Мисанова З. И. Доклад: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся вспомогательной школы ». ГУ «Вспомогательная школа – интернат» Республика Казахстан, г. Семей, ул. Спартака 3 Тел.:8(7222) 35-04-85, e- mail: inter semey@mail.ru Во вспомогательной школе, где учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно – воспитательной работы подчинена требованию коррекции, т. е. ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Основной целью воспитательной работы во вспомогательной школе является подготовка умственно – отсталого ребенка к общественно – полезному труду. Разумеется, что такой ученик может быть подготовлен к трудовой жизни при условии, если семья, школа сумеет исправить в какой-то мере недостатки его умственного и физического развития. Эта задача решается проведением коррекцион-ных мероприятий, направленных на ослабление, смягчение недостатков развития умственно - отсталого ребенка, на формирование личности. У большинства учащихся вспомогательной школы наряду с умственными недостатками наблюдаются нарушения в развитии мелкой моторики пальцев. Нарушения развития моторной сферы ребенка преодолеваются и корригируются тем успешнее, чем раньше оказывается детям педагогическая помощь. Наиболее благоприятным периодом, для активного коррекционно-развивающего воздействия на детей школьного возраста, является первый класс. С первых дней пребывания детей в школе они включаются в хозяйственно- бытовой труд, а это умение поддерживать и наводить порядок в спальнях, в классе. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать, как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Не владея трудовыми навыками, ребенок никогда не достигнет результатов. Сформированные трудовые навыки и умения служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться. Таким образом, постепенно формируются у детей трудовые навыки и умения, в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно- бытовом, ручном труде, труде на пришкольном участке. Перед трудовым занятием необходимо сделать разминку для пальцев, и здесь я прибегаю к здоровьесберегающим технологиям, которые особенно необходимы в коррекционных школах. Перед занятием я говорю ребятам: «Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук. Упражнение для рук: 1) Вращение кистей; 2) Сжимание и разжимание пальцев в кулак; 3) Погладим котенка ( поглаживающие движения рук) 4) Сделаем кольцо - соединяем большой и указательный палец; 5)Упражнение- ладонь, ребро, кулак; 6) Расслабление ( опустить руки вниз, встряхнуть их). Задание: 1.Вы можете написать своё имя цветными пробками от бутылок, или свой номер телефона. 2. Верёвочкой «рисовать» цифры и буквы алфавита( а можно фрукты, овощи). В пальчиковые игры дети играют с удовольствием. Вот, например, казахская игра «Бас бармақ»(играют парно: один держит руку соседа и говорит): Қуыр - қуыр- қуырмаш, балапанға бидай шаш. Мынау бас бармақ (загибаем большой палец )- сен кой бақ; Мынау балалы уйрек (загибаем указательный палец)- сен сиыр сау; Мынау ортан терек (загибаем средний палец) -сен нан пісір; Мынау шылдыр шұмек (загибаем безымянный палец) -сен су әкел; Мынау кішкентай бобек,(загибаем мизинец)- ал сен үйде отырып бидай қүүр. Дальше начиная с запястья до подмышки указываем точку на внутренней стороне руки и говорим: Мына жерде май бар, мына жерде жеміс бар, мына жерде кулше бар екен, мына жерде бал бар екен, мына жерде орік-мейіз бар екен и т.д. Дойдя до подмышки: Ал, мына жерде қу тулкі тығылып отыр екен, қыты-қыты-ыты" - и немного щекочет под мышкой. Также здесь дети учатся говорить на государственном языке. Подобная игра есть и у русского народа, которая называется «Пальчики в лесу». Имеется большое количество не только русских, но и украинских, болгарских и т.д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая за детьми, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи, мелкой моторике и других психических процессов. Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде повторяются одни и те же «магические» движения: круги пальцем по ладони ребенка, поочередное загибание пальчиков, движение вверх по руке до подмышки, щекотка. С помощью пальцев я разговариваю с детьми, они помогают развивать чувство ритма, воображения, они вызывают смех и общий разговор. Игра « Давайте делать мячики»: маленький мячик, я вижу чудесный большой мячик и мяч побольше. Теперь давайте сосчитаем мячики- один, два, три, четыре и т. д. Игра «Все делают так». Игра с пальцами имитирует прыжки и танцы. Руки изображают крылья птицы. Показать две руки. У меня 10 пальцев и они мои. Я могу делать с ними, что хочу. Не хотите посмотреть? - Я могу их растопырить; -Я могу сложить их вместе; -Я могу их низко опустить; -Они могут спокойно лежать; -Или я могу сложить их вот так( показать «замочек»). Игра «Театр пальчиков». Ребенку можно предложить поставить сказку о животных : Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх. Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). Проводим трудовые занятия «Умелые ручки», где требуются умения, связанные с использованием инструментов ( ножницы, спицы, иголки, клей, картон и др.)Дети должны овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания её в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания. В начале дети не справляются, не могут резать бумагу, вырезать овощи, фрукты, круги, но затем, с приобретением навыков и умений, всё получается. Особенно увлекает моих ребят модульное оригами, из которых создаём цветы, фрукты, рамки для фото, торты и многое другое. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. При работе с пластилином ( глиной) дети учатся сжимать, втыкать в него пальцы, поглаживать, скатывать в колбаски, бить кулаками, перекручивать. стискивать его, приглаживать. Глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого. Делаем с ребятами мозаику из яичной скорлупы. Это долгая, тонкая и кропотливая работа. Учу подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении мозаики( картины, овощи, фрукты, бабочки и др.). Надо найти определенный цвет, захватить пальчиками яичную скорлупу и аккуратно приклеить на рисунок. На прогулке дети любят играть с песком: мы рисуем на нем, стряпаем из него пироги, пирожные, строим дороги, роем пещеры, строим замки, башни. Упражнения для коррекции моторики рук детей я провожу и на самоподготовке. Одни игры готовят ребенка к счёту, в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Такие упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности и плавности движений, развитию зрительно-моторной координации и графомоторных навыков. На развитие статической и динамической координации пальцев рук используется пальчиковая гимнастика, игры: «Флажок», «Зайчик» и др. На развитие зрительно-моторной координации используются упражнения: «Выложи фигурки из счетных палочек», «Выложи предмет из спичек», «Выложи узор в строке». «Придумай узор», «Копирование по точкам» ( ставим на клеточках точки через одну клеточку, затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или под диктовку). На развитие графомоторных навыков - упражнения «Обведи предмет по контору», «Соедини по точкам», «Дорисуй фигуру», « Штриховка» и др. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения стараюсь построить таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Например, заучивание скороговорки« Капуста» с движениями рук : Мы капусту рубим, Мы капусту трём, Мы капусту солим, Мы капусту жмём. ( движения, имитации действий). С помощью такой гимнастики кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает школьникам овладеть навыками письма, рисования, лепки. Для развития кисти в свободное время организую игры с мелкими игрушками, мозаикой. Хорошую тренировку пальцев рук обеспечивает использование сухих бассейнов-ёмкостей, заполненных горохом или фасолью, крупными деревянными бусами, служащих для самомассажа кистей рук; грецких орехов - также для самомассажа кистей (это игры типа «китайских» шаров). Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между учащимися, а также между взрослым и ребёнком. Задания постепенно усложняются и тогда я использую упражнения, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В работе использую игрушки такого типа: бабочки из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка из другой ткани, – получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях. Со временем возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К окончанию школы почти все дети овладевают навыками рукоделия, это можно судить по выставке детских работ в конце учебного года. С каждого класса отбираются лучшие изделия по таким видам работ, как: выжигание по дереву, вязание, ажурное вязание, работа с бумагой, оригинальный жанр, поделки из природного и бросового материала, казахский уголок. Оригинально выглядят картины вышитые бисером, стеклярусом, поетками, мелкими пуговицами. Настоящими смотрятся на столе баурсаки, лепешки, сделанные из ваты; кесе, чайники из папье- маше; бесбармак из картона( жайма) и крашеного поролона(мясо и косточки) и много других изделий. А ведь всё это требует усидчивости, терпения, кропотливого детского труда и желания, чтобы его работа нашла своё место на выставке лучших работ школьников. Важно то, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Каждый год наша школа – интернат на выставке школьных работ, посвященных празднику « Наурыз» получает грамоты по всем видам деятельности, за старание и умение, активное участие ребят в выставке. А наш педагогический коллектив будет и дальше стараться работать на благо наших учеников.
Источник: http://доклад,опыт работы. |