СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ. Основная задача нашей вечерней школы – социально-психологическая реабилитация и адаптация «трудных» подростков, которые по различным причинам несмогли продолжить обучение в своих прежних школах. На 1 ноября у нас насчитывалось 107 учащихся. Из них 70 – несовершеннолетних. И почти все они из неполноценных или неблагополучных семей. В основном, все имеют низкую мотивацию к обучению, поскольку несут в себе отрицательный опыт предыдущих лет учебы и конфликтные отношения с учителями. Многие социально незащищены, обладают заниженной самооценкой. 11 человек состоят на учете в ГДН, 17 человек – на внутришкольном учете. Родители «проблемных» подростков, как правило, сами нуждаются в социальной защите и не могут оказать своевременную помощь своим детям. В этой ситуации большое значение приобретает создание такой обстановки в школе, которая способствовала социальной поддержке и «выпрямлению» этих ребят. Основные идеи нашего педагогического коллектива можно было сформировать так: • На основе гуманизации личностно-значимых отношений помочь подросткам продолжить свое образование; • Создать комфортные условия для активизации потенциальных возможностей личности, вдохнуть веру в собственные силы; • Определить содержание и методы обучения, нацеленные на интеллектуальное и психологическое развитие; • Расширить общекультурный кругозор. Основной девиз – превратить нашу школу в школу культуры, права и здорового образа жизни. С этой целью большая работа проводится по охвату подростков всеобучем. Ежегодно уточняются списки детей из малообеспеченных семей. Их у нас в этом учебном году – 23, проводится благотворительная акция «Забота», в результате которой более 30 человек одеты и обуты в поддержанные и новые вещи. Проводятся месячники по всеобучу: ведется под лист всеобуча. Составляются списки учащихся, склонных к пропускам уроков, за ними осуществляется особый контроль, итоги анализируются на совещаниях при директоре. Большая совместная работа проводится с инспекторами ГДН: рейды, отработки, беседы, лекции, регулярно уточняются списки, состоящих на учете ГДН. Деятельность педагогического коллектива направлена на улучшение образовательного процесса. С этой целью совершенствуется внеклассная работа по предметам, проводятся предметные недели: математик-физика, литература-история, всевозможные конкурсы, классные часы. Воспитательная работа в школе проводится с целью формирования личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования. Исходя из этого, на классных часах проводятся традиционные праздники РК: день Конституции РК, день Независимости РК, день Республики Казахстан. Проводятся встречи с ветеранами ВОВ, с представителями райвоенкомата, с сотрудниками РУВД. Большое внимание уделяется правовому всеобучу: классные часы «Права и обязанности граждан РК», конференция «Алкоголизм – социальное зло», правовой лектории «Меры ответственности несовершеннолетних». Предупреждая правонарушения среди учащихся, педколлектив, классные руководители оказывают помощь в социальных вопросах учащихся и их семьях (акция «Забота»), выявляют индивидуальные потребности и проблемы учащихся, обсуждают способы их решения, предупреждают и своевременно решают конфликтные ситуации, возникающие в школе, в семье, принимают меры воспитательного воздействия в случаях пропусков занятий, совершении негативных поступков, администрация взаимодействует с учителями, родителями, с органами опеки райОО, ГДН в оказании помощи подросткам, нуждающимся в ней. В школе функционирует Совет по профилактике правонарушений, задачами которого являются: 1. Устройство и охрана прав несовершеннолетних. 2. Предупреждение преступлений и правонарушений. 3. Воспитание молодежи в духе непримиримости к любым антиобщественным проявлениям. 4. Повышение уровня правосознания и правовой культуры учащихся. 5. Осуществление систематического контроля за соблюдением учащимися законности и правопорядка. 6. Борьба с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, культом насилия среди несовершеннолетних. Выполняя эти задачи педагогический коллектив постоянно ведет пропаганду ЗОЖ среди детей и родителей, информирует администрацию школы о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактики правонарушений, подают представления на учащихся. Кроме того, проводится совместная работа школы и группы по делам несовершеннолетних. Результаты нашей работы тезисно выглядит так: • Наблюдается устойчивый рост стремления учащихся к обучению, снижению агрессивности их. • Возросла познавательная активность ребят. • Устойчивое снижение правонарушений среди учащихся.
|