Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Статья. Особенности организации проектной деятельности в специальной школе для детей с нарушением интеллектуального развития
Активные формы обучения являются для современной специальной школы актуальными и перспек¬тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требования¬ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуаль¬ной недостаточностью или с недостат¬ком учебной мотивации);
- между уровнем развития речи уча¬щихся (как правило, низким) и высоки¬ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией учащих¬ся к учению и значительными ожидани¬ями со стороны общества;
- между отсутствием осознания неко¬торыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлек¬сией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьез¬ной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от-дельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель¬зя. Необходим индивидуальный и диф¬ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь¬зован при обучении детей с разными воз-можностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо¬дить не только учителя, но и сами дети.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ¬ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле¬чение учащихся в активную деятель¬ность, оптимальное сочетание различ¬ных форм работы. И конечно, продук-тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио¬нальной и высоконравственной позиции самого учителя.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно от¬носятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде¬лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее моти¬вы, как правило, отличаются примитив¬ной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недоста¬точно (или вообще не вызывает) поло¬жительных эмоций.
Приступая к использованию элемен¬тов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных ти¬пологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):
- школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
- учащиеся с преимущественными на¬рушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
- учащиеся с преимущественным на¬рушением исполнительной стороны тру¬довой деятельности
- школьники с преимущественным на¬рушением энергетической стороны тру¬довой деятельности;
- учащиеся с одновременным наруше¬нием двух-трех сторон трудовой деятельности.
Для комплексного решения задач тех¬нологического обучения активно ис¬пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных технологиче¬ских проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про¬цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обус-ловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво¬им интересам, которая соответствует их способностям и в то же время форми¬рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко¬водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре¬тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи¬ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче¬том интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен¬тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче¬ния учащиеся достигают осознания соб¬ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Преподавателю необходимо учиты¬вать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре¬ди которых наиболее существенными являются следующие:
-подготовленность учащихся к дан¬ному виду деятельности;
-интерес школьников к проблеме;
-практическая направленность и зна¬чимость проекта;
-практическая осуществимость про¬екта.
Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
-возможность применения получен¬ных знаний, умений и навыков;
-соответствие учебной задачи инди¬видуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
-соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо¬ваниям;
- обеспечение безопасных условий труда;
-использование образовательных ре¬сурсов школы и социума, учреждений ----дополнительного образования, произ¬водственных структур;
-применение природных материалов и отходов производства;
-рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите¬ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче¬тов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго¬товленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обес¬печением и оформлением, что позволя¬ет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Методика проектного обучения не за¬висит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.
Работа начинается с определения сфе¬ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада¬чи (темы) проекта.
Далее следуют сбор, изучение и обра¬ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва¬риантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.
После определения ведущей идеи ре¬шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо¬ты материалами, инструментом и обору¬дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон¬троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления прово¬дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига¬ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.
Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением адми¬нистрации, учителей, родителей, кото¬рые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одно-классников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструк¬ции и технологии проекта.
Таким образом, создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанных на активной деятельности уча¬щихся в тесном сотрудничестве с учите¬лем, создается благодаря факторам:
- формированию и развитию позна¬вательного интереса, активизации по¬знавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу¬ацию успеха; бессмысленно и безнрав¬ственно заставлять детей обучаться тру¬ду, если они не осознали его значимос¬ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про¬фессионально-трудовой деятельности учащихся; дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;
- использованию методов, активизи¬рующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст¬ва, проговаривание и заучивание техни¬ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль¬но грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Таким образом, анализ литературы позволил определить продуктивность применения проект¬ного метода, что обусловлено следующим:
- технологичностью: при последова¬тельном выполнении предлагаемых за¬даний по принципу «от простого к слож¬ному», «от конкретного к абстрактно¬му», обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективнос¬тью уроков;
- развитием речевых навыков учащих¬ся, в том числе в неподготовленной ре¬чевой ситуации;
- развитием и поддержанием интере¬са к предмету;
- практическим применением приоб¬ретенных знаний, умений, навыков в но¬вых ситуациях;
- развитием коммуникативных навы¬ков учащихся;
- созданием благоприятного мораль¬но-психологического климата, доброже¬лательной атмосферы во взаимодейст¬вии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения поз¬воляют избежать шаблонности в препо-давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес¬сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориен¬тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса позна¬ния, а учитель выполняет функции ор-ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обу¬чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб¬но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз¬можность разнообразить формы прове¬дения занятий, стимулировать творчест¬во и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совер¬шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове¬дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учени¬ки приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Список использованной литературы:
1 Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития / Б.И. Пинский. – М., Педагогика, 2005. – 198 с.
2 Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: «Вентана-Граф», 2003. – 38 с.
3 Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.В. Калинников // Дефектология. – 1998. - №3. – С. 17-21
4 Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика,1991. – 520 с.
5 Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин. - М.: Просвещение, 1996. – 444 с.
6 Басманова В. Защита проекта - экзамен по технологии / В.Басманова // Школа и производство. - 2005. - №4. - С. 6
7 Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. - 2005. - №7. – С. 17 - 21
8 Кузнецова Л.И., Переслени Л.И. Основы специальной психологии / Л.И. Кузнецова, Л.И. Переслени. – М.: Академия, 2002. – 540 с.
9 Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001. – 412 с.
Категория: Особые дети | Добавил: scorpi (2014-12-10) | Автор: Моронцева Лена Михайловна E
Просмотров: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 12:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru