Авторская программа «С любовью к жизни». «Основой хорошей жизни человечества является три качества, которые должны властвовать над всеми: честный труд, счастливый разум, искреннее сердце! Без них не обрести в жизни мира и согласия. Шакарим. Действительно формирование высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, начало которого должно закладываться с самого рождения. В своем выступлении педагогам, родителям С.А. Назарбаева отметила: «Человечество тысячелетия искало ответ на вопрос о том, как воспитать молодых людей достойными членами общества. Приемлемым для нашего государства может быть лишь один путь – воспитать человека Человеком. Это главное качество гармонично развитой личности можно привить через Великую любовь к себе, к ближнему, к семье, к родному краю, к государству и в целом ко всей Земле – Матушке». Эти слова я взяла для разделов в своей авторской программы «С любовью к жизни». Пояснительная записка. Исходя из главной цели обучения и воспитания во вспомогательной школе: адаптация к социальной и трудовой деятельности; данная программа предусматривает формирование и коррекцию жизненно важных моральных категорий, оценки, самооценки учащихся с недостатками умственного и физического развития. Цель программы: сформировать у ребенка представление об окружающем его мире, о себе, как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Задача – воспитание творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа направлена на формирование мировоззрения. Важно учитывать: - интеллектуальное, нравственное развитие ребенка. - Творческий потенциал личности ребенка. Задания должны нести доступную детям информацию, вызвать эмоции, чувства побуждать к деятельности, к поступкам. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, убежденным, защищенным. Важно, чтобы отношения были доверительными, доброжелательными. Стержнем программы являются знания о человеке. Программа нацелена на то, чтобы дать возможность ученикам изучить мир нравственных ценностей, которые встречаются в повседневной реальности. В процессе занятий разделение между внутренним и внешним исчезает , и нравственные принципы интернационализируются. Ученики благодаря разработанным программам получат возможность понять уникальность собственной личности. Курс программы может побудить учеников задуматься о вопросах, которые волновали всех (понятие о добре, зле, смысле жизни и т.д.), нужно научить детей размышлять над глобальными проблемами, выработать цельную лично значимую духовно-нравственную картину мира. В современных условиях главное – побудить наших воспитанников к нравственному самоопределению, к выбору критериев нравственного поведения. Педагогические цели при изучении программы «С любовью к жизни». А) познавательная Раскрытие, многообразия этического опыта человечества; Б) развивающая Побуждение учащихся к самопознанию и самосовершенствованию; В) воспитательная Содействие становлению духовного мира учащихся; Г) поведенческая Ожидаемое улучшение поведения учащихся и рост их сознательности. Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по программе: - методы, повышающие познавательную активность; - методы, вызывающие эмоциональную активность; - методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности; - методы коррекции и уточнение детских представлений. 1. Методы, повышающие познавательную активность. Под познавательной активностью следует понимать активность, проявляемую в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии информации, уточнять, углублять свои знания. При использовании этого важного педагогического приема педагог в каждом конкретном приеме должен решить, с какого сравнения начинать – по сравнению по сходству или по контрастам. Далее используются приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы (Важнейшим дидактическим принципом является прямое повторение - от детей требуется умение повторять то, что они усвоили.). Здесь же важно выделить применение знаний в сходной ситуации; - повторение на опосредованном уровне. Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опыта. Они, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой. 2. Методы, вызывающие эмоциональную активность. Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии. Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению чувств игровые приемы: - воображаемая ситуация; - придумывание сказок; - игра-драматизация; - сюрпризные моменты и элементы новизны; - сочетание разнообразных средств. 3. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности. Анализ исследований межпредметных связей в педагогическом процессе показал, что такие связи имеют разную направленность. Это может быть решение познавательных задач, совершенствование навыков, накопление чувственного опыта. Для того, чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны дидактические мостики: - прием предложения и обучения; - перспективное планирование; - беседа; - создание предметной среды. 4. Методы коррекции и уточнение представлений детей о мире. В процессе наблюдений приобретения знаний об окружающем мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о себе, о различных явлениях и событиях. Ограниченный жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у ребят складываются не всегда правильные, точные представления. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать их, учить детей соответствующим формам поведения и выражения своего отношения. Ведущими методами здесь служат: - повторение; - наблюдение; - экспериментирование; - опыты. Столь же необходима коррекция и уточнение представлений приобретенных детьми при стихийном получении информации. Программа включает разделы. 1. Любовь к себе и окружающим людям. Цель раздела – обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, свои возможности и способности. Научить и ценить себя создавать предпосылки к самовоспитанию. На основе самопознания формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. Любовь к себе и окружающим Мой организм Мои чувства Мои поступки, мысли, умения Моя семья Требования к уровню усвоения программы по разделу «Любовь к себе и окружающим». Должны знать: - Некоторые особенности функционирования организма. - Правила охраны органов чувств и ухода за ними. - Родственные отношения, свою специальную роль родословную. - О декларации прав ребенка. Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости: - между человеком и животным; - между эмоциональным состоянием человека и причинами , его вызывающими; - между людьми. Уметь: - самостоятельно содержать в чистоте свое тело, одежду. - Управлять своим настроением, поступками. - Анализировать и оценивать поведение свое и других людей. 2. Любовь к Родине. Цель раздела – формировать представление о Земле, о своей стране. Воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине Что такое Земля Быт людей Моя Республика Символы Традиции, обычаи Требования к уровню усвоения программы по разделу «Любовь к Родине». Должны знать и понимать: - Что Казахстан – Родина моя – (расположение на карте, глобусе). - Что Астана – столица. - Что представляет собой флаг и герб Казахстана. - Почему мы говорим, что Земля – наш общий дом; - Традиции и обычаи родного края. Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи: - между желанием узнавать о жизни людей на Земле и важностью изучения разных языков; - между знакомством с обычаями и традициями и отношением к ним; - между любовью к своей Родине и желанием больше узнавать о ней. 3. Любовь к окружающему миру. Цель раздела – формировать представления о прекрасном, вызывать к нему чувства. Развивать и поддерживать интерес к природе, искусству, музыке, окружению. Любовь к окружающему миру Живая и неживая природа и человек Предметы Человек - творец Музыка, искусство, живопись Требования к усвоению программы по разделу «Любовь к окружающему миру». Должны знать и понимать: - Что человек умеет трудиться творчески, может делать открытия, создавать новое; - Каково прошлое, настоящее, будущее некоторых предметов; 4. Любовь к труду. Цель раздела формировать у детей представление о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку. Воспитывать желание, любовь к труду, ответственное отношение, развивать творческие способности. Любовь к труду Самообслуживание Труд людей. Профессии. Ручной труд Учеба Профориентация Требования к уровню усвоения программы по разделу «Любовь к труду». Знать и понимать: - что дети становятся взрослыми; - что деятельность человека разнообразна (трудиться, заниматься спортом, самообслуживание, ручной труд, отдых и т.д.); - что для овладения профессией необходимо учиться; - что учеба – это труд; - что в Декларации прав человека записано его право на труд и отдых. Устанавливать и объяснять причинные связи: - между появлением разных профессий и потребностями человечества в данном виде труда; - между добросовестным творческим трудом человека и радостью, которую он получает от труда; - между отношением человека к труду и результатом его деятельности. Методические рекомендации к программе «С любовью к жизни». (Примерные темы занятий). 1. Первый раздел – формирование здорового образа жизни, культуры поведения. Занятия –практикумы: «Приведи в порядок вещи», «помоги себе сам при ушибах и порезах», «Чистота – залог здоровья», «Станция Неболейка», «Операция «Чистюля». Практикум «Уход за личными вещами», рейд «Лучший класс». Беседы: «Почему мы болеем», Урок «Да – нет вредным привычкам», «Берегите зрение», «Что такое кариес», «В человеке все прекрасно», «Незнайка в стране вежливости», «Учимся у доброй феи», «День именинника», «У тебя гости», «Ты в гостях», «Красный, желтый, зеленый», «Петрушка на улице», «Дела человека». 2. Второй раздел – воспитание патриотического сознания, приобщение к национальной культуре. Занятия: «Земля – наш общий дом», «Птицы и животные Казахстана», «Моя семья, мой город», «Героизм М. Маметовой», «Люди разных стран». Тематические вечера и праздники, экскурсии в музей «Символы Республики Казахстан», «Мои семейные обязанности». Ролевые игры «Праздники в семье». Конкурсы рисунков и стихов о Родине. 3. Третий раздел – воспитывать интерес к прекрасному, умение его видеть и воспринимать, бережное отношение к природе. Сбор листьев, трав для гербариев. Тематические вечера «Осень», «Зима», «Весна», Экологическая игра «Загадки о природе», Музыкальные часы. Кукольный театр. Экологический капустник. Вечер шуток и танцев. «Лес – наше богатство», «Ребятам о зверятах». Игра – путешествие «Мини – зоопарк», «Тайна аквариумов», «Музыкальная шкатулка». Конкурс «Лучший сказочник», «В гостях у К.И. Чуковского», «Малая гостиная А.С. Пушкина», экскурсия на берег Иртыша и т.д. 4. Четвертый раздел – формирование культуры труда, воспитание трудолюбия, развития творческих способностей. Беседы: «Умственный труд», «Тысяча профессий». Практикумы: «Книжкин лекарь», «Где живет техника», «Праздник урожая», «Сервировка стола», «Поделки из природного материала». Беседы: «Всегда найдется дело для умелых рук», «Чем пахнут ремесла». Практические трудовые занятия: «Веселые крючки», «Уроки выжигания», аппликация «Поздравительная открытка для мамы, папы», Аппликация «дед Мазай и зайцы». Лепка «Животные». Задания – практикумы «Уход за садово – огородными растениями, животными», «Культура работы с ручным инструментом». Рекомендации к планированию воспитательно-образовательной работы По программе «С любовью к жизни». Планированию работы предшествует подготовительная работа. Составляется социальный портрет своего учреждения. В него входят: • Описание и анализ того социального окружения, в котором находится учреждение: адрес школы, информация о названии близлежащих улиц, наличие социальных учреждений. «Социальный портрет» составляется однажды и может лишь, дополняться. • События, которые должны произойти в стране в процессе будущего года. - события, которые планируются в городе; - события, которые планируются в данном учреждении (юбилей, спортивный праздник и т.д.) - события, которые планируются в классе, в группе детей. • Воспитатель планирует работу с учетом возрастных особенностей. • Включает в планирование: - беседы (эвристические, поисковые, проблемные); - чтение художественной литературы; - игры; - экспериментирование и опыты. • Отдельно планируется работа с родителями - консультации; - родительские собрания; - круглые столы; - вечера вопросов и ответов.
Источник: http://Методические рекомендации по вспомогательной школе, опыт работы |