Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Борзенко Галина Ивановна – учитель-дефектолог первой категории КГУ «Вспомогательная школа-интернат» Управления образования ВКО, г. Семей. Урок–ярмарка (игра). Тема: «Звуки [р, р'], буквы Р, р». Цели: Познакомить учащихся со звуками [р, р'], буквами Р, р. Развитие умений различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в прослушанном и написанном слове; обогащение словарного запаса; активизация мыслительной деятельности, самостоятельности, памяти, внимания, фонематического слуха. Воспитание интереса. Оборудование: касса, герои мультфильмов и сказок (Чебурашка, Крокодил, Красная Шапочка, Буратино), силуэт дома, слоговое панно, остров гласных букв, лодка с парусом «Р», фишки. Ход урока. I. Орг. Момент. II. Выяснить у учащихся, что они знают о ярмарке, что такое ярмарка. Ярмарка – регулярно, в одном месте и в одно время устраивается большой торг с весельем, развлечениями. III. Сегодня мы с вами устроим ярмарку. Только будем продавать и покупать необычный товар – свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку что-то приносит. Думаю, что и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками. Ваши знания будет оценивать комиссия жетонами. К концу урока-ярмарки мы сможем узнать: кто из вас больше всего купил знаний. Знакомство с купцами, зазывалой. Выходит зазывало: Подходи, честной народ! Нынче ярмарка идёт! Собрались на ней честные Купцы заморские и местные, Нам товар свой предлагают Очень интересные. Всё на свете они знают, Всех зовут в круг тесный. Купец-согласный: Я – купец-согласный! Мой товар ты выбирай, А другой не замечай! Ты корзину подставляй И согласных насыпай! Купец-гласный: Я – купец-гласный! Мой товар ты выбирай, А другой не замечай! Ты корзину подставляй, Только гласных насыпай! Зазывало: Подходи честной народ, Знатоков тут бой идёт. Кто трудиться не ленится, Тот в бою там отличится. Загадка. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. /собака/ - Какое это животное домашнее или дикое? - Какую пользу приносит собака человеку? - Как надо относиться к собаке? - Как рычит собака? /р-р-р/ - Какой это звук? IV. Сегодня мы с вами будем говорить об этом звуке, находить его в словах. И познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. 1. Игра «Кто внимательный?» - Найдите одинаковый звук в названиях героев из мультфильмов и сказок. 2. Игра «Дорисуй дом». - Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картинку, на которой изображён домик. Стены уже готовы, остаётся подрисовать детали – части дома, в названиях которых должен быть звук [р] (труба, крыша, дверь, рама, крыльцо, порог, чердак). - Произнесите слова: дверь, крыша – Какой звук [р] мягкий или твёрдый? Вывод: Значит звук [р] может быть мягким и твёрдым. 3. «Кто больше?», «Новая квартира». - Купить для новой квартиры вещи, в названии которых есть звуки [р, р']. • Где стоит звук? • Какой он твёрдый или мягкий? - На новоселье хозяйка угощала гостей блюдами, в названии которых есть звуки [р, р']. V. Знакомство с буквой. 1. Все звуки на письме обозначаются буквами. А) Сценка про букву Р. Потерялась буква Р. Где? В трамвае, например. Или мы её вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали (проверьте!) В распечатанном конверте? Может, милиционер Приведёт нам букву Р? Но сказала громко Маша: - Отыскалась буква наша! Посмотри, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета! /В. Творогова/ Б) «Р» согнула ручку: - С кем пройтись под ручку? На что похожа буква Р? 2. Чтение слов по острову Ра-ра-ра – начинается … /игра/. Ры-ры-ры – у мальчиков … /шары/. Ро-ро-ро – у нас новое … /ведро/. Ру-ру-ру – продолжаем мы … /игру/. Ри-ри-ри – на ветках … /снегира/. 3. Работа с кассой. Рана – раны Шар - шары - Сколько слогов? - Какой слог 1-й? Какой слог 2-й? - Сколько звуков в 1-м слоге? - Какие это буквы? и т.д. 4. Работа с учебником – стр. 48: - хоровое чтение слов в столбиках, - повторное чтение слабыми учащимися. 5. Физ. Минутка Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. 6. Посмотрите на картинку в букваре и ответьте на вопросы: - Кого вы видите? - Сколько девочек? - Сколько мальчиков? - Что они делают? 7. Хоровое чтение текста VI. Итог Разучивание скороговорки: Роса на траве, трава во дворе. Ответить на вопросы учителя: - Какой звук повторяется? - Какой он: гласный или согласный? - С какой буквой мы познакомились на уроке? Подсчёт заработанных фишек. Звучит музыка, дети танцуют. Литература: 1. В.В.Волина. Занимательное азбуковедение. «Просвещение», 1994 г. 2. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. «Владос», 2001 г. | |
Просмотров: 817 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|