Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

занятие по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе
Тема: Цветы

Задачи:
1) образовательные:
- обобщение и систематизация знаний по данной теме;
- активизация и обогащение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов);
- совершенствование элементарных математических
представлений (решение и изменение условия задачи);
- совершенствование умения фонетического анализа;
- закрепление усвоения в речи предлогов;
- формирование чёткого произношения (скороговорка);
- совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что);
- совершенствование слоговой структуры слова;
- употребление в речи сравнительных оборотов;
- совершенствование подбора однородных прилагательных к существительным;
2) развивающие:
- развитие мышления, речевого слуха, диалогической речи, тонкой моторики, координации речи с движением, общих речевых и навыков (стихи), связной речи, речевого творчества, способности рассуждать делать самостоятельные выводы.
3)воспитательные:
- воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе, чувства красоты окружающего мира.
Оборудование: запись музыки, игрушки (росинка, бабочка, пчела, медведь, мяч), корзина с искусственными цветами, деревья, цветы напольные, плакаты с заданиями: три ромашки (образование родственных слов), «Футбол», «Поле чудес», клумба «Странные цветы», маски-шапочки «цветы», доска, мел, указка, ваза.

1. Орг. момент, под музыку Э. Грига «Утро»

Стоят деньки погожие Пришла пора весенняя
На праздники похожие, Пришла пора цветения
А в небе — солнце теплое, И значит настроение
Веселое и доброе У всех людей весеннее

- Ребята, что значит «весеннее настроение», как вы это понимаете? (Радостное, потому что всё цветет, природа оживает.)
А когда вы слушали музыку Э. Грига «Утро», что вы себе представили? (Тихо вокруг, спокойно, солнышко восходит, всё начинает вокруг просыпаться.) Изобразим восход солнца: руки медленно поднимаем, потом потянули их вверх и в стороны, как будто лучи брызнули на землю. Наступило утро! Пожелаем нашим гостям доброго утра (добро е утро!)

II. А теперь скажите мне, что такое «красота»? Что бывает красивым? (Это то, что вызывает восхищение, что очень нравиться, чем любуешься; красивыми бывают звезды, горы, одежда, люди, их поступки, времена года и мн. др.)
А что значит «Весна красна цветами?» (Весна красивая цветами). А хотите такую красоту подарить гостям? (Да) Тогда я предлагаю вам поиграть в путешествие: отправиться за цветами на природу. И первоначально мы пойдем туда, куда подскажет задание «Какой цветок лишний и почему?
• подснежник, тюльпан, мак, ирис. Что лишнее? (Подснежник, потому что он дикорастущий, остальные садовые). Правильно! А где он растет? Построились за мной и…

*Лес весенний в гости ждет,
Отправляемся в поход. (шаг марша)
Вот ручей впереди
Его надо перейти. (показ рукой)
На носочки мы встаем
И по досочке идем. (ходьба на носках, руки в стороны)
С ножку на ножку
Поскачем по дорожке. (подскоки)
Дальше шагаем
Ноги поднимаем. (марш шага)
Вот мы и в лесу: «Птички поют,
Деревья цветут...»
Дети находят игрушку: Кто это?
- Это росинка, она родилась рано утром вместе с другими росинками на листке подорожника. Все её братья и сёстры остались ждать тёплых солнечных лучей, а она скатилась на дорожку. Ей захотелось узнать: есть ли на свете слова, похожие друг на друга так же, как и они? Поможем ей? Где в природе растут цветы? (Цветы растут в лесу, в парке, саду, на лугу...) Вот к этим словам: лес, луг, сад — мы будем подбирать похожие слова.
*На каком цветке гадают
лепесточки обрывают? (на ромашке)
В чашечке цветка написано главное слово, а продолжение его родственных слов напишем на лепестках.
- Назовите слова, произошедшие от слов: 1) лес, 2) сад, 3)луг
лес сад луг
лесок садик лужок
лесной сады луга
лесовичок садовый лужайка
лесник садовник луговой
леса садовод (сложное слово сад, разводить)
(Выполнение задания и похвала детей)

Росинка: Спасибо, ребята! А ещё я не могу решить одну задачу. Вот послушайте её. Наступил январь. Сначала расцвели три подснежника, потом ещё четыре. Сколько подснежников расцвело? (ответы)
- Не расстраивайся росинка, ведь ты не знаешь что такое зима. А кто исправит в задаче то, что является неправильным? (ответ)
Молодцы! Нам пора, какие цветы будем собирать в лесу, на его опушке? (медуницы, ландыши, ветреницы, иван-чай, колокольчики)
Росинка: Постойте, ребята!
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
- Прислушаемся к совету росинки? (Да)

Чтобы двигаться дальше нужно снова угадать
«Какой цветок лишний и почему?»
Роза, ромашка, одуванчик, пион (дикорастущий и весенний, а остальные садовые и летние)

Отправляемся на луг: Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (шаг марша)
В поле бабочки летают
Крылья пестрые мелькают (махи руками)
1, 2, 3, 4 — полетели, закружили.
а) дидактическая игра «Футбол»
Как хорошо на лугу! Поиграем в футбол? Кто быстрее и точнее забьёт в ворота гол мячами: С, 3, Ш, Ж.
(Выполнение задания и похвала детей)
б) Дидактическая игра «Поле чудес»
Ой, пчёлка прилетела! Ребята, угадайте, что говорит пчела, встречаясь с цветком: «Здравствуй, мой. . . Это слово спрятано на доске. Вы называете любую букву, я её открываю, если она здесь есть. Подумайте, как пчела может назвать цветок? (выполнение задания)
- А почему пчела называет цветок сладким? (Цветок сладкий, потому что она собирает с него нектар) Правильно, умницы!
Дайте характеристику этим звукам (выполнение задания).
в) Слова-предлоги
А как пчела неустанно трудится, вы можете рассказать, вставляя пропущенные слова — предлоги?
(Выполнение задания и похвала детей)
г) Скороговорка
Собрала пчёлка нектар, переработала его и получился душистый мёд. Кто попросит его быстро? Мам, мёду б нам.(3 раза) Молодцы!
(Пчела в руке «летает и жужжит»: ж-ж-ж)
- Ребята, послушайте, что прожужжала мне пчела: «Любой цветок, выросший на лугу, связан с другими обитателями луга. Он здесь дома. Ему здесь хорошо. К нему прилетают кормиться бабочки и пчёлы. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в землю и на этом месте вырастают новые растения. Если мы сорвём цветок, то от него семян не будет, и таких цветов будет всё меньше и меньше»
И, правда, лесные и луговые лучше не рвать. Они плохо стоят в воде, быстро вянут и погибают. Лучше сделаем букет из садовых. Здесь недалеко, побежали.
*Я по травке на лугу
В красных тапочках бегу (бег по кругу)
А трава хорошая,
Ну-ка, тапки сброшу я! (махи ногами)
Ой, трава щекочется (чешут колени)
Мне смеяться хочется! (лёжа на спине болтают
ногами в воздухе)
Вот мы и в саду. Какие странные цветы растут на клумбе! Исправьте их название: КАМ, АРОЗ, СИИР, САРАТ, ЗАБУНЕДКА, МАРОШКА, ЛОКОКОЛЬЧИК. Какие цветы садовые? (ответы)
Скажи слово (те же): 1) по звукам 2) по слогам
Это же сад цветочницы-волшебницы из сказки «Снежная королева». У неё круглый год в саду растут разные цветы небывалой красоты.

Д/игра «Комплименты» (Комплименты — это когда говорят добрые слова) Угадайте эти цветы и расскажите, какие они.
* Есть в саду у нас цветы
Небывалой красоты.
Хоть цветочки и не ёлки
Есть на них шипы-иголки. (роза -раушан)
Роза (какая?) — красная, пышная, прекрасная, садовая, летняя, колючая, ароматная, гордая, любимая, шипастая.

*Он под снегом пробирался,
Он искал себе пути,
Он нисколько не боялся
Слишком рано расцвести! (подснежник - бәйшешек)
Подснежник (какой?) — нежный, выносливый, тонкий, первый, голубой, сильный, лесной, весенний.

*Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок
Смотрит в небо ... (василек-көккекiре)
Василек (какой?) — синий, полевой, летний, лекарственный, душистый, скромный.

*Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облетела голова. (одуванчик — бақбақ)
Одуванчик (какой?) — желтый, легкий, пушистый, белый, луговой, светолюбивый, лекарственный, золотистый, весенний.

*Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи (ромашка — түймедақ)
Ромашка (какая?) — кудрявая, белая, садовая, светолюбивая, милая, летняя, полевая, лекарственная.

*Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной (ландыш — iнжiр гүлi)
Ландыш (какой?) — белый, благоухающий, нежный, чистый, ядовитый, лесной, лекарственный, душистый, весенний, тенелюбивый.

*То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречается с тобой
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон (колокольчик — қоңыраугүл)
Колокольчик (какой?) — лесной, голубой, нежный, летний.

Молодцы!
Сколько хороших слов вы знаете о цветах!
Соберём букет из этих цветов? Ой, бабочка летает. Мы сразу и не заметили
её среди цветов. Что она шепчет крылышками?
«Не рви цветов, не надо
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада
Они так красят сад!»

- А я знаю, кто нам может помочь! Это медвежонок, его зовут Сравнилка,
«В корзине у Сравнилки сравнений миллион,
сравнит вам что угодно и с чем угодно он»

Медвежонок очень внимательный, поэтому увидел, что «мухомор длинный,
как зонтик», «бабочка яркая, как цветок». А с чем вы сравните цветы,
которые он принес в корзинке? Если вы удачно ответите ему: «Какой цветок
вам нравится и почему», то он их нам даст.
Ответы:
1) Мне понравился подснежник, потому что он первый, как разведчик.
2) Мне понравился одуванчик, потому что он золотистый, как солнышко.
З) Мне понравился ландыш, потому что он чистый, как снег.
4) Мне понравилась роза, потому что она пышная, как королева.
5) Мне понравилась ромашка, потому что она милая, как невеста.
6) Мне понравился колокольчик, потому что он нежный, как звонок
7) Мне понравилась гвоздика, потому что алая, как пламя.

А давайте, отблагодарим Сравнилку: подарим ему историю про цветы, которую сочиним сами. Вы будете её придумывать, а я рисовать. Начинайте по одному (выполнение задания).
Какая интересная история получилась! Молодцы ребята!
Нам пора возвращаться, закройте глаза, сейчас я произнесу простые, но волшебные слова: «1, 2, 3, 4- вот и дома мы». А вот и ваза для наших цветов.
-Ребята, так что такое красота? Расскажите нам, пожалуйста!
(дети читают стихи)

1) Живёт повсюду красота,
Живёт нигде — нибудь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.

2) Живёт на свете красота -
В любом цветке, в любой травинке.
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочках листа.

3) Живёт на свете красота —
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.

4) Живёт на свете красота —
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.

Итог занятия:
Логопед: Пусть приносит радость вам
красивый букет,
Ведь впитали цветы эти,
теплый солнечный свет,
И звёзд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту!
Наше занятие окончено.
Категория: Особые дети | Добавил: saule6578 (2015-02-07) | Автор: Сауле E
Просмотров: 894 | Теги: творческая разработка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru