Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
«Преодоление общего недоразвития речи 1 уровня у детей дошкольного возраста». "Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому". Свою деятельность в качестве учителя- логопеда я начала в 2007 году в Кабинете психолого-педагогической коррекции Зеленовского района. И через некоторое время сделала для себя вывод: логопедическое занятие – это не урок, это некоторое действо. И, чтобы оно захватило ребенка, я должна наполнить его занимательным смыслом. Размышляя над этим, изучала разную литературу. Анализ литературы показывал, что компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в КППК. Но вместе с приобретенным компьютером передо мной встает вопрос: «А как его применять в работе?». Специальные обучающие программы в кабинеты поставляются достаточно редко. Выходом из такого положения может стать создание слайдов и презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития детей – логопатов. Меня особенно привлекает то, что игру можно анимировать, сделать ее живой, а значит, близкой и понятной для ребенка. А это поможет разнообразить коррекционную работу, сделать ее для ребенка и педагога - логопеда, интересной, насыщенной, плодотворной. Сравнительный анализ результативности коррекционной работы за период с 2008 по 2014 учебные годы показывает, что использование современных образовательных технологий в коррекционной работе способствует повышению положительной динамики коррекционной работы. Работая над проблемой, я понимала, что без помощи родителей трудно было бы добиться таких результатов. Поэтому сотрудничество с родителями было тесным. Проводились индивидуальные и фронтальные консультации, мастер - классы, на которых я показывала методы и приемы коррекционной работы с детьми в домашних условиях, размещала рекомендации в логопедическом уголке. Представление опыта своей работы среди педагогов школ Зеленовского района тоже дало положительные результаты. Многие педагоги стали использовать консультации представленные мною в ходе встречи в образовательную деятельность с детьми. Этому способствовали консультации, рекомендации, семинары – практикумы, а также проведение круглых столов для педагогов школ по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного и школьного возраста. Работа учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений должна вселять в ребенка уверенность в собственных силах, способствовать развитию его познавательных способностей. В результате логопедической работы ребёнок становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Непременное условие результативных логопедических занятий - яркий дидактический материал, современные технические средства обучения, символы, схемы. Творческий педагогический подход стимулирует развитие детей, их интересов, побуждает к самостоятельности. Все занятия должны быть направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности учеников. Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции. А для этого отношения педагога и учеников должны быть доверительными, добрыми. Обстановка занятий – радостная, создающая атмосферу увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике. Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Однако зачастую эти проблемы переносятся и на средний и старший дошкольный возраст, особенно у тех детей, которые остались за рамками образовательного процесса в силу действительно тяжёлых отклонений и в силу не достаточного совершенства нынешней системы оказания помощи таким детям в дошкольных учреждениях. Нередко в речи младших школьников отмечаются самые разнообразные ошибки. Кроме недостатков произношения, обучающиеся допускают много ошибок при письме и чтении, которые вызваны несформированностью фонематического слуха; недоразвитием навыков звукового анализа; недостатками развития лексико-грамматической стороны. Вследствие этого, снижается успеваемость по русскому языку и чтению. Сегодня идёт внедрение идеи оказания помощи детям с отклонениями в развитии в форме организации интегрированного обучения. Поэтому, учитель-логопед, в любом образовательном учреждении может столкнуться с проблемами организации диагностики и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи, имеющих различные уровни языкового развития. Педагог-логопед просто обязан находиться в постоянном поиске и в постоянной работе над собой, быть мудрым, терпеливым, отдавать всего себя детям без остатка и очень их любить. Лишь в этом случае его ждёт успех. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются: 1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. 2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ – описание. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные языковые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связанной речи строится с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко: - определять тему и цель занятий; - выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи; - отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала); - обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа; - обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; - включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей; - при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; - предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и в познавательную деятельность; - включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала. Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящиеся к невербальным и вербальным заданиям, формируются группы детей, состав которых может включать 4 – 5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности. Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. При этом ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Большой интерес к знанию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Игра позволяет развивать у детей и познавательный интерес и активизировать речевую деятельность детей. Кроме того, игра помогает соматически ослабленным детям, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением. В воспитании звуковой культуры речи важно осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятию, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти. Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления. Особое внимание следует уделять организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность. Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения. Этому способствует четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способный заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на обще интересы детей, что позволяет активизировать из высказывания. При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. Именно в такие периоды эффективнее всего использовать речевые игры. Учитывая возрастные особенности детей и необходимость и формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти. И в заключение необходимо отметить, что чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от временной задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального диагноза общего недоразвития речи и обычно включает в себя следующие разделы: • ОНР и задержка речевого развития (ЗРР); • ОНР и олигофрения; • ОНР и задержка психического развития (ЗПР); • ОНР и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (тугоухостью); • ОНР и ранний детский аутизм (РДА). Источник: http://СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи, второе издание, М | |
Просмотров: 1281 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|