного и непривычного для детей приукрашивания и декорирования одежды или аксессуаров; 4) гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы. В то же время, были обнаружены изменения в шкале «гибкость» у школьников с интеллектуальными нарушениями после проведенного эксперимента, в отличие от контрольной группы; 5) в течение урока в целом у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса. В то же время, дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству. Таким образом, после проведенного формирующего эксперимента по развитию творческих способностей на уроках технологии с элементами проектной деятельности, дети в экспериментальной группе в большей степени улучшили свои показатели по параметрам творческих способностей. По показателям гибкости, беглости и оригинальности мышления произошли незначительные сдвиги в сторону увеличении показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой до и после формирующего эксперимента. Естественно, что данные показатели, если их сравнивать с нормами для обычных детей сильно отличаются. Однако, в нашем случае, они могут являться показателем динамики изменений в творческих способностях детей с умственной отсталостью после реализации программы. Поставленная в начале исследования гипотеза о том, что применение элементов проектной деятельности на уроках технологии «швейное дело» во вспомогательной школе будет способствовать развитию творческих способностей детей, в целом подтвердилась. Полученные экспериментальные результаты могут в косвенной форме свидетельствовать об эффективности применения элементов проектной деятельности на уроках технологии «Швейное дело» в развитии творческих способностей детей. Результатом исследования мы можем определить также следующее. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны. При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса. Лучшие работы ежегодно отмечаются грамотами за участие в выставке творчества и декоративно-прикладного искусства. С творческими проектами моих учениц можно ознакомиться по этой ссылке - http://24.kz/ru/tv-projects/people-news/item/5539-narodnye-novosti-40-let-umu-i-soobrazitelnosti . Информация также представлена в публикации городской газеты «Арна» за выпуском 06.03.2014г. - статья: Похвальная инициатива и в публикации городской газеты «Наше дело» за выпуском 06.03.2014г. статья: Экосумка. К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; , вышитые крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама. Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы. Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны: - получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях; - приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения); - духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил); - профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в профессиональных колледжах); - приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности. Значение такой формы организации труда во вспомогательной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда. Список использованной литературы 1 Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика,1991. – 520 с. 2 Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт. – М.: Когито-Центр, 2009. - 216 с. 3 Тихомирова Т. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. Тихомирова. – С.???: Институт психологии РАН, 2010. – 232 с. 4 Маслоу. А. Про креативность / А.Маслоу // http://www.sunhome.ru/psychology/1679 5 Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Попов В. – М.: Педагогика, 2012. – 20 с. 6 Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 7 Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя / А.И. Астахов. - М.: Просвещение, 1996. – 628 с. 8 Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин. - М.: Просвещение, 1996. – 444 с. 9 Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И. Кирнос. – М.: ЭКСМО, 1992. – 172 с. 10 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 210 с. 11 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 2001. – 412 с. 12 Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 2005. - 525 с. 13 Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. М.: ООО «ИГЛ «РОН»», 2000. – 168 с. 14 Грузенберг С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. – Минск: Гардарики, 2005. – 600 с. 15 Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази. - М.: Педагогика, 1992. - 318 с. 16 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - М.-Томск: Барс: Изд-во Томского ун-та, 1997. - 391 с. 17 Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. - №2. - С. 101 - 106 18 Иванова Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. -№1. – С.76 - 87 19 Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - №2. – С. 3-10 | |
Просмотров: 1711 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|