Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Доклад
Мисанова З. И.
Доклад: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся вспомогательной школы ».
ГУ «Вспомогательная школа – интернат»
Республика Казахстан, г. Семей, ул. Спартака 3
Тел.:8(7222) 35-04-85, e- mail: inter semey@mail.ru

Во вспомогательной школе, где учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно – воспитательной работы подчинена требованию коррекции, т. е. ослаблению дефектов развития аномального ребенка.
Основной целью воспитательной работы во вспомогательной школе является подготовка умственно – отсталого ребенка к общественно – полезному труду. Разумеется, что такой ученик может быть подготовлен к трудовой жизни при условии, если семья, школа сумеет исправить в какой-то мере недостатки его умственного и физического развития. Эта задача решается проведением коррекцион-ных мероприятий, направленных на ослабление, смягчение недостатков развития умственно - отсталого ребенка, на формирование личности.
У большинства учащихся вспомогательной школы наряду с умственными недостатками наблюдаются нарушения в развитии мелкой моторики пальцев. Нарушения развития моторной сферы ребенка преодолеваются и корригируются тем успешнее, чем раньше оказывается детям педагогическая помощь. Наиболее благоприятным периодом, для активного коррекционно-развивающего воздействия на детей школьного возраста, является первый класс.
С первых дней пребывания детей в школе они включаются в хозяйственно- бытовой труд, а это умение поддерживать и наводить порядок в спальнях, в классе. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать, как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Не владея трудовыми навыками, ребенок никогда не достигнет результатов. Сформированные трудовые навыки и умения служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться. Таким образом, постепенно формируются у детей трудовые навыки и умения, в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно- бытовом, ручном труде, труде на пришкольном участке.
Перед трудовым занятием необходимо сделать разминку для пальцев, и здесь я прибегаю к здоровьесберегающим технологиям, которые особенно необходимы в коррекционных школах.
Перед занятием я говорю ребятам: «Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук.
Упражнение для рук:
1) Вращение кистей;
2) Сжимание и разжимание пальцев в кулак;
3) Погладим котенка ( поглаживающие движения рук)
4) Сделаем кольцо - соединяем большой и указательный палец;
5)Упражнение- ладонь, ребро, кулак;
6) Расслабление ( опустить руки вниз, встряхнуть их).
Задание:
1.Вы можете написать своё имя цветными пробками от бутылок, или свой номер телефона.
2. Верёвочкой «рисовать» цифры и буквы алфавита( а можно фрукты, овощи).

В пальчиковые игры дети играют с удовольствием. Вот, например, казахская игра «Бас бармақ»(играют парно: один держит руку соседа и говорит):
Қуыр - қуыр- қуырмаш, балапанға бидай шаш.
Мынау бас бармақ (загибаем большой палец )- сен кой бақ;
Мынау балалы уйрек (загибаем указательный палец)- сен сиыр сау;
Мынау ортан терек (загибаем средний палец) -сен нан пісір;
Мынау шылдыр шұмек (загибаем безымянный палец) -сен су әкел;
Мынау кішкентай бобек,(загибаем мизинец)- ал сен үйде отырып бидай қүүр.
Дальше начиная с запястья до подмышки указываем точку на внутренней стороне руки и говорим:
Мына жерде май бар, мына жерде жеміс бар, мына жерде кулше бар екен, мына жерде бал бар екен, мына жерде орік-мейіз бар екен и т.д.
Дойдя до подмышки: Ал, мына жерде қу тулкі тығылып отыр екен, қыты-қыты-ыты" - и немного щекочет под мышкой. Также здесь дети учатся говорить на государственном языке.
Подобная игра есть и у русского народа, которая называется «Пальчики в лесу». Имеется большое количество не только русских, но и украинских, болгарских и т.д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая за детьми, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи, мелкой моторике и других психических процессов. Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде повторяются одни и те же «магические» движения:
 круги пальцем по ладони ребенка,
 поочередное загибание пальчиков,
 движение вверх по руке до подмышки, щекотка.
С помощью пальцев я разговариваю с детьми, они помогают развивать чувство ритма, воображения, они вызывают смех и общий разговор.
Игра « Давайте делать мячики»: маленький мячик, я вижу чудесный большой мячик и мяч побольше. Теперь давайте сосчитаем мячики- один, два, три, четыре и т. д.
Игра «Все делают так». Игра с пальцами имитирует прыжки и танцы. Руки изображают крылья птицы. Показать две руки. У меня 10 пальцев и они мои. Я могу делать с ними, что хочу. Не хотите посмотреть?
- Я могу их растопырить;
-Я могу сложить их вместе;
-Я могу их низко опустить;
-Они могут спокойно лежать;
-Или я могу сложить их вот так( показать «замочек»).
Игра «Театр пальчиков». Ребенку можно предложить поставить сказку о животных :
Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Проводим трудовые занятия «Умелые ручки», где требуются умения, связанные с использованием инструментов ( ножницы, спицы, иголки, клей, картон и др.)Дети должны овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания её в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания. В начале дети не справляются, не могут резать бумагу, вырезать овощи, фрукты, круги, но затем, с приобретением навыков и умений, всё получается. Особенно увлекает моих ребят модульное оригами, из которых создаём цветы, фрукты, рамки для фото, торты и многое другое.
Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. При работе с пластилином ( глиной) дети учатся сжимать, втыкать в него пальцы, поглаживать, скатывать в колбаски, бить кулаками, перекручивать. стискивать его, приглаживать. Глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого.
Делаем с ребятами мозаику из яичной скорлупы. Это долгая, тонкая и кропотливая работа. Учу подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении мозаики( картины, овощи, фрукты, бабочки и др.). Надо найти определенный цвет, захватить пальчиками яичную скорлупу и аккуратно приклеить на рисунок.
На прогулке дети любят играть с песком: мы рисуем на нем, стряпаем из него пироги, пирожные, строим дороги, роем пещеры, строим замки, башни.
Упражнения для коррекции моторики рук детей я провожу и на самоподготовке. Одни игры готовят ребенка к счёту, в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Такие упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности и плавности движений, развитию зрительно-моторной координации и графомоторных навыков.
На развитие статической и динамической координации пальцев рук используется пальчиковая гимнастика, игры: «Флажок», «Зайчик» и др.
На развитие зрительно-моторной координации используются упражнения: «Выложи фигурки из счетных палочек», «Выложи предмет из спичек», «Выложи узор в строке». «Придумай узор», «Копирование по точкам» ( ставим на клеточках точки через одну клеточку, затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или под диктовку).
На развитие графомоторных навыков - упражнения «Обведи предмет по контору», «Соедини по точкам», «Дорисуй фигуру», « Штриховка» и др.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения стараюсь построить таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Например, заучивание скороговорки« Капуста» с движениями рук :
Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём. ( движения, имитации действий).
С помощью такой гимнастики кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает школьникам овладеть навыками письма, рисования, лепки.
Для развития кисти в свободное время организую игры с мелкими игрушками, мозаикой. Хорошую тренировку пальцев рук обеспечивает использование сухих бассейнов-ёмкостей, заполненных горохом или фасолью, крупными деревянными бусами, служащих для самомассажа кистей рук; грецких орехов - также для самомассажа кистей (это игры типа «китайских» шаров). Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между учащимися, а также между взрослым и ребёнком.
Задания постепенно усложняются и тогда я использую упражнения, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В работе использую игрушки такого типа: бабочки из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка из другой ткани, – получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Со временем возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К окончанию школы почти все дети овладевают навыками рукоделия, это можно судить по выставке детских работ в конце учебного года. С каждого класса отбираются лучшие изделия по таким видам работ, как: выжигание по дереву, вязание, ажурное вязание, работа с бумагой, оригинальный жанр, поделки из природного и бросового материала, казахский уголок. Оригинально выглядят картины вышитые бисером, стеклярусом, поетками, мелкими пуговицами. Настоящими смотрятся на столе баурсаки, лепешки, сделанные из ваты; кесе, чайники из папье- маше; бесбармак из картона( жайма) и крашеного поролона(мясо и косточки) и много других изделий. А ведь всё это требует усидчивости, терпения, кропотливого детского труда и желания, чтобы его работа нашла своё место на выставке лучших работ школьников. Важно то, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Каждый год наша школа – интернат на выставке школьных работ, посвященных празднику « Наурыз» получает грамоты по всем видам деятельности, за старание и умение, активное участие ребят в выставке. А наш педагогический коллектив будет и дальше стараться работать на благо наших учеников.

Источник: http://доклад,опыт работы.

Категория: Особые дети | Добавил: Sky_Devil (2010-05-19) | Автор: Загипа Ивановна E
Просмотров: 2362 | Комментарии: 3 | Теги: особые дети | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru