Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Благодаря воображению человек мысленно может представить то, что никогда в таком виде не воспринимал (не видел, не слышал и т.д.) Воображение – психический процесс создания образа предмета путём преобразования реальности. Воображение позволяет взрослому воссоздать результат деятельности ещё до её начала, прокрутить в уме предстоящее событие. А ребёнку – представить себя во время игры лётчиком, моряком, учителем. Воображаемый результат деятельности является её целью. А способ достижения этой цели – программой деятельности. Таким образом, воображение играет ведущую роль в управлении деятельностью и поведением человека. Однако за воображением нужен контроль, иначе человек начинает смешивать реальное и воображаемое. Этим, в частности, отличаются дети, которые, говоря неправду, принимают её за реальность. Виды воображения. По способам активности: 1.Произвольное 2.Непроизвольное (сновидения, бред, галлюцинации, гипнотические образы и др.) По результатам: 1.Воссоздающее 2.Творческое По видам деятельности: 1.Художественное 2.Техническое 3.Музыкальное и др. Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. По мере развития ребёнка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок, рассказов. Может наблюдаться большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазёров. Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребёнок, испытывающий трудности в реальной жизни, может уйти в воображаемый мир: придумать отца, которого нет; наладить отношения со сверстниками при полном отсутствии друзей и т.п. Воображение даёт временную возможность расслабиться, освободиться от напряжения для того, чтобы продолжить жить в реальном мире. Однако хотелось бы обратить большее внимание на развитие такого сложного психического процесса, как воображение у умственно отсталых детей. Воображение умственно отсталых детей изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представление, память, речь, мышление, ведь оно участвует во всех видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Воображение обеспечивает адекватное поведение в той или иной жизненной ситуации, а значит, способствует социальной адаптации, что особенно важно для умственно отсталых детей, у которых ограничены возможности самостоятельной ориентации. Педагог должен в своей практической работе находить и совершенствовать приёмы, обогащающие, развивающие, активизирующие воображение детей. Важно всегда помнить о том, что воображение тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Причём эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. Для того чтобы ребёнку понять предложенную ему задачу, ситуацию, он должен прежде всего её представить, вообразить. Если это текст, то за словесным описанием надо «увидеть» образ; если это рисунок, картина, чертёж, схема, то надо понять внутреннюю, содержательную роль каждого элемента изображения. Школьник должен уметь достраивать, перекомбинировать предложенный ему материал и создавать новые образцы-решения. Обучая приёмам воображения, мы совершенствуем все психические процессы. Чем более развитым окажется воображение ребёнка, тем легче ему будет решать задачи, требующие как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления. Вот почему рассматривая воображение как одно из средств коррекции всех психических процессов умственно отсталых школьников, считаю, что работа должна осуществляться во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Следует отметить, что в психологической и педагогической литературе есть, специальные исследования воображения детей, раскрывающих различные проблемы воображения умственно отсталых школьников (М.М.Нудельман, Е.Г.Речицкая, В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Е.А.Екжанова, С.К.Сиволапов, Е.А.Медведева, Н.П.Павлова, Ж.И.Шиф и др.). Я использовала некоторые материалы названных выше авторов и приведу ряд упражнений, игровых заданий, апробированных в несколько изменённом виде в работе с умственно отсталыми детьми. Занятия по моим наблюдениям, дают результат, и мне хотелось эти упражнения предложить вашему вниманию. Очень важно определить, когда, в какой момент включить эту работу в процесс коррекционно-развивающих занятий. Нельзя её превращать в формальную тренировку. Она должна наполнять всю жизнь ребёнка, но вместе с тем носить непринуждённый характер, возникая как бы неожиданно, в связи с той или иной ситуацией. Например, вы с детьми оказались в лесу. Сколько возможностей у вас для пробуждения детской фантазии! «На что похожа эта засохшая веточка, а этот сучок?» и т.д. Тут может быть много предположений, но кому-то из ребят не приходит в голову ничего. Значит, позже, на уроке, надо показать ребёнку те или иные предметы или их изображения, что поможет вызвать у него ассоциации и пробудить его воображение. Важнейшее условие для развития всех психических процессов – это обогащение представлений детей и пробуждение интереса к окружающему. В этом отношении в природе можно найти богатый материал, который удобно использовать для развития всех познавательных процессов, наблюдательности и способности увидеть в отдельных деталях целостный образ, что окажется полезным в ходе дальнейшей деятельности ребёнка. Хорошо зная возможности и индивидуальные особенности каждого ученика , сами определите, какими приёмами целесообразнее осуществлять коррекционное воздействие. В одних случаях это будет фронтальная работа с учётом учебного предмета и изучаемой темы; в других случаях потребуется индивидуальные занятия с учащимися. Приведу некоторые примеры. №1. «Зашумленные буквы». Оборудование: таблицы с изображением, включающим элементы разных букв. Направленность задания: развитие зрительного восприятия, актуализация образов памяти. Ш Ш Г Т Л И Е П В В Р О Ф Ь З С Процедура проведения. Перед ребёнком кладут поочередно карточки и просят написать (назвать) буквы, которые «спрятались». Эти изображения можно предложить всему классу, включив соревновательный элемент («Кто назовёт больше букв?») или дав индивидуально каждому карточку, на которой он должен написать увиденные буквы. Подобные игровые задания можно включать на уроках письма, развития речи, во внеурочное время как развлекательное упражнение. №2. «Собери картинку». Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, деревья, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица). Направленность задания: актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки. Процедура проведения. Перед ребёнком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картину, а затем «сочинить» рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего «творчество» детей получает оценку. Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета (история, география, биология) и темы урока. №3. «Найди эту пирамиду». Оборудование: детская игрушка - пирамида из четырёх колец и чертежи, изображающие три пирамиды, из которых одна искомая. Направленность задания: развитие пространственных представлений на уроках математики, геометрии. Процедура проведения. Перед ребёнком – собранная пирамида и чертежи. Ему следует, внимательно посмотрев на пирамиду, найти её изображение. №4. «Узнай, что хотел нарисовать художник». Оборудование: четыре картинки с изображением элементов рисунка. Направленность задания: развитие целостного восприятия, активизация образов памяти. Процедура проведения. Перед ребёнком поочередно кладут картинки с недорисованными элементами и просят сказать, что хотел нарисовать художник, после чего предлагают дорисовать картинку. Подобные задания можно включать в урок рисования либо в иные уроки, предлагая соответствующий материал, например элементы рисунка горы на географии, цветка или животного – на биологии. №5. «Сочини историю» (рассказ, сказку). Оборудование: даны опорные знаки (схематические изображения). Направленность задания: развитие имеющихся представлений наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные зависимости, использовать помощь (в виде наглядных схематических опор), логично высказываться. Процедура проведения . Перед ребёнком кладут рисунки и предлагают «сочинить» рассказ. Можно проводить на разных уроках как фронтально, так и индивидуально. №6. «Составить рассказ» (в основе методика ТАТ) Оборудование: картина с изображением некоторой ситуации (из школьной или семейной жизни). Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспринимать сюжет в целом, логично излагать воспринятое и давать ему эмоциональную оценку. Процедура проведения. Перед ребёнком кладут картинки и просят её рассмотреть. Инструкция: «Составь рассказ по этой картинке, но обязательно расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет потом». Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения, развития речи. Это задание может иметь другой вариант: ребёнка просят нарисовать начало (1-ю картинку) и конец рассказа (3-ю картинку). Можно проводить фронтально. №7. «Нарисуй словами». Оборудование: текст рассказа или сказки. Направленность задания: активизация образных представлений, обогащение словарного запаса, развитие образного и словесно-логического мышления, стимуляция фантазии. Процедура проведения . Выразительно читается текст, после чего детей спрашивают, о чём шла речь. Затем даётся инструкция: «Выбери, что тебе больше всего понравилось, и «нарисуй» словами». Проводится на уроках чтения, развития речи. №8. «Наши ручки рассказывают». Оборудование: звуковоспроизводящая техника, музыкальные записи. Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов памяти, формирование музыкального восприятия, развитие эмоционального адекватного реагирования, развитие пластичности движений. Процедура проведения . Детям предлагают под музыку делать то, о чём говорит учитель. Дети при этом имитируют различные звуки (крики птиц, животных и т.п.). С помощью разнообразных движений рук, ног, тела создают предлагаемые образы. Например: «Птички полетели быстро-быстро. Устали и сели на веточку» (сначала взмахи рук быстрые, затем движения замедляются, дети садятся). Можно разыграть мимическую сценку под музыку и текст знакомого литературного произведения. Например, читать детям отрывок из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина о зиме: « Пришла (дети делают плавные движения руками и становятся в круг), рассыпалась (дети, делая плавные взмахи руками, приседают); клоками повисла на суках дубов…» и т.д. Эти занятия лучше проводить фронтально на уроках ритмики, музыкальных занятиях. №9. «Собери картину из предлагаемых фигур» Оборудование: вырезанные разного цвета и формы фигуры, среди которых есть те, которые нужны, и те, которые не понадобятся (прямоугольник коричневого цвета, трапеция красного цвета, желтый полумесяц, три одинакового размера круга – жёлтого, зеленого, синего цвета; четыре одинакового размера треугольника, из которых три – зелёного и один черного цвета; две полоски разной толщины – коричневого цвета; два разного размера полукруга коричневого и красного цвета; две фигуры птиц и две фигуры – контуры белки); текст: Дети пошли на прогулку в парк. Перед ними стояли две ели. Под ёлочками они сразу нашли грибы. Светило яркое солнце, летали птицы. Вдруг дети увидели белочку. Они очень обрадовались. Процедура проведения. Направленность задания: активизация внимания, имеющегося опыта, образов памяти и представлений, совершенствование пространственных отношений, операции сравнения, развитие связной речи. Процедура проведения . Перед детьми раскладывают фигуры – «заместители» разных предметов и объясняют, что каждая фигурка заменяет тот или иной предмет, упоминаемый в рассказе, и что есть фигуры, о которых не будет речи в рассказе. Затем даётся инструкция: «Внимательно слушайте то, что я буду читать, и выкладывайте фигурки, которые заменяют ёлочку, солнышко, белочку, грибок, птичку. У вас получится картинка, и вы о ней расскажете». Занятие можно проводить фронтально на уроках развития речи, математики и др. №10. «Волшебное дерево». Оборудование: листы нелинованной бумаги и цветные карандаши. Направленность задания: активизация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций. Процедура проведения . Детям предлагают нарисовать волшебное дерево, которое может быть не похожим ни на какие известные им деревья, а на веточках могут быть разные Предлагать задание можно как фронтальное на уроках рисования. №11. «Волшебные пятна» (в основе тест Г.Роршаха) Оборудование: 2-3 «пятна» синего и красного цвета, каждое на отдельном листе. Краски, кисточки. Направленность задания: актуализация запаса общих сведений об окружающем, активизация представлений, образов памяти, восприятия элементов предмета или целого, восприятия цвета, побуждение эмоционального реагирования на причудливую форму или цвет, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения. Процедура проведения . Перед детьми поочередно кладут листы, на них пятна, в которых, дав волю воображению, можно увидеть много разных образов. Ставится вопрос: «Сто это может быть? На что это похоже?». Детей просят дорисовать пятно, чтобы получилось изображение того, что он вообразил. №12. «Рисуем вместе». Оборудование: большой лист (2м. х 1,6 м.) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося) Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы. Могут быть два варианта задания: 1-й – все работают над одним рисунком; 2 -й – дети работают парами по собственному замыслу. Процедура проведения Предлагаем детям нарисовать вместе картину «Игры в школьном дворе». Подробно объясняем, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершении работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано. Можно самим создать аналогичные с учётом возраста и уровня развития учащихся. Главное – работа должна быть систематической и целенаправленной. Важно помнить, что любое задание на воображение способствует совершенствованию функций, с которыми оно взаимосвязано. Совместная работа детей, коллективная оценка результатов работы каждого способствует также и формированию таких качеств личности, как адекватные самооценка и уровень притязаний. | |
Просмотров: 938 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|