Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Формирование жизненной компетенции учащихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения. Для того, чтобы облегчить адаптацию аномальных детей и сделать успешной их последующую интеграцию в современное общество, в нашей школе сложилась определенная система подготовки учащихся к труду, а значит, к будущей жизни. Так организуя труд детей по разным профилям, мы формируем личность ребенка, его жизненную компетентность. На решение этой задачи нацелена вся наша работа. Наиболее благоприятные условия формирования жизненной компетентности у учащихся имеют уроки трудового обучения. И не случайно, ведь для наших детей труд - это условие успеха. Задачу по формированию жизненной компетентности у учащихся можно разделить на следующие составляющие: 1. Выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия. 2. Формирование трудовых умений и навыков. 3. Развитие творческих способностей учащихся. Работа по формированию жизненной компетентности у учащихся начинается уже с младших классов, когда у ребёнка активизируется познавательная деятельность, формируется интерес к труду, корректируется и формируется личность. Основная задача обучения швейному делу - дать учащимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету. Эффективность занятий по швейному делу в коррекционной школе во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы обучения для достижения поставленных целей, в процессе которых происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. Методы трудового обучения это: 1. Метод словесной передачи и слухового восприятия (словесный метод). 2. Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядный метод). 3. Метод передачи учебной информации посредством практических , трудовых действий (практический метод). Словесный метод — это передача и восприятие информации через рассказ, беседу, объяснение, а также работа с книгой, инструкции, карточки- задания. Рассказ необходимо строить в логической последовательности, он должен быть предельно чётким и ясным, содержать выводы. Объяснение необходимо сопровождать показом наглядных пособий, образцами, схемами. При изучении некоторых тем большую помощь оказывает работа с учебником, учебниками мы пользуемся старыми т.к. нет новых . Для этого я провожу большую подготовительную работу: рассказываю о содержании материала, предлагаемого для прочтения учащимися, ставлю контрольные вопросы, обращаю внимание детей на иллюстрации, схемы, чертежи, содержащиеся в данном тексте. При проверке знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке, использую различные формы. Это может быть устный, фронтальный опрос, а может быть заполнение карточек « ответы на вопросы». Карточки составляю таким образом, чтобы содержание вопросов усложнялось, и прослеживалась их преемственность. Карточка, полученная учеником, содержит 1 или несколько вопросов. Он сначала должен прочитать их, а потом написать ответ или ответить устно, после чего я проверяю ответы или даю контрольную карточку с ответом. Краткая форма ответа на контрольной карточке позволяет лучше понять суть вопроса. КАРТОЧКА 1 Ответь на вопросы: 1. Какая мерка определяет размер изделия ? 2. Каким швом можно обработать низ изделия ? КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА Вопрос 1. |Размер изделия определяет мерка полуобхват груди. Вопрос 2. Низ изделия можно обработать швом вподгибку с закрытым срезом, швом вподгибку с открытым срезом или окантовочным швом . Работа с карточками позволяет успешно усваивать теоретический материал, активизирует деятельность учеников. Использую для проверки: - усвоения ранее пройденного материала, касающегося изучаемой темы; - после объяснения новой темы проверяю по карточкам усвоение материала, выявляя тем самым учащихся, которым ещё нужно дополнительное объяснение; - при подготовке к выпускным экзаменам карточки применяю для повторения и закрепления всего теоретического материала. Таким образом, используя на уроке карточки-задания, я вижу, что активизируется самостоятельная деятельность учащихся, развивается их память и внимание, дети учатся обдумывать ответы на поставленные вопросы. Я же могу постоянно следить за усвоением знаний учащимися, экономить время урока (для заполнения карточки достаточно 5-7 мин.) Следующий НАГЛЯДНЫЙ М Е Т О Д - это важный источник приобретения знаний, умений и навыков. На занятиях в наших мастерских широко применяются различные виды наглядных пособий: раздаточный материал, инструкционные карты , альбомы с образцами, плакаты, стенды, а так же мультимедийное оборудование. Наглядность обучения способствует прочности усвоения знаний. Примеры и образы действий запоминаются легко и надолго удерживаются в памяти. С целью развития памяти учащихся даю учащимся задания по заучиванию различных терминов, правил, названия деталей. Например, раздаю перфокарты, на которых изображен контур выкройки сорочки. Карточки имеют прорезь, снизу прикладывается писчая бумага, на которой через прорези нужно написать названия срезов. Я считаю, что только наглядное обучение может побудить интерес у учащихся к умственной деятельности. На уроках швейного дела часто использую наглядные пособия (технологические карты, инструкционные карты, плакаты) и натуральные образцы изделия или отдельных узлов, так же применяю мультимедийное оборудование, на котором показываю презентации. Демонстрируя ту или иную обработку, я предлагаю сначала рассмотреть образец, объясняю функциональное назначение данного образца. Рассматривая образец, учащиеся обращают внимание на технологические особенности, находят знакомое в данной обработке, определяют последовательность обработки. Здесь включаются процессы зрительной памяти, мыслительной деятельности, возрастает активная роль самого ученика. После ознакомления с образцом знакомлю учащихся с приёмами выполнения той или иной работы, показываю приёмы выполнения обработки. Показ приёмов выполнения трудовых операций произвожу в следующей последовательности: - целостный показ в рабочем темпе; - расчленение или замедленный показ; - повторный показ. Объяснение трудовых действий сопровождаю демонстрацией учебно- наглядных пособий, а также приёмов выполнения (положение рук, перехваты, правильное пользование инструментами и т.д.) Если приёмы работы хорошо знакомы, то инструктаж можно проводить без предварительного показа приёмов учителем. В трудовом обучении коррекционной школы ярко выступают два взаимосвязанных процесса: самостоятельная практическая деятельность учащихся и руководящая, направляющая роль учителя. Важным этапом работы на уроках швейного дела является планирование. Цель планирования - добиться усвоение учащимися последовательности выполнения предстоящей работы, умение самостоятельно определить очерёдность технологических операций. Это составная часть создания любого изделия. У детей начинает формироваться мыслительный образ обработки изделия, способ его изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной. НАПРИМЕР: ПЛАН ПОДШИВА БРЮК. 1. Наметить длину брюк. 2. Сложить брючину шов к шву. 3. Отметить линию отреза, отрезать. 4. Подогнуть край изделия, заметать. 5. Дать строчку по сметке. 6. Убрать сметки. Приутюжить. Обучение планированию начинается с составления предметно - технологической карты. Это самый ответственный этап. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. Предметно - технологическая карта облегчает усвоение и вносит разнообразие в упражнениях, направленных на более прочное усвоение учебного материала. Такая работа направлена на развитие мыслительной деятельности, зрительного восприятия, а также аналитической деятельности. Важной и одной из сложных задач швейного дела является формирование у учащихся технологических знаний. Обучение идёт успешнее, если ученики учатся правильно называть изделия, детали, операции, когда знакомы с технологией. Я стараюсь знакомить учеников с терминологией не изолированно, а в словосочетании. Каждое занятие начинаю с повторения, где одновременно идёт повторение терминов. Для того, чтобы новые слова были прочно усвоены и вошли в активный словарь ученика, я создаю такую ситуацию, которая бы побуждала учеников вспомнить и употребить нужный термин, а это в свою очередь способствует прочному запоминанию. Возьмем, к примеру, терминологию ручных работ. Учащиеся уже знают, что сметать, это соединить две детали изделия ручными стежками. Например: сметать плечевые срезы. Практический метод для учащихся представляет определённую сложность, т.к. любая трудовая операция состоит из множества действий, требующая владения инструментами, определёнными знаниями и умениями. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к труду, их настроение влияет на качество и темп работы способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес, жизненная компетентность учащихся коррекционной школы формируется трудом. Но учащиеся легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются, поэтому для таких детей необходимо определять дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, предусматривать смену видов деятельности, чтобы предотвратить утомляемость. Коррекционное значение занятий по швейному делу зависит от степени включения в тот или иной вид труда, различных умственных действий учеников, таких как сравнение, планирование предстоящей работы, умение провести счётно-измерительные операции, самоконтроль в процессе выполнения практических упражнений. В процессе выполнения задания учащимися я стараюсь, чтобы они соблюдали определённую последовательность, пользуясь составленной технологической картой, инструкциями, образцами. Если ученик не усвоил план предстоящей работы, он будет задавать вопросы:«Что делать дальше?» или будет выполнять работу вне всякого плана или же совсем откажется от выполнения практического упражнения. При практическом выполнении операции я предлагаю учащимся чаще проверять свои действия и контролировать точность выполнения, т.к. у многих навык самоконтроля формируется недостаточно. Свою роль я вижу в своевременном направлении действий ученика в нужное русло и таким образом способствовать формированию жизненной компетентности, прочных практических навыков. Для этого я предлагаю школьникам самостоятельно контролировать свои действия, перед началом работы заостряю внимание на возможные ошибки, которые могут получиться при несоблюдении требований к выполнению операции. После выполнения операции вместе с учащимися организую разбор результатов работы, вместе анализируем положительные и отрицательные моменты, указываю на допущенные ошибки и способы их устранения.. Такой метод оценки и самооценки своей работы воспитывает у школьников внимание, развивает интерес к анализу работы, тренирует память, учащиеся учатся критически оценивать свои действия, делать правильные выводы. Т.К. учащиеся коррекционной школы не могут сосредоточитъ внимание на процессе своей деятельности , нужно многократное повторение действий для выработки автоматизма , чтобы они не повторяли ошибок в дальнейшей работе. Только тогда процесс деятельности учащихся станет осознанным. Нужно помнить, что наш ученик будет членом общества, следовательно, его значение в обществе будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он подготовлен к этому. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Каждый из нас должен осознавать, что забота о завтрашнем дне наших учеников - главная задача всего педагогического коллектива. Процесс формирования жизненной компетентности является важным этапом в образовательном и воспитательном процессах, где закладывается фундамент самоопределения учащихся в будущей обстановке. | |
Просмотров: 2111 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|