Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление). Цель урока: -формирование навыка правописания глухих и звонких согласных в корне слова. Задачи урока: 1. Образовательная: формировать у учащихся знания, умения и навыки правописания звонких и глухих согласных в корне. Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова. Закрепить понятия о главных и второстепенных членах предложения, о частях речи. 2. Коррекционно – развивающая: развивать речь, элементы логического и абстрактного мышления, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие, тренировать слуховую и зрительную память, развивать внимание, коррегировать личностные расстройства, расширять кругозор детей. 3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и усидчивость. Оборудование: ИКТ, индивидуальные карточки, Ход урока. I. Организационный момент. Положительный настрой на урок. Б) Каждая парта называет по одной паре парных звонких и глухих согласных, а затем садится II. Работа по теме урока. 1)Объявление темы урока. Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правило написания звонких и глухих согласных в словах. 2)Актуализация знаний. -Но сначала вспомним парные звонкие и глухие согласные. Сейчас каждая парта должна назвать по одной паре парных по глухости - звонкости согласных (учащиеся встают и называют: 1 – я парта: б-п, 2 – я парта: в-ф, 3 – я парта: г-д и т.д.) -Что такое корень слова? (общая часть родственных слов) -Какие слова мы называем однокоренными? (имеют общий корень и общее значение) Учитель: Если согласные стоят в начале слова, то они звучат так, как им положено: звонкие – звонко, глухие – глухо. Но стоит звонким согласным переместиться в конец слова (или в середину слова), как они теряют свою звучность и «глохнут» - слышатся как глухие. Из-за этого при их написании может произойти путаница. Создание проблемной ситуации. На экране два слова, под ними картинки: ПРУ… ПРУ… (пруд) (прут) Учитель: Что нарисовано на картинках? (пруд и прут). Как убедиться в выборе нужной нам буквы? (найти проверочное слово) - Чтобы написать слово правильно, надо попросить помощи – подобрать проверочное слово. А) А помочь нам захочет «ласковое слово» (ведь все любят, когда их называют ласково, становятся добрыми: Катя - Катюша). Ласковое слово и подскажет нам правильную букву. На экране появляются слова: лавка – лавочка шкаф – шкафчик гриб – грибочек Учитель: прочитайте слова, попробуйте подобрать к ним проверочные ласковые слова (лавочка, шкафчик, грибочек) Б) А ещё можем проверить написание согласных, применив формулы: ОДИН – МНОГО и МНОГО – ОДИН . На экране появляются слова: нож – ножи зуб – зубы след – следы тапки – тапок берёзки – берёза Учитель: Прочитайте слова. Обратите внимание на число этих слов. Первый ряд – это слова в единственном числе, значит, их можно проверить, изменив ед.ч. на мн.ч. (ножи, зубы, следы). Второй ряд – это слова во множественном числе. Значит, их можно проверить, изменив мн.ч. на ед.ч. (тапок, берёза). 3) Словарная работа. - Молодцы. А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа. А) минутка чистописания Б) звуко – буквенный анализ слова. Учитель: Слово, звуки которого будем анализировать, вам нужно отгадать. (на экране текст загадки). По заданию учителя 1 ученик читает загадку. Учащиеся отгадывают загадку. Эта птица - символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! (голубь) На экране появляется картинка с изображением голубя. - Правильно, это голубь. Выполним звуко – буквенный анализ слова и составим предложение. Учитель пишет на доске слово «голубь». Учитель: Сколько слогов в этом слове? (два) На какой слог падает ударение? (на первый) Каждый ученик делает звуко-буквенный анализ одной буквы устно, учитель записывает за ними. Голубь го – лубь Г – [г] – согл., звонк., тверд. О – [о] – гласн., ударн. Л – [л] – согл., звонк., тверд. У - [у] – гласн., безударн. Б – [п'] – согл., глух., мягк. Ь – [-] 6 б., 5 зв. Учащиеся самостоятельно составляют предложение со словом «голубь», определяют главные и второстепенные члены предложения. Определяют части речи. 4)Работа с карточками. Учитель: Давайте еще раз вспомним, что такое корень слова (общая часть родственных слов). Учитель раздает карточки, в которых содержится 2 задания. Читает первое задание учащимся, объясняет, как нужно выполнять данное задание. Задание 1. Запиши слова. Выдели корень. Подчеркни согласную в корне. Снег, снега, снеговик. Лёд, ледок, ледяной. Гора, горный, пригорок. К доске выходят 3 ученика (по одному на каждую группу слов), записывают слова, выделяют корень, подчеркивают согласную. Учитель: Давайте еще раз вспомним правило: чтобы проверить сомнительный согласный, надо подобрать проверочное ЛАСКОВОЕ слово. Это первый способ проверки. Упражнение на коррекцию личностных расстройств. Учитель: А давайте сейчас потренируемся – каждый назовет своего соседа по парте ласково. Например, Катя – Катюша, Катенька; Ваня – Ванюша, Ванечка. Каждый ученик называет своего соседа по парте ласково. Учитель: Теперь вспомним второй способ проверки. Чтобы написать слово с сомнительным согласным правильно, надо поставить это слово в форму множественного числа, т.е. использовать нашу формулу «ОДИН – МНОГО». Или поставить слово в форму единственного числа, т.е. использовать формулу «МНОГО – ОДИН» ФИЗ. МИНУТКА Учитель читает второе задание, объясняет, как нужно его выполнять. Задание 2. Прочитай стихотворение. К выделенным словам подбери проверочные слова. Запиши эти слова в тетрадь. Лёгкие прыжки, Мелкие шажки, Громкие хлопки, Дружные кивки. Тихая посадка. Вот и вся зарядка. 5) Закрепление. Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Ход: Почтальон раздает детям (на каждую парту) карточки. Учащиеся должны прочитать слова, выбрать нужную звонкую или глухую согласную, подбирая проверочные слова. Почтальон: Ребята, попробуйте отгадать место, где можно встретить слова из ваших карточек. Дети определяют, куда их пригласили. Правильные ответы поощряются пригласительными. огород парк море школа столовая зоопарк Гря (д/т) ки Доро(ж/ш)ки Ры(б/п)ки Кни(ж/ш)ки Хле(б/п)цы Кле(т/д)ка Реди(с/з)ка Бере(з/с)ки Ло(д/т)ки Обло(ж/ш)ки Пиро(ж/ш)ки Марты(ш/ж)ка Морко(в/ф)ка Ду(б/п)ки Остро(в/ф)ки Тетра(д/т)ка Сли(в/ф)ки Реше(т/д)ка Карт.№ 1 Карт.№ 2 Карт.№ 3 Карт.№ 4 Карт.№5 Карт.№6 III. Подведение итого урока. Учитель: 1) Чему мы учились сегодня на уроке? (правописание звонких и глухих согласных в корне слова) 2) Как проверить написание согласной в корне слова? (подобрать «ласковое» слово, поставить в форму множественного числа ОДИН – МНОГО, МНОГО - ОДИН). 3) Что мы делали сегодня на уроке? Оценивание деятельности учащихся. IV. Домашнее задание (с объяснением учителя): индивидуальные карточки V. Организованное окончание урока. | |
Просмотров: 1569 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|