Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Открытый урок. Тема: "Права ребенка".
Разработка Нургазиновой Гульнары Жетписбаевны –
учителя КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей.

Предмет: Общество и право
Класс: 9
Тема: Права ребенка
Тип урока: урок-закрепление.
Цель: закрепить знания учащихся о правах ребенка, на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека и ребенка в РК.
Задачи:
Образовательные:
1. расширить, обобщить знания учащихся о правах ребенка в мире и РК;
2. формировать у учащихся понимание необходимости изучения и знания
прав человека;
3. формировать культуру ведения диалога, дискуссии и участия в них;
4. учить детей применять полученные знания в повседневной жизни и на практике.

Коррекционно-развивающие:

1. коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запасов, диалогической и монологической речи) через индивидуальное и хоровое чтение;
2. коррекция и развитие памяти, внимания, восприятия (зрительного и слухового);
3. коррекция мыслительной деятельности (операций анализа, обобщения, выявления главной мысли, логических и причинно-следственных связей);
4. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержка, умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, умение выражать свои собственные чувства).

Воспитательные:

1. воспитывать в сознании учащихся гражданские, патриотические, правовые ценности, взгляды и убеждения;
2. воспитывать учащихся в духе уважения прав и свобод другого человека
3. воспитывать интерес к учебе, учебному предмету «Общество и право», интерес к получению новых знаний;
4. воспитывать умение работать индивидуально, в парах, в команде;
5. воспитывать самостоятельность;
6. воспитывать общечеловеческие нравственные качества (умение сопереживать, уважение к взглядам и принципам других людей).

Оборудование: экран, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями, карточки с картинками, кластер, наглядные пособия, памятки.

Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять.
Рамсей Кларк,
американский правозащитник, юрист

План урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня особенное занятие, к нам на урок пришли педагоги школы. Давайте встретим их аплодисментами. (аплодисменты в записи, магнитофон)
Чтобы правильно настроиться на наше занятие и не волноваться сильно, мы с вами проведем игру «Аплодисменты», только теперь будут аплодировать Вам наши гости.
Я буду называть определенную группу людей; те, кто относит себя к названной группе, встают. Остальные участники и наши гости им аплодируют.
-Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества.
-Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке.
-Встаньте те, кто любит просыпаться рано.
-Встаньте те, кто любит слушать рэп.
-Встаньте те, кто вчера лег спать поздно.
-Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче.
-Встаньте те, кто уважает свои интересы.
-Встаньте те, кто уважает чужие интересы.

Обсуждение игры:
- Какие чувства у вас вызывали аплодисменты?
- Не дыло ли вам грустно, когда вы оставались сидеть?
- Были ли нарушены в ходе игры ваши права?

Молодцы! Спасибо! Я думаю, мы настроились на урок и можем начать серьезную работу.

2. Постановка цели урока.
Слово учителя:
Основой нашего общества являются интересы личности, в том числе и личности ребенка. Детство – особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Все это должно опираться на такую вещь, как достоинство и свобода каждого от произвола и беззакония.
• Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? («Права ребенка») (кластер)
• Наша тема состояла из двух терминов: право и ребенок. Давайте вспомним их значение. (Право – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет) (кластер)

Слово учителя:
Эпиграфом к нашему уроку будут слова американского юриста, правозащитника Рамсея Кларка «Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять».

3. Актуализация знаний.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания о том:
Что такое права ребенка?
Права ребенка – это законные интересы ребенка, защищенные законами страны и мира.
-Откуда мы узнаем о правах ребенка?
-Где они записаны?
а) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей);
б) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет);
в) Конституция РК;
г) Закон РК «О правах ребенка в РК»;
д) «Кодекс РК о браке (супружестве) и семье».

4. Словарная работа.
Слово учителя:
Закреплять полученные вами знания о правах детей мы будем при помощи составления кластера. Прежде, давайте выясним, что же такое «кластер».
Слово «кластер» - объединение нескольких данных для получения целой картины, содержания и т.д. Обратите внимание, как правильно пишется и как правильно произносится данное слово (слайд 3)

5. Основная часть закрепления знаний.

Слово учителя:
Давайте вместе вспомним, о каких основных правах ребенка мы с вами говорили на предыдущем уроке и начнем с самого главного.
Какое самое главное, неотъемлемое право человека, будь то ребенка, будь то взрослого? (право на жизнь)
- право на жизнь
Правильно. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить хронологическую цепочку жизни человека, его появления на свет и дальнейшего развития.
Работа в парах: раставить картинки в хронологическом порядке. (В конверте: новорожденный, ребенок дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросток, студент, муж и жена, мать и отец, бабушка и дедушка) На кластере фигура ребенка, лучик со словами «Право на жизнь».
Давайте проверим, все ли правильно составили цепочку (1 ученик вслух рассказывает и показывает, остальные проверяют на местах; слайд 4).
Ребята, вот мы вместе составили цепочку, в которой мы видим новорожденного ребенка, дошкольника, детей младшего и старшего школьного возрастов, студентов, супругов, бабушку и дедушку. А какое общее слово их объединяет? (семья) Правильно, семья. Какое следующее право вытекает из определения «семья»?
- право жить со своими родителями и воспитываться в семье (кластер)
Учитель:
Правильно. Это – огромное счастье: родиться, жить и воспитываться в семье. Но бывают в жизни различные обстоятельства, порой грустные, и тогда своей семьей вы можете назвать кого?.. (школа-интернат, свой класс, педагоги, сотрудники)
Слово учителя:
У вас на столах разложены лучики солнца со строчками о семье. Давайте вы все прочтете по одной строке, и у нас получится целое солнце – символ счастливой семьи. Вспомните, как нужно читать стихотворные строки (не торопиться, с выражением, соблюдая паузы и интонацию).
Начнем (слайд 5 с появляющимися постепенно лучами солнца)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Слово учителя:
Ребята, какой первый документ для ребенка, только что рожденного, выдают государственные органы? (свидетельство о рождении). Правильно. А что указывается в данном документе? (ФИО)
- право на Ф.И.О. при рождении (учащиеся выборочно называют свое ФИО) (слайд 6 свидетельство о рождении; кластер)
Слово учителя:
Каждый человек рождается в какой-то определенной стране. А в какой стране родились мы с Вами? (РК) Значит, гражданами какой страны мы являемся? (РК) Как называется это право?
- право на гражданство (лучик на кластер)

Хоровое чтение стихотворных строк.

Я – сын своей страны,
Хотя еще ребенок,
Но твердо знаю – я горжусь
Своей землей с пеленок!

Слово учителя:
Так как вы являетесь гражданами страны, государство обеспечивает вас достойным образованием и воспитанием, которое вы получаете в стенах нашей щколы-интерната. Сидя за школьными партами, кем вы являетесь? (учениками, школьниками). Приходят воспитатели на работу, занимаются с вами, как называется этот процесс? (воспитание). Что дают вам уроки и учителя? (знания). Так как называется следующее право ребенка?
- право на образование и воспитание (кластер)
Слово учителя:
Как вы думаете, все ли дети школьного возраста имеют право получать образование? (да). А после окончания школы? (да, мы можем учиться дальше, чтобы получить профессию).
Слово учителя:
Верно, после окончания школы вы можете получить специальное профессиональное образование, а кому –то , может быть, удастся получить и высшее образование в институте. Такими воспитанниками мы всегда будем гордиться.
Продолжаем составлять наш кластер. Мы его дополнили очередным лучом.
Слово учителя:
А теперь обратите внимание на картинки, изображенные на слайде. Символ чего изображен на них? (слайд 7: Красный Крест, змея, градусник и т.д.). Значит, о каком следующем праве ребенка идет речь?
- право на медицинскую помощь (кластер)
(Звучит музыка о лете, слайд 8 с картинками летнего отдыха).
Слово учителя:
Какое время года изображено на картинках? О каком времени года поется в песне? (лето). Верно. А чем вы занимаетесь летом? (отдыхаем). Как правильно называется этот вид отдыха? (летние каникулы). А еще какие каникулы у вас есть? (осенние, весенние, зимние). Молодцы, о каникулах вы все знаете и помните. А кроме каникулярных дней, мы больше не отдыхаем? (выходные и праздничные дни). А если представить на секунду, что в один прекрасный день отменят все выходные дни, каникулы, правильно ли это будет? (нет). Почему же «нет»? Какое ваше право будет нарушено? (право на отдых). Раз у нас есть такое право, давайте им воспользуемся и немного отдохнем.
- право на отдых, досуг (кластер)
6. Физминутка.
Слово учителя:
Игра «Черный ящик» (дать возможность одному-двум детям вслепую вытащить из ящика листы бумаги с напечатанными там оскорбительными выражениями и попросить обратиться к кому-либо из одноклассников: «Ты тупой!», «Ты вонючка», «Пошел вон, придурок!»). Ребята, какие чувства вызвали у вас данные обращения к вам? Вам было приятно их слышать в свой адрес? (было неприятно, неудобно, несмешно) А разве это настолько смешно и позволительно среди одноклассников или людей вообще? (нет). Так какое же право вытекает из всей этой ситуации?
- право на уважение человеческого достоинства (кластер)
Слово учителя:
Работа с презентацией (слайд 10: картинки жестокого обращения с детьми). Как обращаются с детьми на увиденных вами кадрах? (зло, жестоко) Приемлемо ли это? (нет) Какое право детей нарушалось в этих ситуациях? Если вдруг с вами произошла такая история, к кому вы можете обратиться за помощью? (администрация, педагоги)
- право на защиту от жестокого обращения (кластер)
Слово учителя:
Все-таки в мире не так много жестокости, как добра, милосердия и других положительных качеств и эмоций.
В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире, полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаянья, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить. (слайд 11)
И сейчас давайте немного помечтаем вместе и будем верить в то, что наши мечты сбудутся (учитель начинает, передает свечу ученикам по очереди со словами «Я мечтаю...»). Какое право мы осуществили, произнося вслух свои мысли и желания?
- право на свободу слова, выражать свое мнение (кластер)
Слово учителя:
Вот мы назвали с вами только небольшую часть тех основных прав, которые имеет ребенок в нашей стране. Как вы думаете, эти права должен кто-то защищать, оберегать, следить за их соблюдением? (да) Кто? (государство, закон) Значит, как звучит наше последнее право?
- право на защиту своих прав и законных интересов (кластер)

7. Обобщение
Слово учителя:
Посмотрите внимательно на нашу коллективную работу и ее результат. Так же как лучи солнца дарят нам тепло, свет, покой, так и наличие, соблюдение и защита всех имеющихся прав сделает жизнь каждого ребенка, в том числе и вас, полной и счастливой.
Закрепление изученного на уроке.
Викторина «Какие права героев сказки нарушены» (в зависимости от времени)
Из всего, что вы узнали на предыдущем и сегодняшнем уроках, какой вывод для себя вы можете сделать? (Мы должны знать свои права и уметь их защищать).
Слово учителя:
Но есть одно НО... Что человек имеет, помимо прав? (обязанности). Правильно, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

8. Подведение итогов урока (оценивание знаний учащихся).
9. Домашнее задание: повторить основные права ребенка (раздача памяток)
10. Рефлексия.
Слово учителя:
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что заинтересовало вас больше всего? (на столах разложены картинки с улыбающимся и грустным солнышком, надо попросить ребят оценить свое настроение). До свидания! Спасибо всем!
Категория: Особые дети | Добавил: Яло (2016-03-01)
Просмотров: 3279 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru