Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Разработка Нургазиновой Гульнары Жетписбаевны – учителя КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. Предмет: Общество и право Класс: 9 Тема: Права ребенка Тип урока: урок-закрепление. Цель: закрепить знания учащихся о правах ребенка, на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека и ребенка в РК. Задачи: Образовательные: 1. расширить, обобщить знания учащихся о правах ребенка в мире и РК; 2. формировать у учащихся понимание необходимости изучения и знания прав человека; 3. формировать культуру ведения диалога, дискуссии и участия в них; 4. учить детей применять полученные знания в повседневной жизни и на практике. Коррекционно-развивающие: 1. коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запасов, диалогической и монологической речи) через индивидуальное и хоровое чтение; 2. коррекция и развитие памяти, внимания, восприятия (зрительного и слухового); 3. коррекция мыслительной деятельности (операций анализа, обобщения, выявления главной мысли, логических и причинно-следственных связей); 4. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержка, умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, умение выражать свои собственные чувства). Воспитательные: 1. воспитывать в сознании учащихся гражданские, патриотические, правовые ценности, взгляды и убеждения; 2. воспитывать учащихся в духе уважения прав и свобод другого человека 3. воспитывать интерес к учебе, учебному предмету «Общество и право», интерес к получению новых знаний; 4. воспитывать умение работать индивидуально, в парах, в команде; 5. воспитывать самостоятельность; 6. воспитывать общечеловеческие нравственные качества (умение сопереживать, уважение к взглядам и принципам других людей). Оборудование: экран, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями, карточки с картинками, кластер, наглядные пособия, памятки. Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять. Рамсей Кларк, американский правозащитник, юрист План урока 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня особенное занятие, к нам на урок пришли педагоги школы. Давайте встретим их аплодисментами. (аплодисменты в записи, магнитофон) Чтобы правильно настроиться на наше занятие и не волноваться сильно, мы с вами проведем игру «Аплодисменты», только теперь будут аплодировать Вам наши гости. Я буду называть определенную группу людей; те, кто относит себя к названной группе, встают. Остальные участники и наши гости им аплодируют. -Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества. -Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке. -Встаньте те, кто любит просыпаться рано. -Встаньте те, кто любит слушать рэп. -Встаньте те, кто вчера лег спать поздно. -Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче. -Встаньте те, кто уважает свои интересы. -Встаньте те, кто уважает чужие интересы. Обсуждение игры: - Какие чувства у вас вызывали аплодисменты? - Не дыло ли вам грустно, когда вы оставались сидеть? - Были ли нарушены в ходе игры ваши права? Молодцы! Спасибо! Я думаю, мы настроились на урок и можем начать серьезную работу. 2. Постановка цели урока. Слово учителя: Основой нашего общества являются интересы личности, в том числе и личности ребенка. Детство – особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Все это должно опираться на такую вещь, как достоинство и свобода каждого от произвола и беззакония. • Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? («Права ребенка») (кластер) • Наша тема состояла из двух терминов: право и ребенок. Давайте вспомним их значение. (Право – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет) (кластер) Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку будут слова американского юриста, правозащитника Рамсея Кларка «Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять». 3. Актуализация знаний. Слово учителя: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания о том: Что такое права ребенка? Права ребенка – это законные интересы ребенка, защищенные законами страны и мира. -Откуда мы узнаем о правах ребенка? -Где они записаны? а) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей); б) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет); в) Конституция РК; г) Закон РК «О правах ребенка в РК»; д) «Кодекс РК о браке (супружестве) и семье». 4. Словарная работа. Слово учителя: Закреплять полученные вами знания о правах детей мы будем при помощи составления кластера. Прежде, давайте выясним, что же такое «кластер». Слово «кластер» - объединение нескольких данных для получения целой картины, содержания и т.д. Обратите внимание, как правильно пишется и как правильно произносится данное слово (слайд 3) 5. Основная часть закрепления знаний. Слово учителя: Давайте вместе вспомним, о каких основных правах ребенка мы с вами говорили на предыдущем уроке и начнем с самого главного. Какое самое главное, неотъемлемое право человека, будь то ребенка, будь то взрослого? (право на жизнь) - право на жизнь Правильно. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить хронологическую цепочку жизни человека, его появления на свет и дальнейшего развития. Работа в парах: раставить картинки в хронологическом порядке. (В конверте: новорожденный, ребенок дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросток, студент, муж и жена, мать и отец, бабушка и дедушка) На кластере фигура ребенка, лучик со словами «Право на жизнь». Давайте проверим, все ли правильно составили цепочку (1 ученик вслух рассказывает и показывает, остальные проверяют на местах; слайд 4). Ребята, вот мы вместе составили цепочку, в которой мы видим новорожденного ребенка, дошкольника, детей младшего и старшего школьного возрастов, студентов, супругов, бабушку и дедушку. А какое общее слово их объединяет? (семья) Правильно, семья. Какое следующее право вытекает из определения «семья»? - право жить со своими родителями и воспитываться в семье (кластер) Учитель: Правильно. Это – огромное счастье: родиться, жить и воспитываться в семье. Но бывают в жизни различные обстоятельства, порой грустные, и тогда своей семьей вы можете назвать кого?.. (школа-интернат, свой класс, педагоги, сотрудники) Слово учителя: У вас на столах разложены лучики солнца со строчками о семье. Давайте вы все прочтете по одной строке, и у нас получится целое солнце – символ счастливой семьи. Вспомните, как нужно читать стихотворные строки (не торопиться, с выражением, соблюдая паузы и интонацию). Начнем (слайд 5 с появляющимися постепенно лучами солнца) Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Слово учителя: Ребята, какой первый документ для ребенка, только что рожденного, выдают государственные органы? (свидетельство о рождении). Правильно. А что указывается в данном документе? (ФИО) - право на Ф.И.О. при рождении (учащиеся выборочно называют свое ФИО) (слайд 6 свидетельство о рождении; кластер) Слово учителя: Каждый человек рождается в какой-то определенной стране. А в какой стране родились мы с Вами? (РК) Значит, гражданами какой страны мы являемся? (РК) Как называется это право? - право на гражданство (лучик на кластер) Хоровое чтение стихотворных строк. Я – сын своей страны, Хотя еще ребенок, Но твердо знаю – я горжусь Своей землей с пеленок! Слово учителя: Так как вы являетесь гражданами страны, государство обеспечивает вас достойным образованием и воспитанием, которое вы получаете в стенах нашей щколы-интерната. Сидя за школьными партами, кем вы являетесь? (учениками, школьниками). Приходят воспитатели на работу, занимаются с вами, как называется этот процесс? (воспитание). Что дают вам уроки и учителя? (знания). Так как называется следующее право ребенка? - право на образование и воспитание (кластер) Слово учителя: Как вы думаете, все ли дети школьного возраста имеют право получать образование? (да). А после окончания школы? (да, мы можем учиться дальше, чтобы получить профессию). Слово учителя: Верно, после окончания школы вы можете получить специальное профессиональное образование, а кому –то , может быть, удастся получить и высшее образование в институте. Такими воспитанниками мы всегда будем гордиться. Продолжаем составлять наш кластер. Мы его дополнили очередным лучом. Слово учителя: А теперь обратите внимание на картинки, изображенные на слайде. Символ чего изображен на них? (слайд 7: Красный Крест, змея, градусник и т.д.). Значит, о каком следующем праве ребенка идет речь? - право на медицинскую помощь (кластер) (Звучит музыка о лете, слайд 8 с картинками летнего отдыха). Слово учителя: Какое время года изображено на картинках? О каком времени года поется в песне? (лето). Верно. А чем вы занимаетесь летом? (отдыхаем). Как правильно называется этот вид отдыха? (летние каникулы). А еще какие каникулы у вас есть? (осенние, весенние, зимние). Молодцы, о каникулах вы все знаете и помните. А кроме каникулярных дней, мы больше не отдыхаем? (выходные и праздничные дни). А если представить на секунду, что в один прекрасный день отменят все выходные дни, каникулы, правильно ли это будет? (нет). Почему же «нет»? Какое ваше право будет нарушено? (право на отдых). Раз у нас есть такое право, давайте им воспользуемся и немного отдохнем. - право на отдых, досуг (кластер) 6. Физминутка. Слово учителя: Игра «Черный ящик» (дать возможность одному-двум детям вслепую вытащить из ящика листы бумаги с напечатанными там оскорбительными выражениями и попросить обратиться к кому-либо из одноклассников: «Ты тупой!», «Ты вонючка», «Пошел вон, придурок!»). Ребята, какие чувства вызвали у вас данные обращения к вам? Вам было приятно их слышать в свой адрес? (было неприятно, неудобно, несмешно) А разве это настолько смешно и позволительно среди одноклассников или людей вообще? (нет). Так какое же право вытекает из всей этой ситуации? - право на уважение человеческого достоинства (кластер) Слово учителя: Работа с презентацией (слайд 10: картинки жестокого обращения с детьми). Как обращаются с детьми на увиденных вами кадрах? (зло, жестоко) Приемлемо ли это? (нет) Какое право детей нарушалось в этих ситуациях? Если вдруг с вами произошла такая история, к кому вы можете обратиться за помощью? (администрация, педагоги) - право на защиту от жестокого обращения (кластер) Слово учителя: Все-таки в мире не так много жестокости, как добра, милосердия и других положительных качеств и эмоций. В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться. В мире, полном зла, нужно уметь прощать. В мире, полном отчаянья, нужно уметь мечтать. В мире, полном сомнений, нужно уметь верить. (слайд 11) И сейчас давайте немного помечтаем вместе и будем верить в то, что наши мечты сбудутся (учитель начинает, передает свечу ученикам по очереди со словами «Я мечтаю...»). Какое право мы осуществили, произнося вслух свои мысли и желания? - право на свободу слова, выражать свое мнение (кластер) Слово учителя: Вот мы назвали с вами только небольшую часть тех основных прав, которые имеет ребенок в нашей стране. Как вы думаете, эти права должен кто-то защищать, оберегать, следить за их соблюдением? (да) Кто? (государство, закон) Значит, как звучит наше последнее право? - право на защиту своих прав и законных интересов (кластер) 7. Обобщение Слово учителя: Посмотрите внимательно на нашу коллективную работу и ее результат. Так же как лучи солнца дарят нам тепло, свет, покой, так и наличие, соблюдение и защита всех имеющихся прав сделает жизнь каждого ребенка, в том числе и вас, полной и счастливой. Закрепление изученного на уроке. Викторина «Какие права героев сказки нарушены» (в зависимости от времени) Из всего, что вы узнали на предыдущем и сегодняшнем уроках, какой вывод для себя вы можете сделать? (Мы должны знать свои права и уметь их защищать). Слово учителя: Но есть одно НО... Что человек имеет, помимо прав? (обязанности). Правильно, но об этом мы поговорим на следующем уроке. 8. Подведение итогов урока (оценивание знаний учащихся). 9. Домашнее задание: повторить основные права ребенка (раздача памяток) 10. Рефлексия. Слово учителя: Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что заинтересовало вас больше всего? (на столах разложены картинки с улыбающимся и грустным солнышком, надо попросить ребят оценить свое настроение). До свидания! Спасибо всем! | |
Просмотров: 3279 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|