Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

К вопросу о внедрении компьютерной экспресс-диагностики невербального мышления детей 6-8 лет в условиях ПМПК.
Автор: Конкаков М.Д.
учитель-дефектолог, учитель-логопед ПМПК


Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и коррекционного вмешательства еще только начинает развиваться в Республике Казахстан. На данный момент многие родители детей с ООП обращаются в ПМПК только, когда встает вопрос об обучении в школе, или же трудности в усвоении ребенком учебных навыков выявляются после обучения в 1 классе по общеобразовательной программе. По опыту это связано с особенностями менталитета, достаточно отдаленного проживания от крупного населенного пункта, материального и социального неблагополучия семей ребенка с ООП. Считаю, что подобная тенденция будет продолжаться и дальше. И поэтому дальнейшее совершенствование диагностического инструментария для обследования детей 6-8 летнего возраста остается актуальной.
Для детей с ООП с тяжелым нарушением речи обусловленным Алалией, Афазией, Дизартрией, нарушением слуха, мутизмом, расстройством аутистического спектра (РАС) исследование невербального мышления при помощи компьютерной экспресс-диагностической программы может стать дополнительным эффективным звеном диагностики.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, - принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
XXI век вступил в свои права, наступила эпоха тотальной информатизации – цивилизация идет в направлении обеспечения полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.
Одна из принципиальных установок состоит в том, что компьютер для учащегося – рабочий инструмент, используемый в различных сферах деятельности, в том числе и в психологии.
Опытный педагог и психолог могут многое сказать о ребенке на основании наблюдения за способом решения им компьютерных задач, его игровыми действиями.
Однако более строго компьютерными диагностическими методами можно считать лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. Программа может автоматически фиксировать все заранее прописанные параметры, обрабатывать их и готовые результаты обработки сохранять. В дальнейшем эти результаты, предназначенные для интерпретации специалистом (врач-психиатр, психолог, дефектолог) могут быть выведены на экран дисплея или на печатающее устройство. Такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результаты экспресс-диагностики могут выводиться в виде цифр, шкал, графиков в виде конкретных рекомендаций для педагогов и родителей.
Уже сейчас имеются компьютерные программы и программно-технические средства для коррекции, реабилитации, компенсации детей имеющих особенности интеллектуального и физического развития и нуждающихся в особых образовательных потребностей, детей с нарушениями развития речи и детей с расстройство аутистического спектра.
Такое внедрение компьютерных систем в современную психодиагностику обусловлено рядом преимуществ:
Специалист психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) частично освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при проведении обследования, так и при обработке полученных в исследовании данных;
Постоянство реализуемой программы обеспечивает относительную неизменность условий тестирования, что не всегда достижимо при немашинном предъявлении задания;
Расширяются возможности применения мощного математического аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур анализа;
Компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение действия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики индивидуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);
Появляется возможность актуализации игровой мотивации у испытуемых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования более привлекательным и повышает достоверность результатов;
Средства компьютерной графики позволят предъявлять испытуемому динамические объекты. Применение полимодальной компьютерной графики дает возможность создания привлекательной среды для детей с интеллектуальными нарушениями, внимание которых отличается нестойкостью, слабостью, пресыщаемостью и привлекается яркими цветами, необычными предметами;
Программа может дать возможность четкого учета времени потраченного на решение заданий, каждого в отдельности по блокам, или сериям, что поможет при выявлении особенностей динамических процессов центральной нервной системы;
Сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых. Появляется возможность создания единого стандарта в определении сформированности мыслительной деятельности у детей 6-8 летнего возраста не только в отдельно взятой районной или городской ПМПК, но и в целом в рамках области или даже страны.
Все эти плюсы делают компьютерные диагностические программы очень привлекательными для специалистов желающих диагностировать с более высоким качеством, с большей продуктивностью реализовывать свой творческий потенциал, и грамотно использовать свой профессиональный опыт. Не отвлекаясь на «рутинные» обязанности по проведению процедуры тестирования (предъявление стимульного материала, ведение протокола, обработки полученных данных), а направить все свои силы непосредственно на работу с обследуемым на выявление дополнительных данных об особенностях и состояния его психики.
Компьютерные технологии на современном этапе развития не способны заменить человека (специалиста) в принятии решения о правильности полученных данных, так как является только исполнителем введенных в него алгоритмов действия. Таким образом, компьютер только помощник специалиста. Специалист же основываясь на результатах тестирования проведенного машиной формирует свою с точку зрения основанную на профессионализме.
При внедрении подобных программ в практическую деятельность специалистов ПМПК (врача-психиатра, психолога и дефектолога) появляется возможность создания единого банка данных, создание сводных таблиц, графиков, деление на группы по серии признаков и т д.
Основополагающим обстоятельством создания и использования компьютерной программы является применение новых технологий для расширения, углубления, и качественного преобразования средств диагностики состояния невербального мышления, у детей с ООП: задержкой психического развития, нарушением интеллекта, нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, слабослышащих, с расстройством аутистического спектра с целью определения более адекватного и эффективного коррекционно-развивающего образовательного маршрута.
Создание компьютерной экспресс-диагностической программы должно учитывать особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития, с тяжелым нарушением речи, слабослышащих, неслышащих, слабовидящих уже на этапе сбора тестового материала (методик) и требований предъявляемых к стимульному материалу.
- необходимо исключить методики изначально недоступные для детей по степени трудности.
- исключению подлежат методики требующие вербального ответа. Так как компьютер и создаваемое современное программное обеспечение еще не в полной мере способно понимать речь и соответственно своевременно и адекватно реагировать.
- важным критерием отбора методик служит возможность адекватного переложения её в компьютерный вариант без потери диагностического качества последней.
- стимульный материал должен учитывать особенности психофизического развития детей 6-8 летнего возраста, особенности восприятия и возможностей детей с нарушением интеллекта, с нарушением зрения (необходимый размер, цветовая гамма, яркость).
- задания должны предъявляться не только вербально, но и должны быть понятны интуитивно. Можно учесть предварительный показ техники выполнения задания
Следует учитывать способность детей с ООП к овладению навыком работы с компьютером и программным обеспечением. Элементы управления должны быть доступными для понимания их роли детьми и довольно простыми для овладения ими. Они не должны содержать сложных многоступенчатых операций требующих поочередной работы с несколькими клавишами клавиатуры или элементами интерфейса.
Например можно использовать 3-4 близко и удобно расположенных клавиш клавиатуры, мышь, или непосредственную работу с сенсорным экраном монитора как в современных телефонах, планшетных компьютерах. Богатое поле деятельности дает использование встроенных в современную технику датчиков движения, наклона, поворота. В этом случае если у обследуемого недостаточно развита мелкая моторика рук управление можно перевести на несколько простых и быстро запоминающихся движений или жестов.
Элементы управления должны быть доступны не только для ребенка, но и для специалиста, непосредственно работающего с программой.
В диагностической программе должно быть предусмотрено обязательное наличие нескольких обучающих блоков выполненных в форме интересных игр для отработки и закрепления работы с элементами управления компьютерной программой. Современные компьютерные технологии позволяют решать широкий спектр задач.
В век развития высоких информационных технологий использование последних раскрывает новые возможности в расширении диагностического инструментария специалистов ПМПК.
Категория: Особые дети | Добавил: marat198009 (2016-02-04) | Автор: Конкаков Марат E
Просмотров: 876 | Комментарии: 1 | Теги: ПМПК, дефектолог, программа, диагностика, Логопед, ООП, программист | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru