Тема: Дифференциация Р-Л Цели: Образовательные: • Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. • Способствовать развитию фонематического восприятия. • Познакомить со звуками Р-Л как звонкими согласными. • Учить различать звуки по твёрдости- мягкости. • Дифференциация Р-Л в слогах, словах и предложениях. • Совершенствовать навык чтения и письма слов и предложений. • Обогащение и активизация словаря. • Развитие лексико-грамматического строя речи. • Развитие связной речи. Коррекционно- развивающие: • Коррекция и развитие внимания, памяти, различных форм мышления (наглядно- действенное, наглядно- образное, словесно логическое) Воспитательные: • Воспитание патриотизма, любви к родной земле. • Воспитание личностных качеств, умения работать в коллективе. • Воспитание интереса к предмету. Оборудование: Звуковая мозаика, изображение Тулпара, игрушка верблюжонка, картины с изображением степи, пустыни, гор, карта Казахстана, цветные карандаши, зеркала, индивидуальные тетради, карточки с заданиями. Ход занятия. 1.Ритуал начала: Кружочек: Встанем вместе, встанем в круг Ты мой друг и я твой друг Крепко ладошку к ладошке прижмем И с пожеланий день свой начнем: Я желаю вам удачи, и здоровья, и добра. Мы хотим, чтоб на планете Никто не плакал никогда. Пусть нам солнце ярче светит, Мы хотим большими стать, Будем счастливы на свете, Много, много будем знать. А гостям мы пожелаем С пользой время провести. Интересное увидеть И с собою увезти. Садимся на свои места. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать. 2.Мобилизующий этап: • Наш урок мы начнем как всегда с коврика для артикуляционной гимнастики. Внимательно слушаем слова. Рак- назовите последний звук, работа- назовите третий звук, радуга- назовите согласный в третьем слоге, лак- назовите последний звук, лоза- назовите глухой согласный в первом слоге. Коврики получились очень красивые, можно делать гимнастику для язычка. Мы с веселым язычком Дружно, весело живем. Рано просыпаемся И солнцу улыбаемся 1,2,3,4,5- губки можно отпускать. Приведем себя в порядок, Зубки нам почистить надо. Сделаем себе прическу. Где же новая расческа? Вот и завтракать пора, Все на кухню детвора. Тесто быстро заведем, Пирогов мы напечем. Пироги все хороши, Мы наелись от души Рот вареньем замарали Быстро губки облизали. Вот и чайник закипает, Чай душистый предлагает. Чай мы в кружечку нальем, Подуем, чтоб остыл и пьём. После завтрака немножко Поиграем на гармошке. Язычок вверх поднимаем, Ротик шире открываем. Теперь ротик закрываем, Язычок не отпускаем. 1,2,3,4,5- будем долго мы играть. Мы играли на гармошке И услышала нас кошка. На нас сердится опять Что не взяли поиграть. Навестим теперь лошадку, Ей дадим мы шоколадку. Вот на ней бы покататься, В дали дальние умчаться. 3.Формулирование темы и цели занятия: • Ребята, давайте вспомним слова, которые помогли нам сделать коврик для артикуляционной гимнастики. • Рак, работа, радуга, лак, лоза, ласка. • Назовите звуки, при помощи которых эти слова можно разделить на 2 группы. • Это звуки Р и Л. • Сформулируйте тему сегодняшнего урока. • Тема сегодняшнего урока: дифференциация Р-Л • Напомните мне , что обозначает слово дифференциация? • Дифференциация- это различение. • Отталкиваясь от темы сегодняшнего урока сформулируйте цель урока. • Цель нашего урока учиться различать звуки Р-Л и буквы, которые их обозначают. • Да, ребята сегодня звуки Р и Л у нас дежурные и весь урок будут с нами работать. Давайте откроем наши тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. 4. Изучение нового материала. • Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей, но мы ждем еще одного гостя. А вот кого вы узнаете, если расшифруете слово. • Дети работают по индивидуальным карточкам. Нужно расшифровать и записать слово. • Какое слово получилось? • Получилось слово Тулпар. • Посмотрите какой он красивый. Вы знаете, кто такой Тулпар? • Тулпар- это небесный конь. Он как птица, обладает крыльями и может в одно мгновение перенести нас куда угодно. • А вы встречали где-нибудь упоминание о Тулпаре? • В сказках. Тулпар спутник батыров. Он всегда помогал своим хозяевам мудрым советом. • А еще крылатые кони изображены на Гербе Казахстана. У небесных коней и их родственников, коней обычных, много заслуг перед людьми. Конь в степи- первый помощник и друг человека. • Произнесите слово Тулпар, выделяя в нем последний звук. Назовите последний звук в слове. • Это звук Р • Произнесите звук Р перед зеркалом. Расскажите как располагаются органы речи при его произнесении. • В каком положении находятся губы? • Губы растянуты. • В каком положении находятся зубы? • Зубы сближены. • В каком положении находится язык? • Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует. • Давайте поднесем ладонь ко рту и произнесем звук Р. Вы почувствуете как посередине языка идет воздушная струя. • Произнесите звук Р еще раз. Определите как проходит звук при его произнесении, свободно или встречает преграду. • Воздух встречает преграду. • Если воздух встречает преграду значит какой звук Р гласный или согласный? • Звук Р согласный. • Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Р еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко? • Если горлышко дрожит значит какой звук Р- звонкий или глухой? • Звук Р- звонкий. • Как произносится звук Р в слове Тулпар твердо или мягко? • Звук Р в слове Тулпар произносится твердо. • Придумайте слово где звук Р произносится мягко. • Дайте полную характеристику звука Р • Звук Р согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. • Произнесите слово Тулпар выделяя 3 звук. • Какой 3 звук в слове Тулпар? • В слове Тулпар 3 звук Л • Произнесите звук Л перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении. • В каком положении находятся губы? • Губы в улыбке. • В каком положении находятся зубы? • Зубы сближены. • В каком положении находится язык? • Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам. • Произнесите звук Л еще раз. Определите как проходит воздух при его произнесении. Свободно или встречает преграду? • Воздух встречает преграду. • Если воздух встречает преграду значит какой звук Л гласный или согласный? • Звук Л согласный. • Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Л еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко? • Если горлышко дрожит значит какой звук Л- звонкий или глухой? • Звук Л- звонкий. • Как произносится звук Л в слове Тулпар твердо или мягко? • Звук Л в слове Тулпар произносится твердо. • Придумайте слово где звук Л произносится мягко. • Дайте полную характеристику звука Л • Звук Л согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. • Давайте вспомним все о звуках Р и Л и заполним таблицу. • Ребята, наш Тулпар небесный конь, он летает среди звезд, отдыхает тоже среди звезд. Мы в с вами тоже отдохнем среди звезд. (У детей в руках резиновые звездочки, которые загораются, если их сжать в руке) Звездочку в руках сожму Как мерцает погляжу Высоко подкину вверх И словлю быстрее всех. Снова звездочку сожму Чтоб она погасла. И на парту положу До следующего раза. • Наши звездочки погасли, а у Тулпара на небе звезды зажигаются. Давайте прочитаем, что говорит нам первая звездочка. • ВСЕ ЗЕМЛИ ХОРОШИ, А СВОЯ ТАК ЛУЧШЕ ВСЕХ! • Почему мы так говорим? • Потому что самая лучшая земля- это родина, место где ты родился. Здесь всё знакомое, родное, дорогое, здесь живут близкие люди. • Вспомните, какую пословицу вы учили на уроке казахского языка. • Тұған жер - алтын бесік. Родная земля- золотая колыбель. • Тулпар приглашает нас совершить путешествие по нашей Родине. • Как называется страна, в которой мы живем? • Страна, в которой мы живем называется Республика Казахстан. • Назовите столицу Республики Казахстан. • Столица Республики Казахстан- город Астана. • Кто является главою нашей страны? • Глава страны – Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. • Как называется наш родной город? • Наш город называется Абай. • В честь кого был назван наш город? • Наш город был назван в честь великого поэта и просветителя Абая. • Путешествие нам предстоит непростое. Страна наша огромная, но у нас есть хорошие помощники звуки Р и Л и наш крылатый Тулпар. • Прежде чем отправиться в путь мы должны заполнить наши волшебные билеты. А помогут нам в этом наши дежурные звуки Р и Л. Слушаем только эти звуки. 5. Закрепление темы: Графический диктант: • Казахская народная мудрость гласит: Если шестеро врозь, лежащее во рту теряют; если четверо заодно, улетевшее в небо достают. Как вы объясните эту народную мудрость, почему так говорят? • Правильно, если люди врозь, то даже самое простое дело им не по силам, а если вместе, то любое самое трудное дело по плечу. И мы с вами дружно преодолеем все препятствия на нашем пути. А теперь внимательно слушаем и определяем есть ли в словах наши дежурные звуки, если есть записываем, если нет ставим прочерк. А теперь проверим и исправим ошибки. • Итак, отправляемся в путь. Тулпар нам поможет. Произносим волшебные слова. Закрываем мы глаза Ожидаем чудеса Ты неси нас конь крылатый Неизвестному мы рады 1,2,3,4,5 глазки можно открывать. • Первая остановка в степи. Казахстан- это страна степей. Не горы и долины, не леса и озера, а степь здесь самая главная. Она занимает одну пятую территории республики. Степь это главная хлебная житница нашей страны. На её полях выращивается главное достояние республики- пшеница. Прочитаем народную мудрость на второй звездочке: Самая святая пища- хле…Чтобы правильно записать слово хлеб, какое правило нам надо вспомнить? В конце слова без сомненья Происходит оглушение. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй. Зуб на зубы, лёд на льды Будешь грамотным и ты! • Подберите проверочное слово к слову хлеб. • Хлеб- хлеба. • Чтобы взять на память колосок с хлебного поля нужно выполнить задание. • Прочитайте внимательно сочетания слов, давайте вставим пропущенные буквы и подберем проверочное слово. Сладкий пиро… Крутой обры… Прозрачный лё… Весёлый хорово… Деревянный сто… • Прочитайте и запомните полученные словосочетания. А теперь запишите словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. Подчеркнуть в словах дежурные буквы Р и Л. Р- одной чертой, Л- двумя чертами. Обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки. • Мы с армии побывали в степи и теперь наш путь лежит в горы. Прочитаем народную мудрость на третьей звёздочке: «Вершину одолеет идущий». Перед тяжелым подъёмом в горы мы с вами немного отдохнём. Пальчиковая гимнастика. Тара-тара-тарах Раскатился гром в горах, Прогремел над чёрной тучей, Прорычал над чёрной кручей. Пусть в горах грохочет гром, Всё равно гулять пойдём! • Отправляемся в горы. Наш верный друг Тулпар нам поможет. Произнесём волшебные слова. Закрываем мы глаза, Ожидаем чудеса. Ты неси нас конь крылатый. Неизвестному мы рады. 1,2,3,4,5 глазки можно открывать. • Казахстан- это страна гор. Горы занимают значительную часть нашей страны. Мы сейчас находимся на самой высокой горе Казахстана- пике Хан- Тенгри. Её высота составляет 6 695 метров над уровнем моря. Эта гора названа в честь верховного бога древних тюрков, который отвечал за небо. Пик Хан- Тенгри всегда покрыт снегом. На его вершине день и ночь дуют свирепые ветры. Не боитесь подниматься на такую высоту? Альпинистского снаряжения у нас нет поэтому попробуем построить дорогу до вершины горы. Для этого нам нужно выполнить следующее задание, из которого вы узнаете какие растения можно увидеть в горах Казахстана, каких животных и птиц. • Прочитайте и запишите на красной дорожке слова, обозначающие животных, на синей дорожке слова, обозначающие птиц, на зеленой дорожке слова, обозначающие растения. Подчеркните синим цветом слова с твердыми звуками Р и Л и зеленым цветом слова с мягкими звуками Р* и Л*. Кто выполнит задание может начинать строительство дороги. • Даются слова: ковыль, горный козел, филин, боярышник, бурый медведь, лиса,берёза, альпийская галка, барс, ель, кедровая сосна, волк, эдельвейс, альпийская ромашка. • Вот мы и добрались до вершины пика Хан- Тенгри. Отсюда можно увидеть три страны- на родной Казахстан и соседние государства Кыргызстан и Китай. И отсюда хорошо видна пустыня Кызылкум, куда лежит дальнейший путь. Произнесем волшебные слова: Закрываем мы глаза, Ожидаем чудеса. Ты неси нас конь крылатый. Неизвестному мы рады. 1,2,3,4,5 глазки можно открывать. • Казахстан –это страна пустынь. Они занимают больше половины его территории. Мы сейчас находимся с вами в самой большой пустыне Кызылкум или Красные пески. Вы знаете что- нибудь о пустынях? • (обобщить ответы детей) В пустынях нет воды и летом сильная жара. Многие думают что пустыня- безжизненна. Это так и не так. Там, где в округе одни пески и нет поблизости колодцев или родников, в самую жару жизнь замирает. Но там, где вода- жизнь бурлит. Даже маленького дождика достаточно, чтобы мгновенно похорошела пустыня. Растения, животные, птицы и насекомые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Они научились экономно использовать воду. Животные пустыни чаще всего ведут ночной образ жизни или впадают в летнюю спячку. • Вы можете взять на память цветки пустыни, только чтобы оживить их, нужно опустить цветы в воду. Попробуем? (Цветы сделаны из тонкой цветной бумаги, лепестки загибаются пополам, в воде цветы распускают свои лепестки). Посмотрите, внутри каждого цветка буква. Попробуйте составить из этих букв слово. Какое слово получилось? • Получилось слово верблюд. • Правильно, а вот и он, верблюд- корабль пустыни. Он привез нам рассказ о себе. Но от жары все предложения рассыпались, перепутались, а наши дежурные буквы вообще засыпало песком. Вы должны будете восстановить засыпанные буквы и сложить из данных предложений рассказ. ВЕРБЛЮДЫ. Ве…б…юды неутомимые животные, п…еодо..евают тысячи ки…омет…ов в пустынях. …етом в пустыне жа…ко и сухо. Пить хочется, а воды нет. Воду ве…б…юды носят с собой. Обнаружив водопой, они выпивают за один раз более 60 …ит…ов воды. В го…бах ве…б…юдов соде…жится запас жи…а. Жи… -это вода и еда однов…еменно. Б…агода…я такому запасу они могут сове…шать д…ите…ьные пе…еходы по пустыне. • Читаем рассказ. • Здесь в пустыне Кызылкум мы и закончим наше сегодняшнее путешествие, попрощаемся с верблюдом и вместе с нашим Тулпаром отправимся домой в родной город Абай. Произнесем волшебные слова: Закрываем мы глаза, Ожидаем чудеса. Ты неси нас конь крылатый. Неизвестному мы рады. 1,2,3,4,5 глазки можно открывать. Итог занятия. • Вот, ребята, мы с вами и дома. Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? • Что нового вы сегодня узнали? • Какие звуки вам сегодня помогали? • Что общего у звуков Р и Л? • Чем отличаются звуки Р и Л? • Наш сегодняшний помощник Тулпар прощается с нами. Он дарит вам на память волшебный сундучок. В этом сундучке находятся фрукты, в названиях которых есть дежурные звуки. Подкрепитесь после долгого путешествия.
|