Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
ТЕМА: БАСНЯ "ВОРОНА И ЛИСА" 7 класс Цели: учебная: -продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова; -продолжать совершенствовать технику чтения; -работать над выразительностью, осознанностью, беглостью, правильностью чтения; -учить определять эмоциональный настрой героев; -учить делать выводы. коррекционная: -развивать устную монологическую речь; -развивать умение делать словесные логические обобщения; - развивать приемы сравнения, сопоставления; -развивать образную память, полноту запоминания, познавательную активность. воспитательная: воспитывать отрицательное отношение к людским порокам: лести, лжи, хваставству. Оборудование: картина"Ворона и лиса", карточки со словарными словами, таблица с цитатами писателей, черный ящик, иллюстрации к басням, карточки со словами. Ход урока 1. Организационная часть. 2. Психологический момент. Начинается урок, Он пойдет Андрюше впрок. Будем правильно читать. Постарайся все понять. 3.Артикуляционно-дыхательная гимнастика. А) Вдох-выдох - пауза(1-2раза) Б) Вдох - загоняем воздух в рот(учитель показывает, что загоняет воздух ладонью внутрь). Выдох-(учитель показывает, как выгоняет воздух поворачивая ладонь наружу). (выполнить 4 раза). 4. Речевая разминка (правильное произношение звуков Л -М). Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало. 5. Проверка домашнего задания. Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. - Кто такой И.А.Крылов?(баснописец) - А что он писал?(басни) - А что такое басни?(ответы детей). Уч.: Это остроумный живой рассказ, разговор, который происходит в непринужденной дружеской беседе. Давайте немного вспомним о баснописце. А) Фронтальный опрос. - Где родился И.А. Крылов? (В Петербурге в 1769 г. в семье армейского офицера. Отец долгие годы служил в армии. Через 22 года вышел в отставку и семья переехала в Тверь.) - Кто помогал мальчику Ване в обучении?( Вначале маленького Ваню обучала мать - Мария Алексеевна. Она была умной и доброй женщиной от природы). - Куда был принят на службу Ваня? ( Когда Ване исполнилось 8 лет, он был принят на службу в земский суд, переписывать и оформлять документы). - Чем после смерти отца занимался 9-летний мальчик?(Через год умирает отец и семья остается без денег. Мария Алексеевна договорилась в городском управлении, чтобы 9-летнего мальчика взяли переписывать бумаги). - Где любил бывать в свободное время Ваня?( Начальник Вани был грубым человеком, и не раз избивал мальчонку, запрещал читать книги. Но в свободное время Ваня любил посещать базары, кулачные бои, ходить на качели, то есть те места, где бывал простой народ). - Чему он учился у народа?(Он быстро схватывал и запоминал острое меткое слово) - Какие качества людей описывал в баснях И.А, Крылов?(В баснях он показывал, что упорный труд, скромность, прилежание - это главное в жизни людей. Ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью). Уч.: Под видом животных в баснях А.И. Крылов изображал людей. В баснях было и веселое лукавство ума, насмешливость, живописный способ выражаться; человеческий характер с их достоинством и недостатками. С детства мы знакомимся с баснями Крылова. Они являются выражением народной мудрости. Строки его, то есть крылатые выражения басен давно стали пословицами и вошли в нашу речь. Вспомним самые привычные. Б) Дидактическая игра "Угадай"( дети должны сказать название басни). - Из каких басен взяты эти выражения: 1." Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет"("Лебедь, Щука и Рак") 2." Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?("Зеркало и обезьяна)". 3. "Как ни полезна вещь - цены не знал ей невежда? Свой толк все к худу клонит("Мартышка и очки"). 4. " Я со всем без драки, могу попасть в большие забияки"("Слон и Моська"). 5. " Да только воз и ныне там"("Лебедь, Рак и Щука"). 6. " Ай. Моська! Знать она сильна, что лает на слона"("Слон и Моська") 7." Сильнее кошки зверя нет"(.....) 8." А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь"("Квартет") Под видом животных А.И.Крылов изображал людей. За львами, лисами, воронами он показывал человеческие характеры, осмеивал и осуждал пороки людей. И сегодня мы познакомимся с бессмертной басней"Ворона и Лиса". 6.Новая тема. А) Чтение басни.(учитель) Б) Проверка первичного восприятия. - О ком эта басня? - Что вам понравилось в басне? В) Работа по картине"Ворона и лиса". - Кого вы видите на картине? - Какая эта птица? - Где эта птица живет?(около населенных пунктов) - Перелетная или не перелетная? - Чем питается? -Что вы знаете о лисице? - Как ее называют в сказках?(хитрая, лукавая) Г) Жужжащее чтение басни. Д) Выборочное чтение: - найди и прочитай с помощью каких слов и выражений И.А. Крылов изображает ворону. - какой ты ее себе представляешь? Выбери слова, которые походят к вороне.(карточки со словами: неуклюжая, неповоротливая, громоздкая, взъерошенная, взлохмаченная, заторможенная, сонная, пассивная, неактивная, нерешительная, неопрятная, глупая). - почему автор говорит, что Ворона именно взгромоздилась на ель? Словарная работа. Подбери близкие по значению слова к слову "взгромоздясь"(забралась, взлетела, села, уселась, примостилась, опустилась, пристроилась) - какой изображена лиса?(хитрой, ласковой, умной, обманщицей, мошенницей, неискренней. льстивой, лукавой, находчивой). Выборочное чтение: - Найди и прочитай выражение в басне, которое могут представить повадки лисы.("Лису сыр пленил"(увлек, очаровал),"Плутовка к дереву на цыпочках подходит") - Почему автор называет лису"плутовкой"?( потому что она хитрая). ("Вертит хвостом с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша"(т.е.говорит приятным голосом, доставляющим удовольствие, ласковыми умиленным голосом, притворно нежным, лицемерным). - Покажи движением , как она подходила к вороне. - Прочитай, где лиса хвалит ворону.(ребенок читает "Ангельский быть должен голосок" "Ты б у нас была царь-птица") - Как понимаешь" Ангельский быть должен голосок", " Ты б у нас была царь-птица"? - Правду ли лиса говорила вороне? - Какой ворона кажется лисе(недалекой, глупой, бестолковой) - Для чего лиса говорила вороне так много красивых и ласковых слов? - Какое впечатление произвела хитрая, льстивая лиса на ворону? Прочитай.( Ребенок читает:"Вещуньина с похвал вскружилась голова" т. е.сильно увлеклась словами лисы и потеряла возможность здраво рассуждать, " От радости в зобу дыханье сперло"). - Почему лисе удалось выманить у вороны сыр?( потому что ворона подалась на лесть лисы). - Давай сделаем вывод: чему учит басня?(нельзя быть глупым, доверчивым, надо уметь отличать лесть от искренности). - Что автор говорит о лести и льстецах? Нашла ли лесть лисицы уголок в сердце вороны? Физ. минутка. К нам сорока прилетала, Лесные вести рассказала. Ворона на суку сидит И головой своей вертит. А сыр лисица поедает, А о вороне не вспоминает.( сопровождается движениями). 8.Закрепление. А) Чтение басни по ролям( читает ребенок и учитель). 11. Итог урока. - Что делали на уроке? -С какой басней познакомились? - Кого подразумевал в баснях под видом животных автор? - Какие пороки высмеиваются в баснях Крылова? Игра "Брей ринг." - Кто так говорил:"До того ль голубчик было в мягких муравах у нас. Песни, резвость всякий час. Так, что голову вскружило"(стрекоза). - Перечисли героев басни, которые затеяли играть в квартет(проказница Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка). Уч.: Внимание -"черный ящик". - Подумай и скажи, что в этом ящике: с помощью этого предмета, можно было увидеть "что там за рожа". Что это за предмет?(зеркало). - Назови героиню, которая совсем "без драки" хочет "попасть в большие забияки"(Моська). - Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга"не боясь греха"(Кукушка и Петух). Д/з. выразительно читать басню. Оценивание работы на уроке. | |
Просмотров: 656 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|