Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Автор: Макулбаева Н.Д., учитель казахского языка КГУ «Вспомогательная школа-интернат» г.Семей Универсально эффективных и неэффективных технологий не существует. Все технологии имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий и времени я их стараюсь сочетать. Например, работая по модульной технологии Жанпеисовой я использую и игровую технологию Тихомирова, и разноуровневую технологию Воронковой-Караева, и американскую технологию по развитию критического мышления через чтение и письмо. Игровая технология является одним из эффективных приемов обучения казахскому языку и находит все более широкое применение, как на уроке, так и во внеклассной работе. Игра заставляет учеников волноваться и переживать, а это позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. А интерес является стимулом к овладению языком. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе. Игра – это эмоции, а там, где эмоции там активность, внимание и мышление. Игры при изучении казахского языка используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Игры и игровые моменты применяются на уроке не только при ознакомлении и закреплении лексического и грамматического материала, но и как одна из форм контроля. Являясь наглядным смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность. Языковые игры можно разделить на: 1. Лексические игры. 2. Грамматические игры. 3. Фонетические игры. 4. Игры для обучения чтению. 5. Игры для обучения аудированию. 6. Смешанные игры. 7. Коммуникативные игры. 8. Развивающие игры. Использование игры в младших классах помогает в той или иной ситуации снять ряд трудностей, связанных с речевым недоразвитием умственно-отсталых детей, с недостатками мыслительной деятельности. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками вспомогательной школы, должны быть дозированы. В противном случае игра становится для него утомительной, либо вообще недоступной. Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач: - созданию психологической готовности детей к речевому общению - обеспечению естественной необходимости многократного повторения - тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта. Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся к казахскому языку. Я ищу такие подходы, методы обучения казахскому языку, которые бы сделали урок качественным, эффективным, и в то же время привлекательным и интересным. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевые игры я использую в основном в среднем звене и в старших классах. Они играют особую роль в закреплении навыков и умений, способствуют развитию интереса к казахскому языку, позволяют учащимся чувствовать себя раскованно, непринужденно, проявить творчество и фантазию при исполнении роли. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ученикам говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной игре ученики-лидеры захватывают инициативу, а в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным участником речевого общения. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению казахского языка. После изучения блока «Туған жерім» («Родная земля») можно провести игру «Гид и туристы». После изучения блока «Семья» можно провести игру «Именины». Вот где нужны и можно будет использовать изученные диалоги и монологи. Ролевые игры требуют большой подготовительной работы учителя и желающих участвовать в ролевых играх много. В ролевых играх учащиеся осваивают язык, учатся передавать характер персонажа, учатся выступать перед аудиторией, и самое главное, вызывает интерес к казахскому языку, появляется мотивация к освоению языка. Литература 1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» М., 1991г. 2. Морозов Н.Г. «Формирование познавательного интереса у аномальных детей» М., 1969г. 3. Учительская газета «Игра, как наука» 2005г. 4. Казахский язык и литература. Журнал 2007г. | |
Просмотров: 1313 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|