Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Активные формы обучения являются для современной специальной школы актуальными и перспек¬тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих: - между программными требования¬ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуаль¬ной недостаточностью или с недостат¬ком учебной мотивации); - между уровнем развития речи уча¬щихся (как правило, низким) и высоки¬ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом; - между низкой мотивацией учащих¬ся к учению и значительными ожидани¬ями со стороны общества; - между отсутствием осознания неко¬торыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлек¬сией и объективными трудностями таких «проблемных» детей. Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьез¬ной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от-дельным направлениям деятельности. Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель¬зя. Необходим индивидуальный и диф¬ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь¬зован при обучении детей с разными воз-можностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо¬дить не только учителя, но и сами дети. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ¬ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле¬чение учащихся в активную деятель¬ность, оптимальное сочетание различ¬ных форм работы. И конечно, продук-тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио¬нальной и высоконравственной позиции самого учителя. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно от¬носятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде¬лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее моти¬вы, как правило, отличаются примитив¬ной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недоста¬точно (или вообще не вызывает) поло¬жительных эмоций. Приступая к использованию элемен¬тов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных ти¬пологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова): - школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход; - учащиеся с преимущественными на¬рушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе); - учащиеся с преимущественным на¬рушением исполнительной стороны тру¬довой деятельности - школьники с преимущественным на¬рушением энергетической стороны тру¬довой деятельности; - учащиеся с одновременным наруше¬нием двух-трех сторон трудовой деятельности. Для комплексного решения задач тех¬нологического обучения активно ис¬пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных технологиче¬ских проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про¬цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обус-ловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво¬им интересам, которая соответствует их способностям и в то же время форми¬рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко¬водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре¬тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач. Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи¬ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче¬том интересов учащихся. На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен¬тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче¬ния учащиеся достигают осознания соб¬ственных возможностей в проектно-технологической деятельности. Преподавателю необходимо учиты¬вать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре¬ди которых наиболее существенными являются следующие: -подготовленность учащихся к дан¬ному виду деятельности; -интерес школьников к проблеме; -практическая направленность и зна¬чимость проекта; -практическая осуществимость про¬екта. Существенными условиями учебной проектной деятельности являются: -возможность применения получен¬ных знаний, умений и навыков; -соответствие учебной задачи инди¬видуальным возможностям учащихся; - наличие необходимых материально-технических средств; -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо¬ваниям; - обеспечение безопасных условий труда; -использование образовательных ре¬сурсов школы и социума, учреждений ----дополнительного образования, произ¬водственных структур; -применение природных материалов и отходов производства; -рациональное планирование и оформление учебного комплекса. Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите¬ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче¬тов учащихся, выставку лучших изделий. Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго¬товленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обес¬печением и оформлением, что позволя¬ет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Методика проектного обучения не за¬висит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации. Работа начинается с определения сфе¬ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада¬чи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обра¬ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва¬риантов решения задачи (желательно нескольких). Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи ре¬шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем). Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо¬ты материалами, инструментом и обору¬дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон¬троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок. По завершении изготовления прово¬дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига¬ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации. Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением адми¬нистрации, учителей, родителей, кото¬рые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одно-классников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструк¬ции и технологии проекта. Таким образом, создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанных на активной деятельности уча¬щихся в тесном сотрудничестве с учите¬лем, создается благодаря факторам: - формированию и развитию позна¬вательного интереса, активизации по¬знавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу¬ацию успеха; бессмысленно и безнрав¬ственно заставлять детей обучаться тру¬ду, если они не осознали его значимос¬ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности); - сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом; - созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про¬фессионально-трудовой деятельности учащихся; дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении; - использованию методов, активизи¬рующих учебный процесс; - использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст¬ва, проговаривание и заучивание техни¬ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль¬но грамматически оформленной речи; - неразрывному единству обучения и воспитания. Таким образом, анализ литературы позволил определить продуктивность применения проект¬ного метода, что обусловлено следующим: - технологичностью: при последова¬тельном выполнении предлагаемых за¬даний по принципу «от простого к слож¬ному», «от конкретного к абстрактно¬му», обязательно достигается желаемый результат; - достаточно высокой эффективнос¬тью уроков; - развитием речевых навыков учащих¬ся, в том числе в неподготовленной ре¬чевой ситуации; - развитием и поддержанием интере¬са к предмету; - практическим применением приоб¬ретенных знаний, умений, навыков в но¬вых ситуациях; - развитием коммуникативных навы¬ков учащихся; - созданием благоприятного мораль¬но-психологического климата, доброже¬лательной атмосферы во взаимодейст¬вии преподавателя и учащихся. Проектные обучения поз¬воляют избежать шаблонности в препо-давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес¬сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориен¬тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса позна¬ния, а учитель выполняет функции ор-ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся. Проектный метод обу¬чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб¬но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз¬можность разнообразить формы прове¬дения занятий, стимулировать творчест¬во и развить мотивационную сферу школьников. Метод проектов формирует и совер¬шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове¬дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учени¬ки приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Список использованной литературы: 1 Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития / Б.И. Пинский. – М., Педагогика, 2005. – 198 с. 2 Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: «Вентана-Граф», 2003. – 38 с. 3 Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.В. Калинников // Дефектология. – 1998. - №3. – С. 17-21 4 Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика,1991. – 520 с. 5 Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин. - М.: Просвещение, 1996. – 444 с. 6 Басманова В. Защита проекта - экзамен по технологии / В.Басманова // Школа и производство. - 2005. - №4. - С. 6 7 Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. - 2005. - №7. – С. 17 - 21 8 Кузнецова Л.И., Переслени Л.И. Основы специальной психологии / Л.И. Кузнецова, Л.И. Переслени. – М.: Академия, 2002. – 540 с. 9 Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001. – 412 с. | |
Просмотров: 974 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|