Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Музапарова К.А. (логопед) Нарушения звукопроизношения у детей. Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения звукопроизношения бывают разных видов: • при нормальном слухе и сохранном состоянии центральной нервной системы (дислалия); • при нарушенном слухе (дислалия у людей со сниженным слухом); • при нормальном слухе и органической недостаточности функционирования центральной нервной системы (дизартрия); • полное отсутствие звуков в речи или их крайне непонятное, даже близким людям, произношение из-за грубых нарушений со стороны центральной нервной системы (анартрия). Нарушения произношения звуков проявляются у детей в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены.Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительной стороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему. На самом деле, нарушения звукопроизношения потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже - ограничить в выборе профессии. Для того чтобы это предотвратить есть обязательные профессиональные осмотры при поступлении в детский сад и школу. Взрослым людям тоже крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Нарушенное звукопроизношение нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни. Так, например, человек желающий быть диктором на телевидении обязательно должен говорить правильно и красиво. Как же проявляются нарушения звукопроизношения? При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушения эти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л). У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка». При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и произношение гласных, а также дыхание и выразительность речи. Кроме того, дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более сложной работы по их устранению. При анартрии, поскольку звуков в речи практически нет, на первое место выступает неврологическая симптоматика: слюнотечение, нарушение подвижности губ и языка, гипомимичность лица, нарушенное дыхание и т.д. Причины нарушений звукопроизношения очень разнообразны, и от их правильного определения зависит успешность устранения этих нарушений. Причинами возникновения дислалий могут быть: • дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы); • неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»); • подражание неправильной речи; • двуязычие в семье; • снижение физиологического слуха. Дизартрию и анартрию вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека: • внутриутробные поражения плода; • родовые травмы (например, асфиксия); • несовместимость матери и плода по резус-фактору; • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты); • детский церебральный паралич (ДЦП); • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма. Нарушения звукопроизношения, даже самые серьёзные, - это, практически всегда устранимые дефекты. Почему же так много взрослых людей говорят, неправильно произнося целый ряд звуков русского языка? Самое главное в исправлении нарушений звукопроизношения, как уже говорилось выше, - это правильное определение причины нарушения. Очевидно, что каждой причине должен соответствовать конкретный способ коррекции. Если исправлять нарушенное произношение у человека, страдающего дизартрией, используя методы коррекции дислалий, эффект будет незначительный или его не будет совсем. Понятно, что человек может разочароваться и махнуть рукой на свою проблему, продолжая испытывать от неё неудобства. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит врач и назначает медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный и своевременный характер. Литература. 1. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994. 2. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1989. Источник: http://Литература. 1. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1 | |
Просмотров: 1052 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|