Правовой час с социальным педагогом Цель: правовое просвещение детей, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РК посредством игры. 1.Вступительное слово. Добрый день участники и гости нашей игры! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”. Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет судить нашу игру (представление жюри). 2. Конкурс "Представление команд" В течение 2-3 минут проходит представление участников: название команды, девиз, эмблема. Максимальная оценка 5 баллов. 3. Конкурс "Знаете ли вы закон" Командам по порядку называются различные ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички “Уголовная ответственность”, “Административная ответственность”. 1. Ученик разбил стекло (административная) 2. Гражданин сознательно купил сознательно ворованную вещь (уголовная) 3. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная) 4. Браконьер выловил 3 осетров (уголовная) 5. Гражданин из мести поджог дом соседа (административная) 6. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная) 7. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная) 8. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую “Волгу”. (административная) 9. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (уголовная) 10. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная) За каждый верный ответ по 1 баллу. 3. Конкурс "Преступленеие и наказание" Командам выдаются карточки с заданиями ( по 2 штуки), в течение 3 мин.участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать свой выбор. Приложения 1.Ученик разбил стекло 2.Гражданин сознательно купил сознательно ворованную вещь 3.Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы 4.Браконьер выловил 3 осетров 5.Гражданин из мести поджог дом соседа 6.Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему 7.Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии 8.Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую “Волгу”. 9.Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её 10.Пассажир автобуса не оплатил проезд 1.Ученик разбил стекло 2.Гражданин сознательно купил сознательно ворованную вещь 3.Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы 4.Браконьер выловил 3 осетров 5.Гражданин из мести поджог дом соседа 6.Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему 7.Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии 8.Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую “Волгу”. 9.Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её 10.Пассажир автобуса не оплатил проезд Карточка № 1 Константин Г. В возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые. Карточка № 2 Пётр У. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Пётр подрался с посетителями, которые, как оказалось болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Пётр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские. Карточка № 3 Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжёлой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал. Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил её, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась. Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых всё это произошло. Карточка № 4 Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился делать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещён практически полностью. Карточка № 5 Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьёзную травму, а девушки отобрали у неё часы и сумку с деньгами и документами. Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они девушки подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное. Карточка № 6 Анатолий З. был охарактеризован как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс. рублей. Карточка № 7 Учащийся школы в возрасте 16 лет, часто пропускал уроки и нарушал дисциплину. На перемене толкнув сумку одноклассника он разбил вазу на столе учителя, одновременно выражаясь нецензурными словами. На педсовете он признал себя виновным извенился и готов возместиь ущерб. К административной ответственности его привлекали впервые. Карточка № 8 Ученик М., был задержан за кражу в магазине. В подобных кражах он был замечен 4 раза. Мама мальчика возместила ущерб почти всех совершенных мелких краж, а в отдельных случаях были возвращены даже украденные предметы. Варианты ответов: 1. Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии. 2. Условное осуждение 3. Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии. 4. Освобождение наказания с передачей на поруки 5. Отсрочка исполнения наказания 6. Шесть лет свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима 7. Административное наказание родителей, взыскание штрафа за моральный и материальный ущерб. 4. Конкурс "Мораль или право" Определить в каких из перечисленных случаев наступает моральная ответственность, а в каких юридическая. 1. Сергей солгал матери. 2. Николай разорил муравейник. 3. Террорист попытался угнать самолёт 4. Владимир положил в карман финский нож. 5. Александр принял дозу наркотика 6. Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку 7. Аркадий сломал дерево 8. Рабочий прогулял рабочий день 9. Девушка украла чужого ребёнка Пётр и Ленонид бросали камни в проходящие поезда 10. Виктор ударил товарища 11. Анатолий пожадничал 12. Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля ( 13. Школьник мучил котёнка За каждый верный ответ по 1баллу. 1.Сергей солгал матери. (моральная) 2.Николай разорил муравейник. (юридич.) 3.Террорист попытался угнать самолёт (юридич.) 4.Владимир положил в карман финский нож. (моральная) 5.Александр принял дозу наркотика (моральная) 6.Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (моральная) 7.Аркадий сломал дерево (моральная) 8.Рабочий прогулял рабочий день (юридическая) 9.Девушка украла чужого ребёнка (юридическая)Пётр и Ленонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая) 10.Виктор ударил товарища (моральная) 11.Анатолий пожадничал (моральная) 12.Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая) 13.Школьник мучил котёнка (моральная) 5. Конкурс "Всегда ли правы старшие" Ситуация 1 Мать. Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправлять своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует все на нервы. Сын. Но мама! Ты же все равно в 11ещё не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Ведущий. О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? Ситуация 2 Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофёром буду? Да придераетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее. Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать? Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый. Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? Ситуация 3. Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Да решишь ты свои задачки Нельзя же оставлять в доме бардак! Сын. Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. Ситуация 4 Сосед по подъезду. Уважаемый Александр, товарищи вашего сына ежедневно устраивают сходки на квартире и топают как слоны. Не известно чем они ещё занимаются. Я буду жаловаться главе. Александр. Одноклассники моего сына приходят к нему в гости, слушают музыку, смотрят ДВД и уже в 10 часов у нас в квартире никого нет. Думаю, жаловаться вам не на что, тем более каждый гражданин имеет право отдыхать, а уж дети тем более. Ведущий. Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.(Подведение итогов, слово жюри .Награждение команд)
|